Файл: Реферат по дисциплине История России по теме Губернская реформа России в начале xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такая жесткая правительственная структура является попыткой реализовать теорию полицейского государства, когда в руках чиновников сосредоточена вся полнота власти не только в государственных, но и в общественных и даже частных делах. Местный администратор по инструкции признан источником и творцом всего народного благополучия. Губернаторы, земские комиссары осуществляют бюрократическую экспансию на пути социального прогресса. Власть короны вселяла в них веру в свое всемогущество, затрагивающее любую сферу общественной жизни: полицию, безопасность, торговлю, здравоохранение, борьбу со стихийными бедствиями, образование, благотворительность и т.д.

В провинции основными административными уровнями были комендант, камерир, который организовывал сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местную казну (Renteria). В дистриктах земские комиссары в первую очередь отвечали за сбор налогов и выполнение полицейских обязанностей.

Согласно петровским реформам, население городов с 1699 года управлялось столичной городской думой и земскими избами. Кроме того, на постоялых дворах происходили посадские сходы, то есть собрания членов всего посада или его составных частей: слобод, сотен, гильдий. Они избирали посадского, старост и других глав, членов магистратов – представителей городского самоуправления, а также работников казенной службы.

Таким образом, на втором этапе петровской губернской реформы были образованы провинции и дистрикты. Провинции стали промежуточным звеном между губерниями и уездами и разделялись на округа-уезды.

Формирование губерний Петром I было лишь попыткой превратить общебытовую область в административную. Местная реформа 1708-1725 годов была переходным периодом для реорганизации 1775 года.

3. Итоги губернской реформы Петра I

Губернская реформа 17 декабря 1708 года является важной составляющей преобразований Петра I в России, получившая различные оценки в исторической литературе. Они касаются не только определения целей и задач Петра I в области государственного управления, но и проблем их практической реализации и результатов. В то же время исследователи уделяют особое внимание административно-военным и фискальным особенностям провинциальной реформы, связывая ее непосредственно с условиями войны (русско-шведская война).

А.В. Лохвицкий посвятил свое исследование истории развития губерний в России. Он положительно оценил результаты губернской реформы Петра I, признав выдающуюся и фундаментальную роль государства в создании губернской системы как основы структуры местного самоуправления в России в первой четверти восемнадцатого столетия. [20, С. 190]

В.О. Ключевский охарактеризовал губернскую реформу следующим образом: «До Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформой Петра, в ином даже шедшая дальше ее».

«В губернской реформе, – сообщает Ключевский, – законодательство Петра не обнаружило ни медленно обдуманной мысли, ни быстрой созидательной сметки. Всего меньше думали о благосостоянии населения. Губернских комиссаров, служивших лишь передатчиками в сношениях сената с губернаторами и совсем неповинных в денежных недосылках, били на правеже дважды в неделю».

По словам В.О. Ключевского, цель губернской реформы носила исключительно фискальный характер, а сама она оказалась мало продуманной и долго воплощаемой. «Провинциальные учреждения стали своего рода прессом для извлечения денег из народа. В связи с продолжающейся войной потребности казны росли, и губернаторы не успевали за ними следить. Они все меньше и меньше думали о благосостоянии населения.»

«Губернская реформа, – пишет Ключевский, – опустошила или расстроила центральное приказное управление… Создалось редкое по конструкции государство, состоявшее из восьми обширных сатрапий, ничем не объединявшихся в столице, да и самой столицы не существовало; Москва перестала быть ею, Петербург еще не успел стать. Объединял области центр не географический, а личный и передвижной: блуждавший по радиусам и периферии сам государь».

Начатая реформа не доводится до конца, как ее сменяла новая. Точная копия большевистского администрирования.

Механический перенос иностранных учреждений на российскую почву, без учета российской действительности, привел к тому, что Петр I, недовольный деятельностью этих учреждений, усовершенствовал их, ввел новые, сложил одну канцелярию в другую, удорожая и без того дорогой государственный аппарат, создал сложную бюрократическую машину.

Разделение России на губернии привело к сложностям в их управлении «из-за чрезмерной обширности и многородности»,– по словам И.Н. Болтина. По его мнению, для того, чтобы «заниматься делами», необходимо было организовать места присутствия в губернских городах. [7, С. 211]

В. Н. Татищев считал, что Петровские губернии образовались во многом благодаря воле и желаниям назначенных при Петре вельмож. [21, С. 521]

Положительно оценил важность реформы В.И. Лешков, отмечая при этом, что деление на губернии органично вытекало из административного деления, сложившегося во второй половине XVII века. [19]

Однако даже В. О. Ключевский давал сравнения губернской реформы Петра I (создание губернской системы управления) с территориальными разделами времен царя Федора и округами московских областных приказов, акцентируя внимание на их внешнем сходстве. Конечно одного указания на внешнее сходство структур управления недостаточно, поскольку категории и округа были связаны с элементами областного территориального управления, которое было окончательно ликвидировано в ходе губернской реформы Петра I. В результате, рассматриваемая реформа Петра I носила ярко выраженный административно-бюрократический характер.

