Файл: Реферат по дисциплине История России по теме Губернская реформа России в начале xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная автономная некоммерческая организация

высшего образования

«Московский психолого-социальный университет»

Департамент гуманитарных наук

Реферат

по дисциплине: «История России»

по теме: «Губернская реформа России в начале XVIII века»

Выполнила: Тагиева Любовь Викторовна,

студентка 1 курса

факультета Экономики,

группы 22/01/БЭВд-4,5-1

Научный руководитель:

Дзюбан Валерий Валерьевич – д.и.н., к.п.н.,

профессор «Департамента гуманитарных наук»

Московского психолого-социального университета

Москва – 2023

Cодepжaниe

Ввeдeниe………………………………………………………………………….3

1.Предпосылки губернской реформы……..……………………………………7

2. Этапы губернской реформы Петра I………...………………………………10

3. Итоги губернской реформы Петра I………………………. ……………….24

Зaключeниe………………………………………………………………………27

Cпиcок литepaтypы……………………………………………………………..29

Введение
К началу XVIII века остро встали проблемы динамичного развития государства российского. Сравнив степень социально-экономического развития России в конце XVII в. с передовыми странами Западной Европы, можно увидеть, что для того, чтобы занять достойное место в системе европейских государств Россия крайне нуждалась в преобразованиях, носящих радикальный характер и требовались эти преобразования практически во всех сферах общественной жизни.

В первой четверти XVIII почти все эти изменения произошли во время правления Петра I и имели большое прогрессивное значение.

Административно-территориальные реформы Петра I, преобразования в сфере местного самоуправления долгое время привлекали внимание исследователей. Главным структурным элементом, основой всей новой системы местного самоуправления, стала губернская реформа Петра Великого. Именно ей в историографии посвящено наибольшее количество исследовательских работ. Уже в трудах историков второй половины XVIII можно встретить отдельные наблюдения и суждения по данной теме. Так, например, И. Н. Болтин считал, что разделение России на губернии привело к трудностям в их управлении "из-за чрезмерной обширности и многочисленности". По его словам, для того, чтобы "заниматься делами", необходимо было организовать присутственные места в губернских городах. [7, С. 211] В. Н. Татищев полагал, что провинции при Петре I были сформированы во многом благодаря воле и желаниям царедворцов, назначенных при нем. [21, С. 521] Очень положительно оценил важность реформы В.И. Лешков, хотя и отметил, что деление на провинции вытекало из административного деления, которое сформировалось во второй половине XVII в. Таким образом, исследователь первым подошел к аспекту проблемы, нашедшему свое развитие в более поздних работах. [19]


Конечно, наиболее важными источниками для изучения государственных систем, существовавших в начале XVIII в. систем управления, являются историко-правовые документы: указы, положения и др.

Проблемы реформирования государственной системы власти и управления в эпоху Петра I нашли отражение в работах отечественных авторов: В.Г. Игнатовой, Р.Г. Пихоя, А.Н. Марковой, И.А. Исаевой, Н.А. Омельченко, В.И. Щепетевой, Ю.Л. Титовой.

Наибольший интерес к изучению этого вопроса сейчас обусловлен многочисленными инициативами, предпринятыми в последние годы по преобразованию законодательной и исполнительной системы, в частности в области управления отдельными территориями, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации, и функционирования органов местного самоуправления.

Изучение административно-территориальных реформ Петра I представляет большой научный интерес, поскольку именно в первой четверти восемнадцатого века изучение традиций в практике территориального управления позволяет внести существенные дополнения в изучение проблемы взаимодействия власти и общества, федерального Центра и регионов, бюрократических институтов и выборных органов власти и управления на местах.

Со второй половины XIX в. появляется серия исследований по истории местных учреждений, в том числе петровской эпохи. Наибольший интерес к этому вопросу был обусловлен подготовкой реформ 60-70-х гг. и необходимостью ее теоретического обоснования. Для этого понадобилась прогулка по прошлому, переосмысление исторического опыта деятельности предыдущих структур местного самоуправления. Приоритет в этих исследованиях принадлежал так называемым "государственным деятелям", оказавшим значительное влияние на всю историографию петровского времени. Так, например, К.А. Неволин посвятил несколько глав своего фундаментального труда реформам местного управления и отдельно губернской реформе Петра I. Используя в основном материалы "Полного Собрания Законов", он ограничился заявлением о введении провинциальной системы, но обратил внимание на то, что реформа привела к появлению новых административных институтов в виде губернских канцелярий.

Один из крупнейших представителей "государственной школы" А.Д. Градовский первым указал на факт влияния покровителей шведского государства на формирование региональных структур в начале XVIII века.



Проведение губернских реформ А.Д. Градовский ассоциировал с процессами, происходящими среди провинциального дворянства, которое потенциально имело возможность и желание ограничить власть и влияние местной администрации в лице губернаторов, воевод, наместников. Однако из-за собственной инертности служилый класс не реализовал эту возможность. А.Д. Градовский положительно оценил губернскую реформу, посчитав ее шагом вперед по сравнению с архаичным административно-территориальным устройством XVII в. [9, С. 301]

А.В. Лохвицкий посвятил свое исследование истории развития провинций в России. А.В. Лохвицкий также положительно оценил результаты губернской реформы Петра Великого, которой он посвятил один из разделов своей работы. Он изучил основные нормативные акты реформы, которые устанавливали номенклатуру должностных лиц местного самоуправления, а также несколько отдельных писем Петра I. Ограниченность исходной базы не позволила исследователю концептуально выйти за рамки государственной школы, основной вывод сводился к признанию уникальной и фундаментальной роли государства в создании губернской системы как основы структуры местного самоуправления в России в первом квартале XVIII в. [20, С. 190]

Вышеперечисленные публицисты в основном интерпретировали материалы законодательства, не привлекая при этом все документы из архивов местных учреждений. Во многом этим можно объяснить тот факт, что проблема образования губерний и других административно-территориальных образований в период правления Петра I не стала предметом отдельного исследования.

Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы подробно рассмотреть и проанализировать возможности развития и условия реализации губернской реформы Петра I.

Цель курсовой работы – изучение этапов и особенностей губернской реформы начала XVIII века.

Задачи:

  • изучить предпосылки губернской реформы;

  • исследовать первый этап реформы – до 1708 года;

  • исследовать второй этап губернской реформы – 1708–1718 гг.;

  • исследовать третий этап губернской реформы – 1719–1725 гг.;

  • проанализировать итоги губернской реформы Петра I.

Предмет исследования: «реформаторский» процесс развития системы губернского управления в Российской империи в начале XVIIIв.


Объект исследования: этапы губернской реформы в период правления Петра Первого.

Структура работы представлена введением, тремя главами исследований Губернских реформ Петра I, итогами реализации, заключением, списком использованной литературы.

  1. Предпосылки губернской реформы

Во второй половине XVII в. в Российском государстве прогрессирует тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной, в стране усиливается власть царя. Параллельно был поднят вопрос о преобразовании вооруженных Сил. Стрелецкие войска утратили свою боеспособность. Для большинства представителей дворянского сословия военная служба также стала обременительной.

Что касается внешней политики и ее влияния на внутренние преобразования, то можно сказать, что Россия хоть и стала лидирующей политической силой Восточной Европы по итогам Русско-Польской войны (1654-1667гг.), но поражения и огромные человеческие потери в двух неудачных кампаниях, в 1687 и 1689 годах, против Крымского ханства существенно подорвали авторитет правящей русской царевны – Софьи Алексеевны.

Вот как смотрит на нас Россия того времени. Все вышеперечисленные факторы явились предпосылками для создания реформистской политики Петра Великого.

Губернская реформа проводится до реорганизации остальных областей административной структуры. В условиях возросших темпов войны существовавшая ранее система воеводства теряет свою актуальность и перестает соответствовать требованиям того времени, и возникает необходимость создания нового территориально-административного деления и новой модели регионального управления. Это должно, по мнению Петра I, способствовать решению важных общеполитических и областных задач.

Губернская реформа рассматривалась им как подающее надежды средство, которое могло бы позволить наладить сбор налогов, содержать армию в мирное и военное время, построить флот, успешно бороться с проявлением недовольства низших социальных слоев населения. Губернии стали бы основой, на которую государство могло бы опираться при проведении политики реформ и осуществлении военно-административного контроля как в центре, так и на местах.

Реформы первой четверти XVIII века хоть и были явлением закономерным и носили ярко выраженный классовый характер, но нельзя не отметить, что личность Петра I, крупнейшего реформатора и полководца, наложила своеобразный отпечаток на ход преобразований и дальнейшего развития истории.


Петровская эпоха - это время фундаментальных перемен в российском обществе. Эти изменения охватывают практически все аспекты жизни общества - от государственного устройства до повседневной жизни. Отличие реформ этого периода заключается не только в их всеобъемности, но и в том, что Петр I начал решать проблемы государства полностью осознанно, системно и последовательно, используя свое доминирующее влияние на экономические аспекты жизни: промышленность, торговлю, ремесленное производство.

Значительные результаты петровских реформ были достигнуты за счет усиления централизации, укрепления самодержавия и крепостного права. Эти меры вывели Россию на уровень равенства с развитыми странами Европы.

Реформы Петра I начались на рубеже XVII–XVIII вв. и продолжались по нарастающей линии вплоть до его смерти.

Петр I, на основе многочисленных преобразований, заложил политические традиции и нормы содержания и реализации власти, которые впервые проявились в России во второй половине XI в. и, видоизменяя и дополняя друг друга, продолжали существовать до конца XVII столетия. Однако темпы петровских реформ, в некоторой степени, опережавшие логическое и прогрессивное развитие русской политической мысли, способствовали необходимости поиска уже готовых теоретических обоснований начатых преобразований, связанных с реализацией верховной власти монарха, которые полностью соответствовали концепции идеологии европейского абсолютизма.

Во многих отношениях Петр I действовал, исходя из практических потребностей и своего видения возникающих проблем. Теоретическое обоснование реформ основывалось на особой роли монарха, который отвечал сам себе и лучше других понимал, что нужно государству для "общего блага".

В первой четверти XVIII в. главным значением этих преобразований было создание административной системы, проникнутой идеей централизма и полностью подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

Реформы высших, центральных и местных органов государственной власти и управления, проведенные в начале XVIII столетия, разделяют на три этапа.

I этап (1699-гг.). Это время характеризуется лишь частичными преобразованиями в системе высших государственных органов и структуре местного самоуправления, военной реформой;

II этап (1710-гг.). Ликвидация прежнего центрального правительства и административных органов, создание новой столицы, Сената, продолжение региональной реформы;