Файл: 1 Правовые и организационные аспекты системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чтобы не задохнуться;
- одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;
- не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать террористов, экстремистов или хулиганов;
- не употреблять алкоголь.
3.2 Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте
Большая часть контингента железнодорожников занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.
Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава.
На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.
Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока – к рельсам и соединённым с ними устройствами. Такими работами заняты монтёры контактной сети СЦБ и связи, монтёры пути.
Поражение электрическим током работников энергоучастков может произойти на территории тяговых подстанций при нарушении правил обслуживания электроустановок. Повышенная опасность электротравм
существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловоза.
К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:
- ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов;
- низкий уровень технологической дисциплины;
- прием алкогольных и наркотических веществ;
- ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.
3.3 Пожарная безопасность. Электробезопасность
В целях обеспечения пожарной безопасности проводник обязан:
В целях обеспечения пожарной безопасности проводнику запрещается:
- загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры).
Работы вне вагона по удалению мусора, очистке подвагонного оборудования от снега и льда и т. д. проводник обязан выполнять в сигнальном жилете со светоотражающими полосами, имея при себе средства служебной связи (переносную радиостанцию, ручной терминал СКБ и СПИ).
Работы внутри вагона проводник обязан производить в спецодежде, спецобуви, с применением других средств индивидуальной защиты.
Присутствие проводника на рабочем месте обеспечивается на всем пути следования, включая обслуживание дежурным проводником двух и более вагонов при наличии системы контроля диагностики и управления (СКДУ). В случае обслуживания дежурным проводником двух и более вагонов носимые терминалы должны находиться при проводнике в форменной одежде.
Визуальный контроль соблюдения требований пожарной безопасности, работы внутреннего оборудования закрепленных вагонов проводник обязан осуществлять не реже одного раза в 30 минут.
3.4 Экологическая безопасность
Железнодорожный транспорт из всех других видов транспорта (кроме водного) оказывает наименьшее негативное воздействие на природную среду. Тем не менее и его доля в загрязнении природы значительна. Так, только в процессе грузовых перевозок теряется около 10 % груза. Это происходит из - за неисправности обшивки вагонов, пыления грузов, перевозимых навалом в открытом подвижном составе, в результате различных аварийных ситуаций. Пылевидные вещества переносятся ветром на значительные расстояния от железнодорожных магистралей, загрязняя почвы. Пылевидные частицы грузов усваиваются растениями и животными, а затем по пищевой цепи попадают в организм человека, нанося ущерб здоровью.
Загрязнение воздуха происходит в результате выбросов от сжигания топлива в котельных и двигателях внутреннего сгорания. Вентиляционные выбросы ремонтных цехов (в случаях недостаточной очистки) негативно влияют на качество воздушной среды. Объекты железнодорожного транспорта потребляют значительное количество кислот, щелочей и других химикатов. Они используются для заливки аккумуляторов, при мойке самого подвижного состава, а также его узлов и деталей перед ремонтом, для ликвидации накипи в котлах, для заливки ванн в электролитных цехах, при химчистке спецодежды и др. Отработанные
химикаты периодически попадают в стоки, затем, после недостаточной очистки, — в сбросы. Эти сбросы могут серьезно загрязнять водные бассейны.
Ущерб природе наносят стоки дождевых и талых вод с территорий ремонтных производств, заправочных станций, топливных складов, мест стоянок транспорта. Они практически не подвергаются предварительной очистке. Эти стоки содержат жидкие нефтепродукты, остатки моющих, дезинфицирующих, антиобледенительных и противогололедных реагентов.
Сточные воды пунктов обмывки пассажирских вагонов содержат в основном взвешенные вещества и нефтепродукты, а также бактериальные загрязнения. Сточные воды пунктов обработки грузовых вагонов включают в себя нефтепродукты, минеральные удобрения, химикаты, частицы строительных материалов, комбикорма, зерно и прочее, т.е. те вещества, которые перевозились в вагонах, и элементы смазки узлов вагонов.
Все сточные воды перед сбросом в водные бассейны требуют серьезной и дорогостоящей очистки. Предприятия несут ответственность за эффективную очистку стоков перед их сбросом. Опасные отходы как осадки сточных вод образуются при мойке и санитарной обработке вагонного парка после перевозки скота, мяса, рыбы, сельхозпродукции, подверженной гниению или содержащей нитраты, лекарств и химических грузов. Железнодорожный транспорт, как и большинство других отраслей, пока не в состоянии переработать все собственные отходы. Большая часть образующихся на предприятиях отрасли отходов вывозится на санкционированные полигоны и свалки, частично сжигаются, частично регенерируются (старая смазка, нефтепродукты) или утилизируются (отработавшие люминесцентные лампы, древесные отходы).
