Файл: 1 Правовые и организационные аспекты системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 599
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обеспечение организационно-управленческого фактора транспортной безопасности охватывает вопросы:
– готовности органов государственной власти и местного самоуправления, иных субъектов транспортной деятельности к предупреждению, действиям в ходе транспортных происшествий и кризисных ситуаций, ликвидации (минимизации) их последствий;
– мониторинга уровня транспортной безопасности, контроля и надзора в области транспортной деятельности;
– организации системы (структуры и функций) постоянно- действующего государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности;
– заблаговременного и достаточного ресурсного обеспечения (кадры, научно-технические вопросы, финансирование);
– организации государственно-частного партнерства при обеспечении транспортной безопасности;
– категорирования ОТИ по степени уязвимости;
– профилактики через лицензирование и сертификацию;
– ответственности и санкций за нарушения в области обеспечения транспортной безопасности.
Структура системы обеспечения транспортной безопасности (Рис.2.3.1) в Российской Федерации.
Рисунок 2.3.1 Структура системы обеспечения транспортной безопасности
Для ОАО «РЖД» и всего железнодорожного транспорта структурные изменения в промышленности определяют необходимость, приоритетные направления и темпы развития транспортного комплекса.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года железнодорожный транспорт развивается в направлении интеграции транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы с учетом национальных интересов. Повышение уровня безопасности
транспортной деятельности осуществляется в этой связи на основе комплекса мер по снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду, повышению уровня транспортной доступности для хозяйствующих субъектов и населения, улучшению качества транспортного обслуживания в части своевременности перевозок грузов и обеспечения их сохранности, повышения скорости и комфортности перевозок пассажиров.
Продолжающийся прирост грузооборота транспортной системы страны определяет необходимость поддержания высокого уровня обеспечения безопасности движения, что, в свою очередь, требует и соответствующих финансовых вложений.
Анализ причин нарушений безопасности движения показывает, что их значительное количество обусловлено недостаточно высоким уровнем профессионализма и низкой технологической дисциплиной персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Это связано, в том числе и с тем, что на рынке транспортных услуг, помимо ОАО «РЖД», с каждым годом увеличивается количество независимых участников перевозочного процесса, деятельность которых нуждается в системной интеграции и стандартизации, т. к. существенно влияет на безопасность движения поездов. Соответственно, это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работ по обеспечению безопасности движения как в ОАО «РЖД», в процессе реализации стратегической программы Компании, так и в других организациях – участниках перевозочного процесса.
Повышение безопасности движения поездов является приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта России и ОАО «Российские железные дороги» как владельца инфраструктуры и значительной части подвижного состава. В отрасли и компании многое делалось и делается для поддержания должного уровня надежности технических средств и безопасности движения поездов.
Уровень эксплуатационной безопасности, существующий на железнодорожном транспорте России, является самым высоким по сравнению с другими видами отечественного транспорта. Это не только свидетельствует об эффективности усилий в данной сфере, но и предъявляет особые требования к обоснованности изменений в данной системе.
Следует отметить, что за годы существования ОАО «РЖД» наблюдается положительная динамика большинства показателей безопасности движения. Уменьшается число крушений и сходов поездов, как грузовых, так и пассажирских, а также количество погибших в этих происшествиях. Стабильно низким является число аварий.
Однако к настоящему времени исчерпаны практически все возможности системы управления безопасностью по дальнейшему развитию и расширению функциональности. Поэтому, достижение цели обеспечения гарантированной (нормативной) безопасности при минимальном объеме ресурсов, требует применения новых принципов, методов и средств перехода к новому целевому состоянию системы управления безопасностью перевозок.
Одним из направлений обеспечения транспортной безопасности является формирование системы технического регулирования на железнодорожном транспорте.
Другим направлением работы является формирование системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и ее преломление применительно к системе управления безопасностью движения.
Повышению безопасности движения, социальной ответственности Компании способствуют меры государственного регулирования, в числе которых, наряду с техническим регулированием, должны оказать свое положительное воздействие:
- страхование гражданской ответственности Компании;
- лицензирование железнодорожной деятельности;
- аккредитация как признание компетентности физических или юридических лиц выполнять работы на железнодорожном транспорте при соблюдении ими требований к объектам железнодорожного транспорта;
- аттестация железнодорожного персонала;
- метрологическое обеспечение деятельности, влияющей на безопасность;
- государственное расследование причин транспортных происшествий с поездами, их учет и разработка мероприятий по их предотвращению в будущем.
Вместе с тем, безопасность движения поездов – категория не только техническая, но и экономическая. Поддержание безопасности требует затрат, как капитальных, так и текущих, а нарушения безопасности, как правило, сопровождаются большим или меньшим ущербом.
В то же время дефицит инвестиционных ресурсов, высокий износ основных фондов железных дорог, недостаточная системность в решении вопросов бюджетирования обостряют проблему обеспечения безопасности движения. Ее решение требует комплексного научного обоснования, в том числе в увязке с общей проблемой обеспечения экономической безопасности отрасли.
Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах показывает, что в деле по предупреждению аварийности еще много нерешенных вопросов. Нарушения безопасности движения осложняют перевозочный процесс, создают негативный фон в общественном мнении о работе Компании.
В наиболее короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня безопасности перевозок, прежде всего, в результате реализации ряда мероприятий, к которым относится автоматизация некоторых операций, в том числе:
– пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения технологических процессов;
– контроль остаточного ресурса технических средств;
– расчет фактических и прогнозируемых показателей безопасности перевозок;
– выработка оперативных рекомендаций по предотвращению нарушений условий безопасных перевозок.
Это позволит определять причины нарушений безопасности движения, допущенных по вине ОАО «РЖД», а также и других участников перевозочного процесса. Реализация мер безопасности на транспорте должна обеспечить:
- защиту корпоративных интересов при определении ответственности за нанесенный ущерб в результате нарушения безопасности движения другими участниками перевозочного процесса и рациональное решение проблем системного и качественного устранения причин таких нарушений;
- стимулирование повышения уровня безопасности движения всеми участниками перевозочной деятельности;
- предоставление достоверных данных о случаях нарушений безопасности движения.
Федеральный закон «О транспортной безопасности» определил единый алгоритм действий по обеспечению транспортной безопасности на всех видах транспорта.
В целях реализации положений этого закона, создания единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности, приказом министра транспорта от 09.10.2007 № 145 в структуре Министерства транспорта был создан Департамент транспортной безопасности и специальных программ.
Основной задачей, стоящей перед Департаментом транспортной безопасности, является создание нормативно - правовой базы и разработка документов в области обеспечения транспортной безопасности.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу в области транспортной безопасности, в настоящее время являются:
1. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» устанавливает понятие транспортной безопасности, ответственность субъекта транспортной инфраструктуры за обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС.
2. Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» устанавливает ответственность Минтранса России за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте и сроки обеспечения защиты критически важных ОТИ.
3. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» устанавливает три уровня безопасности ОТИ, по умолчанию всегда действует 1-й уровень, 2-й и 3-й уровни объявляются при повышенных угрозах.
4. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» определяет, каким образом будет проводиться оценка уязвимости ОТИ при аккредитации специализированными организациями.
5. Приказ Минтранса России от 29.01.2010 № 22 «О порядке ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» регламентирует запись об ОТИ в реестр по указанию компетентного органа, в который направляются данные по объекту. Компетентный орган принимает решение о включении ОТИ в реестр