Файл: Реферат по дисциплине История России по теме Губернская реформа России в начале xviii века.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III этап (1719-гг.). Формирование новых отраслевых органов управления коллегиями, завершение региональной реформы, реализация реформы церковного управления и налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и новой нового порядка прохождения службы.
В осуществлении провинциальной реформы 18 века также есть три этапа:
1 этап - до 1708 года;
2 этап - 1708-1718;
3 этап - 1719-1725
В 1708-1710 годах была проведена региональная реформа местных органов власти - губернская реформа. Ее причиной стало возникновение классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легло все бремя реформ. Губернская реформа нанесла значительный удар по устаревшей системе приказного порядка. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к областной администрации.
Указом от 22 февраля 1711 года был создан новый государственный орган - Правительствующий Сенат. Все его члены были назначены Петром I из ближайшего числа царедворцев.
Таким образом, губернская реформа является важной составляющей преобразований Петра I в России, получивших различные классификации в исторической литературе. Они касаются не только определения целей и задач Петра I в области государственного управления, но и проблем их практической реализации и результатов. В то же время исследователи уделяют особое внимание административно-военным и фискальным особенностям губернской реформы, связывая ее непосредственно с условиями военного периода (русско-шведская война).
2. Этапы губернской реформы Петра I
2.1 Первый этап губернской реформы – до 1708 года
Местное самоуправление в первой четверти XVIII столетия реализовывалось на основе устаревшей модели системы областных приказов и воеводского управления. В процессе преобразований Петра Великого в эту систему начали вноситься изменения.
Тридцатого января 1699 года был издан указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов».
Бурмистерская палата (ратуша) была создана с подчиненными ей земскими избами. Они отвечали за торговое и промышленное население городов с точки зрения сбора налогов, пошлин и повинностей. Целью реформы является улучшение условий для развития торговли и промышленности. Создание городского совета способствовало отделению городской администрации от органов местного самоуправления.
Бурмистерская палата была создана в Москве, а позже такая же появилась и в других городах России. Бурмистерской палате Москвы подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить воевод и приказные избы. Двенадцать земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, городское население которой возглавляли московские бурмистры, и Сибири, в городах которой власть оставалась в руках воеводы, согласно именному указу от 29 октября 1699 года. Состав земских изб, как и Московской бурмистерской палаты, был выборным, поэтому можно сказать, что эта реформа была в какой-то степени реформой местного самоуправления.
В 1702 году был введен институт воеводских товарищей, избираемых от местной знати. В 1705 году таков порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за прежней администрацией.
В городах началась трансформация местного самоуправления. Все выборные органы местного самоуправления (Губы) подчинялись Бурмистерской палате. В бурмистерские избы входили бурмистры (избираемые от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли выборные губные старосты.
В 1702 году институт областных губных старост был упразднен, а его функции переданы воеводам, которые управляли делами совместно с выборными дворянскими советами.
Все эти преобразования касались попыток создать новую систему местного самоуправления, основанную на дворянстве. Однако затянувшаяся Северная война внесла изменения в эти планы правительства. Проблемы укрепления границ, подавления мятежей (Астрахань, 1705), строительства военного флота (Воронеж) и портов (Таганрог), а также строительства новой столицы привели к децентрализации административного управления.
Проблемы возникали в разных частях государства, их разрешение через центральные органы власти Москвы было сложным и длительным процессом. Эффективнее было направлять средства для решения проблем (деньги, рабочих, специалистов) непосредственно в регионы, одновременно расширяя компетенцию местных правителей, которые стали называться губернаторами еще до реализации губернской реформы.
Некоторый опыт для этой реструктуризации был накоплен Московскими областными приказами, которые управляли финансами и военным строительством на обширных территориях (Малороссийский, Сибирский, Казанский и др. приказы). Уполномоченные местные губернаторы должны были изыскивать собственные средства для решения местных проблем (содержание армии по округам, строительство, благочиние и т.д.). Это привело к
разделению единой государственной кассы, децентрализации финансовых источников и статей расходов.
На первом этапе в системе местного самоуправления произошли незначительные изменения: с созданием бурмистерской палаты (1699) посадское население было выведено из–под юрисдикции воеводства; в 1702-1705гг. к управлению воеводством были привлечены местные дворяне.
Московские бурмистры играли двойственную роль - с одной стороны, они ведали Московским посадом, с другой стороны, они были центральным государственным органом по управлению городами. Бургомистры выбирались ежегодно и на годовой период всеми московскими обществами.
Главной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором налогов. Бурмистры Москвы и других городов должны были принимать все виды окладных доходов и налогов, и из этих доходов давать в расход по указу царя. Остальная часть выручки была перечислена в казну.
Другой обязанностью бурмистров было быть беспристрастными судьями посадских людей во всех их судебных разбирательствах: «в частных судебных процессах и в так называемых коммерческих судебных процессах».
