Файл: 1 Правовые и организационные аспекты системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 591

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Финансовое обеспечение подпрограмм должно осуществляться из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, а также из собственных средств

субъекта транспортной инфраструктуры.

Производится уточнение и корректировка предложений железных дорог и метрополитенов по объемам финансирования и софинансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

В части противодействия угрозам природного и техногенного характера могут быть приняты предложения других ведомств и одобрены соответствующие меры, которые, однако, должны быть взаимосвязаны с реализуемыми мероприятиями по обеспечению транспортной безопасности.

Любой транспортный терминал является уникальным и очень сложным объектом. Комплекс технических средств безопасности должен включать различные системы: охранной сигнализации (в том числе и периметровой), пожарной сигнализации и автоматики, систему контроля и управления доступом, видеонаблюдения. Все перечисленные системы должны входить в состав одного интегрированного комплекса технических средств охраны транспортного терминала.

Немаловажную роль при создании комплекса технических средств безопасности играет и достаточно высокий уровень технической подготовленности криминальной среды в России. До недавнего времени отечественные предприятия, специализирующиеся на производстве охранной техники, выпускали приборы только узконаправленные - для пожарной или охранной сигнализации. Поэтому для создания комплексных систем безопасности использовались достаточно дорогостоящие и сложные импортные системы, зачастую не отвечающие специфическим российским требованиям.

Сегодня ситуация значительно изменилась. Отечественные специализированные предприятия ведут разработку и производят охранную технику, не уступающую по своим возможностям аналогичной импортной. В то же время наши приборы охраны полностью отвечают российским требованиям безопасности и намного ниже по стоимости. Для производства охранной техники используется современная элементная база и

автоматизированное оборудование поверхностного монтажа.

Система передачи извещений (СПИ) «Атлас-20». Из всего многообразия выпускаемых приборов можно выделить интегрированную систему для охраны крупных промышленных предприятий и ОТИ, ядром которой является СПИ нового поколения «Атлас-20». Данная система передачи извещений позволяет в автоматическом режиме принять и передать на автоматизированное рабочее место оператора информацию от нескольких тысяч контролируемых объектов.


Информация может передаваться как по занятым телефонным линиям, не мешая разговорам абонентов, так и методом автодозвона, а также по радиоканалу. Для передачи информации используются специальные алгоритмы обработки цифровых сигналов, обеспечивающие высокую устойчивость системы к электромагнитным помехам, присущим ОТИ.

Использование криптозащищенных сигналов делает невозможным вмешательство посторонних в работу системы, а это немаловажно для таких объектов. Интегрированная система, помимо СПИ «Атлас-20», включает комплекс средств пожарной сигнализации и автоматики на базе приборов серии «Радуга» и «Старт», систему охранной сигнализации на базе прибора «Аккорд-512» и систему контроля и управления доступом «Кронверк».

Радиоволновые извещатели «Фон-3» и «Линар». Любой транспортный узел — это довольно большие открытые площади с большой протяженностью периметра, который требует охраны. Осуществить физическую охрану таких больших площадей практически невозможно. Для охраны больших открытых площадок и периметров предприятие выпускает радиоволновые извещатели «Фон-3» и «Линар».

Внутриобъектовая охранно-пожарная радиосистема «Стрелец». Достаточно большая площадь ОТИ, а также их разнесѐнность иногда затрудняют использование для охраны традиционных проводных систем. Для решения этой проблемы была создана внутриобъектовая охранно- пожарная радиосистема «Стрелец», которая позволяет оперативно и с наименьшими затратами построить систему охраны отдельного объекта и передать информацию на общий пульт управления интегрированным комплексом безопасности.

В последние несколько лет в связи со значительными геополитическими и экономическими изменениями заметно возросла активность экстремистских организаций различного рода, которые все чаще прибегают к терроризму для достижения своих целей. Террористические акты стали составляющей нашей жизни и из гипотетической угрозы переросли в проблему, которая наиболее остро встает перед правоохранительными органами и службами безопасности Российской Федерации.

В связи с различными мерами, принятыми в последнее время, правоохранительным органам удалось уменьшить волну террористических актов, но, тем не менее, полностью решить эту проблему пока не удается, так как на территории Российской Федерации и прилегающих к ней государств все еще остаются очаги напряженности, которые являются главной питательной средой терроризма.



Борьба с терроризмом - это важнейшая, многоплановая, но решаемая задача, требующая политических и экономических мер. Однако непосредственная борьба с терроризмом - это исключительное право правоохранительных органов. Одна из главных задач по выявлению планов и намерений террористов - пресечение каналов получения оружия и взрывчатых веществ, выявление конкретных исполнителей террористических актов и контроль за потоками людей, грузов и почтовых отправлений.

