Файл: Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 24313

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71
Во время проверок государственные инспекторы труда могут:

в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей;

запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;

отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д. [27]
Относительно организации СУОТ, алгоритм ее проверки утвержден
Приказом Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» [19]. Этот нормативный акт применяется при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.
В соответствии со статьей 5.27.1 КоАП до внедрения предложенных нами изменений в систему управления охраной труда ООО СК «Лидер» и проведенных мероприятий по минимизации рисков, в случае проверки трудовой инспекции компании могли грозить штрафы до 240 тыс. и повторная проверка в течение года [7].
В таблице 8 отражен список нарушений в СУОТ ООО СК «Лидер» до проведения мероприятий.
Таблица 8 - Перечень нарушений в СУОТ ООО СК «Лидер» до ее инновации
Нарушение
Сумма штрафа, тыс. руб.
Несоблюдение требований охраны труда при проведении работ
50-80
Непроведение оценки потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах
60-80
Неполный комплект нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности
60-80
Таким образом, можно сделать вывод о своевременности и эффективности реализованных мероприятий.

72
В заключение мероприятий по оптимизации СУОТ было внедрено
Положение «О системе управления охраной труда», учитывающее все аспекты усовершенствованной системы управления охраной труда, и обеспечено ознакомление всех работников предприятия с его содержанием.
Отсутствие статистических данных о результативности оптимизированной СУОТ, обусловленное малым сроком, прошедшем с момента ее внедрения делает невозможным оценку ее экономической эффективности.
Однако, мы полагаем, что сумма расходов компании в связи с осуществлением выплат работникам вследствие несчастных случаев на производстве должна существенно снизиться, а помимо этого, планируемая на 2021 год проверка трудовой инспекции, не принесет ООО СК «Лидер» штрафов за нарушения в области охраны труда.


73
Заключение
В первой главе была рассмотрена система управления охраной труда, она является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда.
СУОТ разрабатывается не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания их здоровья.
Система управления охраной труда на предприятии — сложный организм, в котором органично функционирует множество процессов, эффективная организация которых позволяет не только минимизировать риски предприятия, связанные с возможностью возникновения несчастных случаев на производстве и промышленных аварий, но и повысить результативность деятельности предприятия в целом.
Во второй главе работы нами были разработаны и реализованы мероприятия по оптимизации системы управления охраной труда ООО СК
«Лидер».
ООО СК «Лидер» – ресурсоснабжающее предприятие, расположенное в Тюменской области. Основной вид деятельности компании – теплоснабжение муниципальных предприятий г. Ханты-Мансийска и п.
Междуреченский Кондинского района.
Несмотря на то, что в СК «Лидер» в той или иной мере присутствовали все необходимые элементы СУОТ, они нуждались в серьезной доработке.
Основной проблемой было фактическое отсутствие идентификации

74 опасностей и оценки профессиональных рисков, что является обязательным этапом при формировании эффективной системы управления охраной труда.
Среди прочих недостатков действовавшей СУОТ можно обозначить:

отсутствие механизма передачи и обмена информацией о существующих аспектах охраны труда и техники безопасности между органами управления, исполнителями и работниками предприятия;

отсутствие возможности у работников предприятия принимать участие в разработке и реализации СУОТ;

недостаточно полный объем необходимой внутренней документации, регулирующей систему управления охраной труда в
ООО СК «Лидер»;

отсутствие заинтересованности линейных руководителей и производственного персонала в реализуемых мероприятиях по охране труда.
Таким образом, основными путями совершенствования существующей
СУОТ стало устранение перечисленных выше недостатков.
В первую очередь была организована работа по идентификации опасностей для персонала и промышленных рисков на предприятии. Учет, анализ, оценка рисков и разработка мер по их минимизации стали первым этапом в разработке и внедрении в ООО СК «Лидер» системы управления профессиональными рисками. Внутренний аудит профессиональных рисков спустя 2 месяца после первоначальной работы подтвердил ее эффективность.
В целях привлечения работников к участию в разработке и реализации
СУОТбыли осуществлены следующие мероприятия:

создана комиссия по охране труда, в которую вошли несколько производственных рабочих и линейных руководителей;

внедрена «Карта безопасности», основанная на предложениях работников по оптимизации охраны труда на предприятии.


75

в целях повышения заинтересованности работников в соблюдении правил по охране труда и техники безопасности внедрено
«Положение о системе отрывных талонов по охране труда», предусматривающее меры воздействия к работникам, нарушившим требования охраны труда;

в целях повышения заинтересованности линейных руководителей внедрена 3-балльная оценка состояния охраны труда в подразделениях, влияющая на размер премий ответственных менеджеров.
В целях улучшения механизма передачи и обмена информацией в системе управления охраной труда в ООО СК «Лидер» было разработано и внедрено Положение «О передаче и обмене информацией в рамках обеспечения охраны труда и техники безопасности».
Кроме того, к февралю 2022 года в компании были разработаны и внедрены ранее отсутствовавшие документы по охране труда.
В третье главе в заключение мероприятий по оптимизации СУОТ было внедрено Положение «О системе управления охраной труда», учитывающее все аспекты усовершенствованной системы управления охраной труда, и обеспечено ознакомление всех работников предприятия с его содержанием.
Отсутствие статистических данных о результативности оптимизированной СУОТ, обусловленное малым сроком, прошедшем с момента ее внедрения делает невозможным оценку ее экономической эффективности.
Однако, мы полагаем, что сумма расходов компании в связи с осуществлением выплат работникам вследствие несчастных случаев на производстве должна существенно снизиться, а помимо этого, планируемая на 2022 год проверка трудовой инспекции, не принесет ООО СК «Лидер» штрафов за нарушения в области охраны труда.