Железнодорожный транспорт оказывает различные виды негативных воздействий на жизнедеятельность экологических систем:
Важной составляющей стратегии развития ОАО "РЖД" является обеспечение экологической безопасности производственно-транспортного комплекса компании.
Главная цель ОАО "РЖД" в сфере экологии – забота о благополучии природной среды и здоровье людей. Для достижения этой цели предусматривается:
водные объекты и на рельеф местности.
Снижение воздействия на окружающую среду достигнуто за счет следующих важнейших направлений в деятельности ОАО "РЖД":
С 2018 г. ОАО "РЖД" продолжает реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетический комплекс снижает количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1%, сброса загрязненных сточных вод - на 5%.
Заключение
От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.
На формирование национальных интересов Российской Федерации в транспортной сфере большое влияние оказывают, с одной стороны, положение России в мировом сообществе и основные тенденции в развитии международных отношений на современном этапе, с другой, внутриполитическая обстановка в стране, задачи экономического и социального развития, непосредственно нацеленные на реализацию социально-политических и геополитических интересов и приоритетов государства, на их надежное обеспечение. В наиболее общем виде национальные интересы Российской Федерации в транспортной сфере состоят:
- в удовлетворении потребностей личности, общества и государства в современном спектре транспортных услуг
- одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;
- не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать террористов, экстремистов или хулиганов;
- не употреблять алкоголь.
3.2 Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте
Большая часть контингента железнодорожников занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.
Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава.
На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.
Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока – к рельсам и соединённым с ними устройствами. Такими работами заняты монтёры контактной сети СЦБ и связи, монтёры пути.
Поражение электрическим током работников энергоучастков может произойти на территории тяговых подстанций при нарушении правил обслуживания электроустановок. Повышенная опасность электротравм
существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловоза.
К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:
- ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов;
- низкий уровень технологической дисциплины;
- прием алкогольных и наркотических веществ;
- ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.
3.3 Пожарная безопасность. Электробезопасность
В целях обеспечения пожарной безопасности проводник обязан:
-
контролировать на пульте управления показания электроизмерительных приборов, сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ), сигнализации контроля нагрева редуктора (СКНР), установки пожарной сигнализации и другого электрооборудования; -
при обнаружении неисправности электрооборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом) отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда; -
при необходимости ремонта электрооборудования сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования; контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности; -
не допускать использования пассажирами открытого пламени, курения, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, подключения электрических приборов, не предусмотренных конструкцией вагона (кроме электробритв и мобильных устройств).
В целях обеспечения пожарной безопасности проводнику запрещается:
-
включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра; -
хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона; -
применять для растопки котлов, кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон; -
топить котел и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, кожухами, разделками, без флюгарок или с наращенными трубами, при отсутствии пламяотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки; -
выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона; -
оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов над потолочные пространства котельного отделения, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы; -
применять утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, технические характеристики которых не предусмотрены конструкцией вагона; -
отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановые трубы;
- загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры).
Работы вне вагона по удалению мусора, очистке подвагонного оборудования от снега и льда и т. д. проводник обязан выполнять в сигнальном жилете со светоотражающими полосами, имея при себе средства служебной связи (переносную радиостанцию, ручной терминал СКБ и СПИ).
Работы внутри вагона проводник обязан производить в спецодежде, спецобуви, с применением других средств индивидуальной защиты.
Присутствие проводника на рабочем месте обеспечивается на всем пути следования, включая обслуживание дежурным проводником двух и более вагонов при наличии системы контроля диагностики и управления (СКДУ). В случае обслуживания дежурным проводником двух и более вагонов носимые терминалы должны находиться при проводнике в форменной одежде.
Визуальный контроль соблюдения требований пожарной безопасности, работы внутреннего оборудования закрепленных вагонов проводник обязан осуществлять не реже одного раза в 30 минут.
3.4 Экологическая безопасность
Железнодорожный транспорт из всех других видов транспорта (кроме водного) оказывает наименьшее негативное воздействие на природную среду. Тем не менее и его доля в загрязнении природы значительна. Так, только в процессе грузовых перевозок теряется около 10 % груза. Это происходит из - за неисправности обшивки вагонов, пыления грузов, перевозимых навалом в открытом подвижном составе, в результате различных аварийных ситуаций. Пылевидные вещества переносятся ветром на значительные расстояния от железнодорожных магистралей, загрязняя почвы. Пылевидные частицы грузов усваиваются растениями и животными, а затем по пищевой цепи попадают в организм человека, нанося ущерб здоровью.