В настоящее время к диверсионно-террористическим средствам (ДТС) относятся:

- боевое огнестрельное оружие;

- взрывные устройства, как штатные (ручные гранаты, мины), так и самодельные;

- взрывчатые вещества (как основной элемент взрывных устройств),

которые могут доставляться и пересылаться отдельно;

- радиоактивные вещества большой активности, приводящие к заболеванию в течение нескольких дней.

Возможность использования диверсионно-террористических средств (далее - ДТС) против охраняемого объекта должна постоянно приниматься во внимание. Это диктуется тем колоссальным материальным и моральным ущербом, а, возможно, и жертвами, которые могут последовать в случае удачного их применения. С помощью ДТС (огнестрельного оружия и взрывных устройств) захватывались самолеты, корабли, посольства, угрозам взрывов и взрывам подвергались правительственные учреждения, школы, банки, аэропорты. За много лет борьбы с терроризмом наиболее эффективно показали себя методы и технические средства, которые перекрывают каналы доставки ДТС к местам проведения террористических акций.

Основными каналами доставки ДТС следует считать:

- скрытый пронос людьми под одеждой или в ручной клади;

- скрытая доставка среди поступающих грузов;

- почтовый канал (взрывоопасные почтовые отправления).

Радиоактивные вещества могут быть доставлены на охраняемую территорию не только с диверсионными целями, но и случайно (например, загрязненная обувь, одежда и т.п.).

Кроме того, не следует исключать возможность попытки проноса в индивидуальных сейфах радиоактивных веществ (делящихся материалов, радионуклидов), что может создать угрозу для здоровья персонала и посетителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с целью предотвращения проноса различных видов ДТС в охраняемое здание, на охраняемую территорию или объект, должен осуществляться контроль людей и их ручной клади на наличие взрывных устройств и огнестрельного оружия.


В зависимости от типа охраняемого объекта и принятого на нем

пропускного режима могут контролироваться:

- пассажиры на транспорте;

- персонал учреждений;

- посетители или клиенты офисов и банков;

- зрители на культурно-массовых мероприятиях.

Несмотря на разнообразие перечисленных категорий людей и объектов, этот вопрос допускает общие подходы к его решению. Обычно для осуществления контроля людей, их багажа и ручной клади устанавливаются стационарные посты, на которых осуществляется проверка на наличие ДТС отдельно или совмещаются с другими видами контроля. Оборудование проверочных постов на наличие ДТС включает установку специальных технических средств и организацию определенного порядка контроля и принятия решения.

Большое количество разных диверсионно-террористических средств, даже при рассмотрении отдельных их типов по таким характеристикам, как габариты и масса, конструкции, входящим в их состав материалам, использование различных способов их сокрытия и камуфлирования, создает большие трудности в определении общих характерных признаков, по которым они обязательно могли бы быть определены специальной аппаратурой. Не существует универсального прибора, который позволяет решать сразу все задачи и выявлять все типы и разновидности диверсионно- террористических средств.

Более эффективным считается комплексный подход, основанный на оптимальном сочетании различных типов технических средств и организационных мероприятий.

3 Техника безопасности и окружающей среды на железнодорожном транспорте

3.1 Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта

Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплуатационной работы. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на железнодорожном транспорте. Особую остроту приобретают проблемы безопасности движения и эксплуатации железных дорог. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды. Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы.

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижной состав.


Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года и при любой погоде.

Движение поезда становится опасным, когда он сталкивается с другим поездом, с другим транспортным средством на переезде или когда подвижной состав сходит с рельсового пути. В этих случаях возникают поражающие факторы, которые создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров, персонала железных дорог, населения, для целостности грузов и объектов внешней среды.

Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте — неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах, размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения случаются значительно реже. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары.

Анализ обобщенных данных о травмах показывает, что основными причинами несчастных случаев на железных дорогах являются:

- переход, переезд железнодорожных путей в неустановленных местах или перед близко идущим поездом — 65-75 % всех пострадавших;

- несоблюдение правил безопасности на железнодорожных станциях и платформах — 25-35 %;

- личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке из поезда — 8-9 % случаев;

- самоубийство — около 1 %.

На основании изложенного, можно сформулировать некоторые основные рекомендации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте:

- по возможности не спать во время движения поезда;

- обращать внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам;

- не стоять у края платформы, подходить к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, стараться сесть в вагоны в середине состава;

- если произошел взрыв или пожар, необходимо закрыть рот и нос

платком и лечь на пол вагона или салона