Файл: Ккл по Дисциплине уодб Тема Задачи и принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).
Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190–195).
Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.
Важнейший принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положении о порядке их проведения.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
В коммерческих банках, в зависимости от обслуживаемых клиентов открываются соответствующие счета:
- расчетные счета- юридическим лицам различных форм собственности
, имеющим самостоятельный баланс; расчетный счет является основным счетом предприятия. Он открывается предприятию независимо от формы собственности, обладающему правами юридического лица и действующему на принципах самоокупаемости.
Предприятиям, имеющим вне места своего нахождения различные подразделения (филиалы и т.п.), могут быть открыты для этих подразделений расчетные субсчета в банках по месту их нахождения. Операции по расчетному субсчету ограничены и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета (головной организации). Основные операции по этому счету: зачисление поступающей выручки и последующее перечисление ее средств на основной расчетный счет предприятия; расчетные операции от имени головного предприятия. Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На расчетных счетах концентрируются результаты всех банковских операций по основной деятельности. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец;
бюджетные счета - предприятиям, организациям, учреждениям, которым для ведения хозяйственной деятельности выделяются средства из республиканских и местных бюджетов согласно установленным сметам; бюджетные счета — это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций, они подразделяются на доходные, расходные, текущие счета средств местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств;
текущие счета - учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (общественные, религиозные благотворительные фонды и пр.). Текущие счета открываются предприятиям, не обладающим признаками, дающими право иметь расчетный счет. Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий, как правило, открываются текущие счета, по которым проводятся операции, связанные главным образом с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами. По текущему счету осуществляются операции, связанные с выдачей наличных денег; зачисление средств с расчетного счета головного предприятия для выдачи заработной платы и командировочных расходов; их выдача; перечисления во вклады граждан, а также удержания из заработной платы; с разрешения банка могут быть предусмотрены выплаты наличных денег для выполнения производственных задач. Кроме того, текущие счета или расчетные субсчета могут
открываться юридическими лицами своим подразделениям, территориально обособленным, магазинам, филиалам. Текущими являются счета в иностранной валюте, которые открываются любому юридическому лицу для выполнения расчетов по экспортно-импортным операциям или операциям, связанным с дипломатической, торговой и другой деятельностью;
ссудные счета. Ссудные счета открываются клиенту банка, которому предоставляется кредит. Виды ссудных счетов различаются в зависимости от методов кредитования (простой ссудный счет, специальный ссудный счет, контокоррент);
депозитный счет. Депозитный счет открывается для хранения в течение определенного срока части средств предприятия. За хранение средств в банке на этом счете предприятию выплачивается определенный процент.
Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе банка:
заявление на открытие счета;
копии Устава и учредительного договора (прошнурованные, пронумерованные и заверенные нотариально); если у создаваемого предприятия один учредитель, то требуется и решение (приказ) учредителя о создании предприятия;
постановление главы администрации о регистрации;
свидетельство о государственной регистрации;
справка от налоговой инспекции о регистрации;
учредительный договор;
справки о постановке на учет: в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, в статистических органах;
карточки с нотариально заверенными образцами подписей и оттиском гербовой печати.
Юридическая служба проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета.
Для открытия счета в бухгалтерию представляется распоряжение руководства банка об открытии счета с приложением карточки образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента. В юридическом деле находятся заявления клиентов об открытии им счетов со всеми необходимыми документами, кроме карточек.
Никаких изъятий документов из таких дел не допускается. В этом же деле помещается переписка об изменении права подписи и другие документы по данному клиенту. Каждому делу присваивается тот же номер, который присвоен счету организации. Все юридические дела хранятся в банке, в сейфе, подобранными по возрастающему порядку номеров счетов.
При переоформлении счета в связи с реорганизацией представляются такие же документы, как и при создании предприятий, объединений, организаций. При изменении наименования, не вызванного реорганизацией, представляются заявление владельца счета и решение соответствующего органа. Основные правила проведения операций по расчетным, текущим и другим счетам (субсчетам) предприятий в банке устанавливает Центральный банк Российской Федерации.Расчетные и текущие счета предприятий, объединений, организаций и учреждений закрываются:
по заявлению владельца счета;
по решению органа, создавшего предприятие;
при ликвидации.
В случае закрытия счета, а также при изменении наименования предприятия, организации, учреждения либо номера счета, владелец счета обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками при заявлении, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счете на день закрытия и указание, куда перечислить остаток средств.
Расчетные счета клиентов характеризуются как пассивные, то есть сальдо по кредиту счета это остаток денежных средств на счете. Обороты по кредиту показывают поступления средств, а обороты по дебету отражают их расходование.
В плане счетов эти операции отражаются в разделе 4 балансовых счетов «Операции с клиентами». Предусмотрены следующие счета первого порядка:
405 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности»,
406 «Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
407 «Счета негосударственных предприятий».
Счета предназначены для учета средств на счетах финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций.
Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах и выполняет распоряжения этих предприятий о проведении банковских операций с их счетов. Средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета.
Расчеты, осуществляемые банком, в котором открыт соответствующий счет клиента, производятся преимущественно путем безналичного перечисления средств со счета плательщика на счет получателя, а также наличными деньгами в соответствии с нормативными документами.
5.2.Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение- распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Платежное поручение выписывается плательщиком в нескольких экземплярах, которые представляются в банк. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Подлинным расчетным документом является т. н. первый экземпляр, на котором стоит гербовая печать и подписи уполномоченных лиц.
На основании первого (подлинного) экземпляра осуществляется списание средств с расчетного счета плательщика. Этот документ служит мемориальным ордером в банке плательщика и остается в документах дня банка плательщика.
Второй и третий экземпляры пересылаются в банк получателя (на их основании изготавливаются платежные поручения на РКЦ).
Второй экземпляр служит мемориальным ордером, и на его основании зачисляются деньги на расчетный счет получателя. Остается в документах дня банка получателя.
Третий экземпляр будет являться приложением к выписке из лицевого счета получателя.
Четвертый экземпляр выдается плательщику как расписка о выполнении операции (вместе с выпиской из лицевого счета).
Плательщик представляет платежное поручение в банк к оплате.
Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления, документа, наличие денег на расчетном счете. Ответственный исполнитель от лица банка принимает платежные документы к оплате, то есть на всех экземплярах платежного поручения ответственный исполнитель проставляет штамп банка и свою подпись.