Файл: Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 24312

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Основополагающие аспекты отношений по обеспечению сохранности жизни и здоровья работников, обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации, содержатся также в следующих
Федеральных законах:

№ 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда»: акт приводит требования к оценке условий труда, закрепляет критерии их отнесения у вредным или опасным, а также содержит перечень гарантий для работников [32];

«№ 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: закон устанавливает порядок социального страхования и гарантий для лиц, занятых на вредных и опасных производствах» [31];

№ 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: регламентирует различные аспекты предупреждения и обеспечения и безопасности при реализации опасных производств
[
30].
Указанные законы регулируют систему охраны труда в целом.
Существуют также федеральные подзаконные акты: указы, постановления, распоряжения
Правительства,
Президента или министерств, устанавливающие требования к отдельным элементам охраны труда на российских предприятиях.
«В качестве примера можно привести:

«Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации», утвержденные Постановлением Министерства труда
России от 08.02.2000 № 14, на основании которых разрабатываются частные положения о службе охраны труда в компаниях» [14];

«введенный в действие Постановлением Минтруда России,
Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда

12 работников», регламентирующий, в том числе параметры обучения и проверки знаний специалистов предприятий в области охраны труда
(оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение производятся до 1 сентября
2021 года, после чего должен быть введен в действие новый нормативно-правовой акт, регламентирующий указанные аспекты)»
[15];

перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, требующих проведения обязательных медицинских осмотров, а также порядок проведения этих осмотров, который устанавливается до 01.04.2021 г. Приказом Минсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н [16], а после указанной даты - Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава № 1420н от 31.12.2020 г. [17].
Полный перечень видов нормативно-правовых документов, регулирующих указанную область, содержится в «Положении о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» [13]. В него входят правила и типовые инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила, правила и гигиенические нормативы, государственные стандарты безопасности труда.
Среди них есть те, которые касаются всех видов деятельности, и те, которые регламентируют вопросы охраны труда в отдельной отрасли, иначе говоря – межотраслевые и отраслевые акты. Так, например, СанПиН
2.2.3.1384-03 содержит гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ, а СанПиН 2.2.0.555-96 - гигиенические требования к условиям труда женщин независимо от отрасли.
Следует отметить, что на текущий момент в России осуществляется кардинальная перестройка нормативной базы охраны труда. В течение 2020 года Минтрудом была проведена инвентаризация всех установленных


13 государством обязательных норм в данной области с целью их оптимизации и приведения к современным реалиям. В результате из действующих в 2020 году 1091 нормативно-правовых актов, регламентирующих данную область, к концу 2021 года должно остаться только 73, что планируется достичь не только за счет устранения дублирований в устанавливающей документации
Минтруда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора, но также за счет разработки единых типовых норм и правил вместо действовавших ранее
«узкоспециализированных». Кроме того, проводимая реформа нацелена на актуализацию требований к охране труда с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
С 1 января текущего, 2021, года уже вступили в действие 40 новых
Правил и 39 нормативно-правовых актов по промышленной безопасности, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных Минтрудом
России вместо прежних [11].
«Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу охраны труда, являются базой для разработки локальной документации в данной области для каждого предприятия, организации. Состав этой документации – обширный и разнообразный. Можно выделить несколько основных типов документов, которые в обязательном порядке должны присутствовать в каждой компании:

локальные нормативные акты по охране и безопасности труда, в том числе, различные Положения, Регламенты, Организационно- распорядительные документы и т.д., описывающие, в основном, организационные мероприятия в системе охраны труда;

документы, содержащие требования охраны и безопасности труда, предъявляемые к работникам, а также описывающие безопасные методы и приемы выполнения работ. Сюда можно отнести,

14 например, инструкции по охране труда, производственные инструкции, технические регламенты выполнения работ;

документы, содержащие актуальные государственные нормативные требования охраны труда, применительно к сфере деятельности предприятия и его специфике;

техническая документация по безопасной и правильной эксплуатации оборудования, технических средств и применяемого инструмента и приспособлений. Сюда также включают сведения о безопасности (или опасности) применяемого сырья и материалов, сертификаты соответствия и т.д.;

материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

предписания контролирующих органов власти: ГИТ, Ростехнадзора,
Роспотребнадзора и т.д.;

документы по текущей деятельности в сфере охраны труда: протоколы проверки знаний, журналы инструктажей, контингенты и пр.;

материалы специальной оценки условий труда;

учебно-методические и информационные материалы;

прочие, не относящиеся к перечисленным выше, документы по охране труда» [37].
Локальная документация по охране труда должна соответствовать государственному законодательству, межотраслевым и отраслевым нормативно-правовым актам. В случае, если нормы локальных актов по охране труда ухудшают положение работников или снижают безопасность условий производственной деятельности, они признаются недействительными.
При несоблюдении требований охраны труда или нарушений в составе локальной документации по охране труда и технике безопасности


15 предприятие и/или его руководство может быть привлечено к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.
Контроль по соблюдению требований трудового законодательства работодателем является одним из обязательств исполнительных органов власти. Российская практика идентификации правонарушений в области охраны труда и наложения ответственности за них часто развивается таким образом, что объем установленного штрафа определяется количеством подобных нарушений. Большей частью штраф взыскивается и с юридического и с ответственного должностного лица. Данный порядок обеспечивает максимальное внимание работодателя к проблеме охраны труда и соблюдения техники безопасности [8].
Таким образом, система нормативно-правового регулирования охраны труда в Российской Федерации – структурно-сложный и многогранный комплекс различной правовой документации. При этом стоит учитывать частые изменения и корректировки, вносимых законодательными органами в государственные законы и требования по охране труда.
Российская нормативно-правовая система по охране труда во многом обусловлена общемировыми тенденциями в данной сфере.
«Так, в 1998 году наше государство присоединилось к Конвенциям
Международной организации труда: № 148 № «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» и 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде», которые широко определяют понятия здоровья работников и их защиты от производственных рисков» [24].
В 2010 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ
№ 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», предписывающую обязанность государства сформировать трехкомпонентный комплекс охраны труда, состоящий из государственной политики в данной области, а также государственной системы и

16 государственной программы охраны труда [35]. Тем самым, сегодняшняя национальная система охраны труда фактически была построена в соответствии с требованиями Международной организации труда.
Большое влияние оказывает также участие Российской Федерации в
Комиссии Европейского Сообщества, которой разрабатываются различные директивы в сфере охраны труда, в частности: по организации безопасных условий производства; алгоритмам ведения работ, связанных с повышенным риском; правилам использования опасных установок, оборудования и веществ и пр. Все принятие Комиссией директивы ее члены обязаны учитывать в своих национальных законодательствах по охране труда [9].
Создание норм охраны труда, соответствующих общемировым, безусловно - положительная тенденция: система охраны труда должна быть реформирована согласно современным реалиям и общественным правовым потребностям. Очевидно, нормативно-правовое регулирование безопасности труда в Российской Федерации движется в этом направлении, что подтверждает стремление государства к разработке и реализации новых законопроектов, защищающих право работников на сохранение жизни и здоровья.
1.2
Специфика управления процессами охраны труда и
обеспечения техники безопасности в производстве
Управление производственным предприятием представляет собой целый комплекс мероприятий, направленных на достижение успеха. Процесс управления охватывает сразу множество сфер деятельности компании, а результатом такой работы служит отлаженный механизм, позволяющий бесперебойно выпускать продукцию, что напрямую влияет на финансовые показатели производственной компании [4].
«В современных условиях непрерывного ускорения темпа и усиления напряженности производственного процесса, роста рисков и угроз, в том


17 числе для здоровья и безопасности сотрудников, предприятие рано или поздно сталкивается с необходимостью внедрения и обеспечения такой системы управления охраной труда, которая будет способна не только отвечать требованиям законодательства, но и способствовать повышению результативности деятельности самого предприятия, а также гарантировать достижение его целей путем своевременного устранения несоответствий, предупреждения потенциальных опасностей, управления рисками и изменениями и др. Способом решения этой задачи на производственном предприятии становится реализация процессного подхода» [20].
Любая деятельность предприятия представляет собой четко организованную систему определенных процессов, среди которых можно выделить три следующих группы:

первая группа – это, так называемые основные или ведущие процессы, с помощью которых вырабатывается продукция или оказываются услуги;

вторая группа – это сопровождающие и поддерживающие процессы;

третья группа – это процессы менеджмента (управления), позволяющие обеспечивать возможности для планирования, оценки системы управления.
Являясь основной и необходимой составляющей деятельности производственного предприятия, охрана труда может быть представлена как комплекс взаимосвязанных процессов (рисунок 1).

