Файл: Учебнометодическое пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по дисциплине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пожарно-строевая подготовка
| 57
Рис. 47
Рис. 48
58 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Рис. 49
Упражнение № 4: Самоспасание и спасание пострадавшего
с учебной башни
Наиболее сложными упражнениями с веревками являют- ся самоспасание и спасание пострадавшего. Обучение этим упражнениям необходимо начинать со второго этажа и посте- пенно переходить на большую высоту. Обучение и тренировку студентов необходимо проводить со второй страховочной ве- ревкой (спуск без нее не допускается).
Преподаватель лично или с помощью наиболее подготов- ленного студента показывает выполнение упражнения, затем студенты выполняют его. Во время показа упражнения отде- ление следует построить лицом к выполняющему спасание пострадавшего или самоспасание. В момент спуска по веревке отделение следует подвести к окнам для наблюдения за дейст- виями выполняющего упражнение.
Перед спуском каждого студента преподаватель обязан про- верить, правильно ли и прочно завязан узел, правильность по- ложения веревки на карабине, достаточна ли длина веревки, правильность расположения рук на спасательной веревке (не до- пускать спуск без рукавиц); надежность страховочной веревки.
Пожарно-строевая подготовка
| 59
Самоспасание с учебной башни
По команде преподавателя «По спасательной веревке вниз — марш» студент крепит веревку за конструкцию здания, затем левой рукой накладывает веревку со стороны внешней плоскости на карабин, открывает замок карабина, правой ру- кой берется за веревку со стороны привязанного конца к кон- струкции и наматывает ее двумя витками по часовой стрелке.
Закрывает замок карабина (рис. 50).
Рис. 50
Затем студент надевает рукавицы; привязанный конец ве- ревки берет в левую руку (ладонью снизу), свободный конец веревки проводит за спиной и удерживает его правой рукой, становится на подоконник (карниз крыши) так, чтобы за- крепленный конец остался с левой стороны. Не выпуская из рук веревки, осторожно сходит с подоконника и дальше
60 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова плавно без рывков спускается по спасательной веревке вниз
(рис. 51).
Рис. 51
Во время спуска студент опирается ногами о стену (отталки- ваясь от нее ногами), проскакивает оконные проемы или об- ходит их сбоку; корпус держит прямо, скорость спуска пожар- ного по спасательной веревке регулируется путем прижимания правой руки к корпусу для уменьшения скорости и отвода ее от корпуса для увеличения скорости. Если веревка располага- ется на значительном расстоянии от стены здания и ноги по- жарного не достают до стены, то спуск производится свободно, ногами вниз. Приземляясь, встает на землю, сгибая ноги в ко- ленях, подтверждая выполнение упражнения словом «Есть», затем студент освобождает веревку из карабина, подтверждая это словом «Готово».
Пожарно-строевая подготовка
| 61
Спасание пострадавшего с учебной башни
Для спасания пострадавших с этажей учебной башни назна- чается расчет из трех студентов. Студент № 1 вяжет спасатель- ную петлю, надевает ее на пострадавшего. Наматывает конец веревки, идущей к петле, на карабин, пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его рукой у правого бока, левой рукой берет конец веревки, идущей к пострадав- шему (рис. 52).
Рис. 52
Студент № 2 сажает спасаемого на подоконник и в случае необходимости помогает студенту № 1 спускать спасаемого
(рис. 53)
Студент № 1, опираясь ступней левой ноги в подоконник, с помощью студента № 2 осторожно опускает спасаемого вниз.
Студент № 3 принимает спасаемого на земле у места спуска, подтверждает окончание спуска словом «Есть». Снимает пет- лю и сообщает студенту № 1 «Готово», после чего последний поднимает веревку.
62 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Рис. 53
Пожарно-строевая подготовка
| 63
Упражнение № 5: Эвакуация студентов с верхних этажей
с помощью двух спасательных веревок (растяжка)
Для эвакуации студентов с этажей учебной башни назначает- ся расчет из пяти студентов. Студент № 1 закрепляет две спаса- тельные веревки за конструкцию, а концы веревок сбрасывает вниз. Четыре студента, находящиеся у основания башни, рас- пределяются по два на каждую веревку. Натягивают их от баш- ни и раздвигают в стороны под углом 40–60˚, удерживая двумя руками через пояс спины. Эвакуируемый студент разворачивает пожарный пояс карабином вперед, садится на подоконник, при- стегивается карабином за обе спасательные веревки (рис. 54, 55) и спускается вниз по растянутым веревкам (рис. 56).
Рис. 54
Рис. 55
64 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Рис. 56
Упражнение № 6: Подъем сухой рукавной линии и шанцевого
инструмента на высоту с помощью спасательной веревки
Для подъема сухой рукавной линии и шанцевого инструмента на высоту назначается расчет из двух человек. Студент № 1 под- нимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом «Берегись» и после ответа «Есть, берегись» бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя.