В пользу последней гипотезы свидетельствует первоначальная консолидация 341 города в новые округа (провинции). Прежние территориальные и административно-экономические отношения городов не были приняты во внимание Петром I.

Губернская реформа Петра I должна была стандартизировать и рационализировать территориальное управление, но на самом деле она запутала его, особенно на местном уровне, поскольку страдала от очевидных недостатков: недостаточной продуманности реформы, отсутствия детальной проработки, механизма, некритического заимствования из зарубежного опыта.


Исходя из этого, процесс рационализации территориального управления длился несколько десятилетий и был завершен только с губернской реформой Екатерины II. Она предложила вариант, гораздо более соответствующий национальным традициям, а следовательно, более щадящий и удобный в исполнении.

Заключение

В результате проделанной работы были изучены особенности губернской реформы Петра I в 1708-1715 годах.

Преобразование местного самоуправления началось в городах. В Москве в 1699 году была создана Бурмистерская палата (Ратуша), которой подчинялись все выборные органы местного самоуправления (губернии).

Губернская реформа 17 декабря 1708 года стала важной частью преобразований Петра I в России, получившая различные оценки в исторической литературе.

В 1708 году было введено новое территориальное деление государства: было создано восемь губерний, в соответствии с которыми были расписаны все уезды и города.

Губернатор или генерал-губернатор ставился во главе губернии, объединяя в своих руках всю административную, судебную и военную власть.

В 1713-1714 годах количество губерний увеличилось до 11.

Так началась реформа автономного управления. В окончательном виде она была сформирована только в 1719 году, накануне второй региональной реформы.

В соответствии со второй реформой одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, возглавляемых губернаторами, вице-губернаторами или воеводами.

Провинции были разделены на округа – дистрикты. Администрация провинции подчинялась непосредственно коллегиям.

Региональная реформа, отвечавшая самым насущным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной для предыдущего периода.

Именно за счет усиления бюрократического элемента в правлении Петр I намеревался решить все государственные проблемы. Реформа привела не только к концентрации финансовых и административных полномочий в руках ряда губернаторов, представителей центрального правительства, но и к созданию разветвленной иерархической сети бюрократических институтов с большим штатом чиновников на местах. Старая система «приказ – уезд» была увеличена в два раза: «приказ (или канцелярия) – губерния – провинция –уезд».

Провинцию возглавлял обер-комендант
, имевший в своем подчинении уездных комендантов. Ландратные комиссии, избранные местной знатью, помогали контролировать низшие административные звенья аппарата управления.

Основными целями реформы были: создание крупных военно-административных округов и увеличение налоговых поступлений в казну.

Губернская реформа Петра I должна была упорядочить и стандартизировать территориальное управление, но на самом деле она запутала его, особенно на местном уровне, поскольку страдала очевидными недостатками: плохо продуманная реформа, отсутствие деталей, механистическое и некритичное заимствование иностранного опыта.

Исходя из этого, процесс рационализации территориального управления затянулся на несколько десятилетий и был завершен только с губернской реформой Екатерины II. Ей была предложена альтернатива, гораздо более соответствующая национальным традициям и, следовательно, более удобная в исполнении.

Изучение административно-территориальных реформ Петра I представляет значительный научный интерес, поскольку именно в первой четверти XVIII века изучение традиций в практике территориального управления позволяет внести существенные дополнения в изучение проблемы взаимодействия власти и общества, Федерального центра и государства.

Список использованных источников

1. Анисимова, Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти ХVIII века / Е.В. Анисимова. – СПб.: Питер, 2014. – 380 с.

2. Богословский, М.М. Областная реформа Петра Великого / М.М. Богословский. – М.: Наука, 2004. – 416 с.

3. Болтин, И.Н. История древняя и нынешняя Россия: учебник / И.Н. Болтин. – М.: Просвещение, 2011. – 211 с.

4. Брокгауз, Ф. Энциклопедический словарь. / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Эксмо, 2002. – 360 с.

5. Буганов, В.И. Петр Великий и его время. / В.И. Буганов. – М.: Наука, 2009. – 550 с.

6. Данченко В.Г. Губернская реформа Петра 1 на северо-западе России (административное управление Санкт-Петербургской губернией): автореф. дис. … канд. историч. наук. / В.Г. Данченко. – СПб, 1995. – 36 с.

7. Дворниченко, А.Ю. Отечественная история до 1917 г. / А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. – М: Инфра-М, 2004. – 560 с.

8. Исаев И.А. История государства и права России. 4-e изд., стер. / И.А. Исаев. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 800 с.

9. История государства и права России. Учебник. / Под ред. В. Мавродина. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2014. – 362 с.