18
Охрана труда
Общеорганизационное обеспечение
Управление
Организация безопасного производства работ и производственно- технологических процессов
Рисунок 1 – Структура деятельности по охране труда
Каждый из обозначенных нами процессов, в свою очередь, предусматривает реализацию соответствующих субпроцессов.
В частности, согласно ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
«Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.
Требования», основанному на методологии, известной как «Plan-Do-Check-
Act» (PDCA), основными элементами процесса управления охраной труда на предприятии являются: политика, планирование, внедрение, контроль и анализ (рис. 2) [1].

19
Рисунок 2 - Составляющие процесса управления охраной труда [21]
«Романчук А.А., уточняя в своей работе состав процесса управления охраной труда, более подробно описывает каждый из этих субпроцессов:

разработка, провозглашение и оформление трудоохранной политики;

прогнозирование и планирование трудоохранной деятельности исходя из политики и прогнозируемых уровней профессиональных рисков;

организация и координация работы в области охраны труда;


20

управление персоналом
(профессиональная подготовка и профессиональный отбор, психологическое сопровождение, мотивационное регулирование, пропаганда);

учёт, анализ и оценка состояния охраны труда;

контроль за выполнением законодательных норм, провозглашенной политики и принятых управленческих решений;

совершенствование (развитие) охраны труда на предприятии» [21].
«Процесс общеорганизационного обеспечения включает такие субпроцессы:

формирование нормативно-правовой, методической, информационной и справочной базы управления охраной труда;

организация информационного взаимодействия, процессов управления и исполнения провозглашённой политики
(распределение обязанностей, полномочий, ответственности), координация трудоохранной деятельности;

проектно-конструкторское и технологическое обеспечение
(разработка и внедрение безопасных технологий, средств механизации и автоматизации, транспортно-технологических систем, инвентаря, оснастки, инструмента);

обеспечение безопасной эксплуатации зданий, гидротехнических и других инженерных сооружений;

метрологическое обеспечение;

оптимизация условий труда, приведение их к требованиям, установленным санитарно-гигиеническими нормами;

обеспечение безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций;

аудит процессов и объектов управления, обеспечивающий управленческий персонал информацией, необходимой для принятия управленческих решений, совершенствования системы в целом и отдельных субпроцессов» [12, 29].

21
«Организация безопасного производства работ и процессов предусматривает обязательность выполнения следующих субпроцессов:

привлечение к участию в производственных процессах персонала, соответствующего по своим профессиональным качествам и личностным особенностям характеру выполняемых обязанностей
(функций);

обеспечение персонала нормативно-правовыми актами и документацией, регулирующими организацию охраны труда, порядок безопасного выполнения работ и эксплуатации оборудования, механизмов, систем;

обеспечение работ и процессов инструментом, инвентарём, оснасткой, спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, соответствующих требованиям безопасности;

организация на основе эргономических требований рабочих мест, создание условий для безопасного выполнения производственно- технологических операций;

организация взаимодействия различных звеньев, участвующих в выполнении технологических операций;

инструктаж исполнительского персонала перед началом работ;

надзор (мониторинг) за производством работ (процессов) и действиями персонала» [38].
«Выделение отдельных субпроцессов в каждом из процессов деятельности по охране труда на производственном предприятии необходимо для более глубокого и детального рассмотрения проблемы управления данной сферой. Тем не менее, слишком глубокая детализация может усложнить и нагромоздить процесс, поэтому следует тщательно анализировать необходимость выделения того или иного субпроцесса» [40].