Загрязнение воздуха происходит в результате выбросов от сжигания топлива в котельных и двигателях внутреннего сгорания. Вентиляционные выбросы ремонтных цехов (в случаях недостаточной очистки) негативно влияют на качество воздушной среды. Объекты железнодорожного транспорта потребляют значительное количество кислот, щелочей и других химикатов. Они используются для заливки аккумуляторов, при мойке самого подвижного состава, а также его узлов и деталей перед ремонтом, для ликвидации накипи в котлах, для заливки ванн в электролитных цехах, при химчистке спецодежды и др. Отработанные
химикаты периодически попадают в стоки, затем, после недостаточной очистки, — в сбросы. Эти сбросы могут серьезно загрязнять водные бассейны.
Ущерб природе наносят стоки дождевых и талых вод с территорий ремонтных производств, заправочных станций, топливных складов, мест стоянок транспорта. Они практически не подвергаются предварительной очистке. Эти стоки содержат жидкие нефтепродукты, остатки моющих, дезинфицирующих, антиобледенительных и противогололедных реагентов.
Сточные воды пунктов обмывки пассажирских вагонов содержат в основном взвешенные вещества и нефтепродукты, а также бактериальные загрязнения. Сточные воды пунктов обработки грузовых вагонов включают в себя нефтепродукты, минеральные удобрения, химикаты, частицы строительных материалов, комбикорма, зерно и прочее, т.е. те вещества, которые перевозились в вагонах, и элементы смазки узлов вагонов.
Все сточные воды перед сбросом в водные бассейны требуют серьезной и дорогостоящей очистки. Предприятия несут ответственность за эффективную очистку стоков перед их сбросом. Опасные отходы как осадки сточных вод образуются при мойке и санитарной обработке вагонного парка после перевозки скота, мяса, рыбы, сельхозпродукции, подверженной гниению или содержащей нитраты, лекарств и химических грузов. Железнодорожный транспорт, как и большинство других отраслей, пока не в состоянии переработать все собственные отходы. Большая часть образующихся на предприятиях отрасли отходов вывозится на санкционированные полигоны и свалки, частично сжигаются, частично регенерируются (старая смазка, нефтепродукты) или утилизируются (отработавшие люминесцентные лампы, древесные отходы).
Железнодорожный транспорт оказывает различные виды негативных воздействий на жизнедеятельность экологических систем:
-
физическое (шумы, вибрации, электромагнитные поля, пыли, аэрозоли); -
химическое (загрязнение среды распылением химически вредных грузов, выбросами транспортных средств и предприятий, недостаточно хорошо очищенными сбросами); -
биологическое (сокращение мест обитания животных и растений за счет отвода земель под строительство дорог и объектов инфраструктуры, разделение среды обитания транспортными коммуникациями, загрязнение экосистем биопрепаратами санобработки после перевозки больного скота, лекарственных препаратов, вакцин, биологических токсичных веществ).
Важной составляющей стратегии развития ОАО "РЖД" является обеспечение экологической безопасности производственно-транспортного комплекса компании.
Главная цель ОАО "РЖД" в сфере экологии – забота о благополучии природной среды и здоровье людей. Для достижения этой цели предусматривается:
-
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников; -
снижение использования водных ресурсов; -
снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные
водные объекты и на рельеф местности.
Снижение воздействия на окружающую среду достигнуто за счет следующих важнейших направлений в деятельности ОАО "РЖД":
-
внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия; -
совершенствование системы управления природоохранной деятельностью; -
обеспечение экомониторинга за воздействием на окружающую среду.
С 2018 г. ОАО "РЖД" продолжает реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетический комплекс снижает количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1%, сброса загрязненных сточных вод - на 5%.
Заключение
От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте.
На формирование национальных интересов Российской Федерации в транспортной сфере большое влияние оказывают, с одной стороны, положение России в мировом сообществе и основные тенденции в развитии международных отношений на современном этапе, с другой, внутриполитическая обстановка в стране, задачи экономического и социального развития, непосредственно нацеленные на реализацию социально-политических и геополитических интересов и приоритетов государства, на их надежное обеспечение. В наиболее общем виде национальные интересы Российской Федерации в транспортной сфере состоят:
- в удовлетворении потребностей личности, общества и государства в современном спектре транспортных услуг