76
1   2   3   4

Список используемой литературы и используемых источников
1. Волкова Н.В., Ефимова Е.И. Мониторинг функционирования системы управления охраной труда // Науковедение. – 2020. - № 1. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/67tvn113.pdf (дата обращения: 23.12.2021)
2. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Национальный стандарт
Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от
06.07.2012
№ 154-ст)
//
КонсультантПлюс.
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=16661#0672 6275717959831 (дата обращения: 23.12.2021)
3. ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда.
Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие
Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 601-ст) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205145/ (дата обращения:
29.12.2021)
4. Дубоносова А.Н. Основы успешного управления производством //
Справочник экономиста.

2019.
-
№ 12.
URL: https://www.profiz.ru/se/12_2019/upravlenie_proizvodstvom/ (дата обращения:
27.12.2021)
5. Елькин А. Б., Тишков К. Н. Управление безопасностью труда: учеб. пособие / А.Б.Елькин, К.Н.Тишков; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.
Алексеева. - Нижний Новгород, 2018. - 105 с.
6. Ивушкина А. Охрана трудна: из-за травм сотрудников экономика потеряла 1,67 трлн. // Известия. – Выпуск от 16.10.2019. URL: https://iz.ru/932463/anna-ivushkina/okhrana-trudna-iz-za-travm-sotrudnikov- ekonomika-poteriala-167-trln (дата обращения: 23.12.2021)
7. Кодекс
Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) //

77
КонсультантПлюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения:
28.12.2021)
8. Качалов П. Н., Курлевский И. В. Проблемы административной ответственности в области охраны труда // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy- administrativnoy-otvetstvennosti-v-oblasti-ohrany-truda
(дата обращения:
23.12.2021).
9. Курсова О.А. Система оценки и управления профессиональными рисками: Проблемы правового регулирования // LEX RUSSICA. - 2016. -
№10. - С. 182-186.
10. Никулин А. Н., Должиков И. С. Критерии оценки эффективности функционирования системы управления охраной труда // Проблемы современной науки и образования. – 2017. - № 7 (89). – С. 30-32.
11. Новые правила в сфере охраны труда с 1 января 2021 // Норматив. –
2021. URL: https://normativ.org/lib/ohrana-truda/novye-pravila-v-sfere-okhrany- truda-s-1-yanvarya-2021/ (дата обращения: 01.12.2021).
12. Попова Т.Н. Процессное управление в системе охраны труда и оценка информационных характеристик человеческого фактора: автореф. дисс.
URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/dissertation/polovova_tatjana_nikolaevna.pd f (дата обращения: 01.12.2021).
13. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
//
КонсультантПлюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108734/ (дата обращения:
23.12.2021)
14. Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (ред. от
12.02.2014) «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы


78 охраны труда в организации»
//
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26429/ (дата обращения:
23.12.2021)
15. Постановление Минтруда России, Минобразования России от
13.01.2003 № 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 № 4209) //
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987/
(дата обращения: 23.12.2021)
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от
18.05.2020) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.07.2020)
//
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120902/ (дата обращения:
23.12.2021)
17. Приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от
31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (Зарегистрировано в
Минюсте
России
29.01.2021
№ 62278)
//
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375352/ (дата обращения:
23.12.2021)
18. Приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 924 н «Об утверждении
Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и

79 теплопотребляющих установок» (Зарегистрировано в Минюсте России
29.12.2020
N
61926)
//
КонсультантПлюс.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373015/ (дата обращения:
23.12.2021)
19. Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении
Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» // КонсультантПлюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322223/
(дата обращения: 05.12.2021)
20. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению.
Моделирование бизнес-процессов. – 6-е изд. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2018. – 408 с.
21. Романчук А.А. Системный менеджмент охраны труда на предприятии. Модели управления: Информ. пособие. – Ч. 1. – Ильичевск,
2010. URL: http://www. trudohrana.ru/more/ library/systemmanagement ОТ1.pdf
(дата обращения: 02.12.2021).
22. Сердюк В.С. Мотивация предотвращения несчастных случаев на производстве и проф-заболеваний : учеб. пособие/ В. С. Сердюк, В. П.
Кузнецов, Е. В. Бакико ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во
ОмГТУ,
2016.
URL: https://www.omgtu.ru/general_information/institutes/institute_of_life_safety/IBG
D/Book_TBBT_Motivaciyz_predotvrasheniya_NS.pdf
(дата обращения:
04.12.2021).
23. Согомонян Т.К. Управление персоналом в системе управления охраной труда на машиностроительном предприятии с использованием процессного подхода // Науковедение. - № 2015. – Т.7.- №5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/118TVN515.pdf (дата обращения: 04.12.2021).
24. Соловьева М. В. Административно правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и