В конце ХVII века административно-территориальное деление России выглядит собранием многочисленных уездов. Петр I сводит все это разнообразие к восьми гигантским административным округам - губерниям. Разделение государства на губернии в полной мере выражало взгляды Петра I на европеизацию России. Впервые название губернии как единицы местного самоуправления появилось в 1702 году, когда из провинций, присоединенных к Швеции, была образована губерния Ингерманландия (Петербург).
Итак, в 1699 году была реализована городская реформа: создана Бурмистерская палата (ратуша) и началось преобразование органов местного самоуправления в городах.
2.2 Второй этап губернской реформы – 1708–1718 гг.
В 1708 году губерния была признана общим административным делением государства. 8 декабря 1708 года был издан небольшой указ: "Великий государь указом, носящим имя своего Великого Государя, в своем Великом Российском государстве на благо всего народа устроил 8 губерний и расписал для них города".
Роспись ориентировалась на удаленность городов от провинциальных центров или путей сообщения: поэтому к Москве были отнесены города, тянущиеся от столицы по 9 основным магистралям: Новогородской, Коломенской, Каширской и другим. В этой административной суматохе не остались безразличными личные расчеты губернаторов, назначенных заранее, всех влиятельных людей, таких как князь Меншиков, Ф. Апраксин, Т. Стрешнев. После того, как губернии были распланированы, возникла крайняя необходимость разложить по губерниям содержание вооруженных сил, подсчитать сумму военных расходов и рассчитать, сколько из них может понести каждая губерния - это было главной целью реформы. Ближняя канцелярия и назначенные губернаторы работали над этим вопросом; он обсуждался на губернаторских съездах и заседаниях Думы и пролонгировался до 1712 года, когда сочли возможным применить на практике новое сформированное административное устройство управления.
Целью реформы было увеличение доходов бюджета, а ресурсом стала последующая децентрализация финансов.
П. Н. Милюков со своими архивными изысканиями сообщил, что петровская губерния 1708 года - это разрядный округ с новым названием. Территориальные границы губерний и их функциональное назначение в значительной степени идентичны «разрядам». И переход от ополчения к регулярной армии мало что меняет в этом отношении, поскольку ее подразделения по-прежнему закреплены и расквартированы в губерниях.
Первоначально были образованы Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Казанская, Архангельская, Азовская и Сибирская губернии.
В 1711 году из состава Азова были выделены города, занимавшиеся корабельным делом в Воронеже, и объединены в Воронежскую губернию.
Губерний вышло 9, ровно столько, сколько планировалось местных разрядов при царе Федоре. Но это численное сходство и даже, возможно, административное устройство, точнее, общая идея большого военно-административного округа, ограничивались связью провинциального деления с предыдущим делением. По своим территориальным очертаниям губернии не совпадали ни с этими разрядами, ни с округами московских областных приказов: несколько таких
округов были объединены в одну губернию, а иной округ был разделен между несколькими губерниями.
К 1714 году образовались еще три новые губернии в следующем порядке: в 1713 г. – Рижская; в 1714 г. – Новгородская; в 1717 г. – Астраханская. Общее число губерний к 1714 году составило 11.
После планирования структуры губерний возникла необходимость развернуть военные расходы и сохранить в них контингент Вооруженных сил, это было одной из главных целей реформы. Эти вопросы обсуждались в соседней канцелярии, Государственной Думе и губернаторских съездах.
Петровские губернии представляли собой значительные округа, состоящие из нескольких модерновых губерний. Таким образом, в состав Московской губернии входили, полностью или по частям, нынешняя Московская губерния и ее окрестности - Калужская, Тульская, Владимирская, Ярославская и Костромская. Подразделениями этих крупных округов остались давешние уезды, в основном небольшой территории. Эта диспропорция административных частей по отношению к целому привела к необходимости создания промежуточной региональной единицы. С 1711 года уезды начали объединяться в провинции не в качестве общей меры, а постепенно, по местным или иным причинам. Таким образом, большинство уездов Московской губернии образовали 8 провинций.
Из всех существовавших губерний готовы, к таким изменениям, оказались далеко не все. Наиболее готовой к переменам в данном случае оказалась Санкт-Петербургская губерния. Во-первых, именно здесь впервые появляются комиссары, обязанные заниматься в первую очередь военными делами. Во-вторых, был образован специальный комиссарский орган «Ингерманландской губернии комиссариатских дел», который в 1711 году был преобразован в «Канцелярию комиссариатских дел».
Губернии резко отличались друг от друга по доходности в казну, прежде всего по количеству тяглых дворов. В Московской губернии, например, учитывалось 246 тысяч дворов, а в Азовской всего 42 тысячи. Учет дворов был слишком трудоемким. Испробовав простейшие математические схемы, Петр I захотел привести эти разные провинциальные суммы к финансовому знаменателю и придумал большую расчетную единицу, долю, применив почему-то к ней 5536 дворов, а по сумме всех дворов в государстве взял совершенно произвольное значение 812 тысяч, как бы производную из переписных книг 1678 года. Количество этих долей, подсчитанных для каждой губернии, определяло ее участие в повинностях перед государством. При учреждении должности ландратов, Петр преобразовал эту расчетную единицу в административный округ,