Студент № 2 внизу раскатывает рукава, соединяет их между со- бой, вяжет петлю, закрепляет рукавную линию (шанцевый ин- струмент) на веревке, оставляя достаточную длину конца верев- ки для сопровождения и удержания рукавной линии (шанцевого инструмента) на расстоянии от башни на длину веревки.
Для вязки узла взять веревку в левую руку (ладонью вверх), в правую руку (ладонью вниз) на расстоянии 25–30 см от ле- вой руки (см. рис. 57). Сделать две петли вращательным движе- нием кистей рук по часовой стрелке (см. рис. 58), сложить их вместе, перекладывая из левой руки в правую (см. рис. 59). На- деть петли на рукав у соединительной головки и затянуть. За-
Пожарно-строевая подготовка
| 65
тем протянуть верхний конец веревки вдоль ствола (шанцевого инструмента), сделать петлю (см. рис. 60), надеть ее на ствол
(шанцевый инструмент) и затянуть верхним концом веревки
(см. рис. 61). Сообщить студенту № 1 «Готово».
Рис. 57
Рис. 58
Рис. 59
66 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Рис. 60
Рис. 61
Пожарно-строевая подготовка
| 67
Студент № 1 поднимает рукавную линию (шанцевый ин- струмент), студент № 2, находясь на безопасном расстоянии, сопровождает подъем, натягивая веревку.
Требования безопасности при работе со спасательной верев-
кой
Упражнения со спасательной веревкой проводятся с целью обучения студентов приемам самоспасания, спасания постра- давших, а также умению производить подъем ПТВ и рукавных линий на высоту.
Спасательные веревки должны быть смотаны в клубок и храниться в чехлах. Один из концов верёвки у обвязки петли обшивается тесьмой с нанесением инвентарного номера. Спа- сательная веревка проверяется наружным осмотром студентом не реже одного раза в 10 дней, а преподавателем — перед ка- ждым использованием на занятиях. Веревка не должна иметь местных утолщений, порыв отдельных нитей допускается, но не более 15х200 мм длины веревки. Перед каждым использо- ванием спасательной веревки под руководством преподавателя должна проводиться практическая проверка её прочности. Для проверки на закрепленной веревке подтягиваются и зависают
3 человека на 1–2 с. Если после снятия нагрузки удлинение ве- ревки сохранится, она признается непригодной для спасатель- ных работ (занятий).
68 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Темы реферативных выступлений
1. Порядок обучения работе по вязке спасательной петли для пострадавшего и спасания его с верхних этажей.
2. Порядок обучения самоспасанию с верхних этажей зда- ний.
3. Самоспасание и спасание пострадавших с 4-го этажа учебной башни.
4. Спасание с применением стационарных, выдвижных трехколесных, штурмовых лестниц и автолестниц.
5. Работа со спасательной веревкой.
6. Сматывание спасательной веревки в клубок.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Приказ № 630 «Об утверждении правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России» от 31.12.2002 г. М.,
2002.
2. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М. : Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
3. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М., МЧС, 2005.
4. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специаль- ной подготовке для личного состава федеральной про- тивопожарной службы. — М. : МЧС России, 2011.
Пожарно-строевая подготовка
| 69
1 2 3 4 5 6
ТЕМА 5
.
Обучение и работа с пожарными рукавами,
стволами, рукавной арматурой
и принадлежностями
Т
ема посвящена обучению работе с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями.
Пожарный рукав — гибкий трубопровод, оборудованный ру- кавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на рассто- яние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напор- но-всасывающие) и напорные.
Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) — рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.
Напорный пожарный рукав — рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.
Промышленностью выпускаются напорные рукава следую- щих типов:
прорезиненные; латексные; с двухсторонним полимер- ным покрытием; льняные; рукава на рабочее давление 3 МПа
(30 кг/см
2
).
Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром
25, 38, 51, 66, 77, 89,150 мм, длиной 20 м.
70 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Соединение пожарных рукавов между собой, с пожарными
стволами и другим оборудованием
Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожар- ными стволами и другим оборудованием используются пожар- ные соединительные головки.
Пожарная соединительная головка — быстросмыкаемая ар- матура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.
Соединение пожарных рукавов производится по коман- де: «Рукава — соединить!». По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.
Пожарный вставляет выступ одной головки в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.
Винтовые головки соединяются следующим образом: по- жарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленя- ми, затем обеими руками берет накидную гайку второго рука- ва и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.
Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачива- ют головки по часовой стрелке до полного соединения.
Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накид- ная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.
Рукава разъединяются по команде: «Рукава — разъеди- нить!». По этой команде студенты выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок произво- дится в обратном направлении, а винтовых головок — против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.
Присоединение ствола к рукаву. По команде: «Ствол — при-
соединить!» пожарный берет в одну руку головку рукава, в дру-