Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

ИНСТИТУТ ХОЛОДА И БИОТЕХНОЛОГИЙ



Е.Б. Петрунина
ЛЕКЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Учебно-методическое пособие




Санкт-Петербург

2014
УДК 681.3


Петрунина Е.Б. Лекции по информатике: Учеб.-метод. пособие. СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014. 105 с.
Излагается теоретический материал по дисциплине «Информатика». В конце каждого раздела приведены вопросы для самопроверки.

Предназначено для студентов всех направлений (бакалавриат) очной и заочной форм обучения.
Рецензент: кандидат техн. наук, проф. А.В. Зайцев

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Института холода и биотехнологий



В 2009 году Университет стал победителем многоэтапного конкурса, в результате которого определены 12 ведущих университетов России, которым присвоена категория «Национальный исследовательский университет». Министерством образования и науки Российской Федерации была утверждена программа его развития на 2009–2018 годы. В 2011 году Университет получил наименование «Санкт-Петербургский
национальный исследовательский университет информационных техно- логий, механики и оптики».
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2014
Петрунина Е.Б., 2014

ВВЕДЕНИЕ


Цели и задачи дисциплины

Целями учебной дисциплины «Информатика» являются фор- мирование представлений о сущности информации и информацион- ных процессов, развитие алгоритмического мышления, представ- ляющего собой необходимую часть научного взгляда на мир, изуче- ние современных информационных технологий, демонстрация воз- можности использования полученных знаний в различных сферах деятельности человека.

Знание основных разделов дисциплины способствует повыше- нию эффективности учебной деятельности студентов и их будущей профессиональной деятельности, а также положительному воспри- ятию процесса информатизации общества.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • основные понятия и определения информатики;

  • основные принципы работы современного компьютера;

  • технические средства обработки информации;

  • программные средства обработки информации;

  • основные понятия и способы моделирования;

уметь:

  • использовать основные программные средства и информаци- онные системы;

  • моделировать различные процессы на компьютере;

владеть:

  • способами и методами представления информации;

  • технологиями решения задач с использованием компьютера.
  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ


    1. Основные определения

Информатика – это дисциплина, изучающая структуру и об- щие свойства информации, закономерности и методы еѐ создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различ- ных сферах человеческой деятельности.

В настоящее время большинство операций с информацией со- вершается с помощью ЭВМ. Поэтому сведения о компьютерах и компьютерные технологии обработки информации являются важ- ной составной частью дисциплины «информатика».

Понятие информацияточно и однозначно не определяется, хотя используется повсеместно. Оно вводится путѐм объяснения, ко- торое опирается на интуицию, здравый смысл или бытовое примене- ние этого термина.

В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-
dok.html) дается следующее определение этого термина: «информа- ция — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их пред- ставления».

Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 опре- деления слова «информация»:

  1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройст- вом.

  2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоя- нии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информация, сред- ства массовой информации печать, радио, телевидение, кино).

Для количественного определения имеющейся информации самым удобным оказалось такое: это сведения, которые уменьшают неопределенность об окружающем мире и являются объектом хране- ния, преобразования, передачи и использования.

Энтропия – это мера неопределѐнности наших знаний об объ- екте или явлении. Энтропию иногда называют антиинформацией. Например.Если мы интересуемся сведениями о полностью засекре- ченном объекте или явлении, или получили зашифрованное сообще-

ние, а ключа к расшифровке не знаем, то для нас информация о нѐм равна нулю, а энтропия максимальна.

Знания это осознанные и запомненные людьми свойства предметов, явлений и связей между ними, а также способов выполне- ния тех или иных действий для достижения нужных результатов.

Сигнал (сообщение) – информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приѐмнику.

Данные – это зарегистрированные на материальном носителе сигналы.

Одна и та же информация может передаваться с помощью раз-
ных сообщений. Например, сведения о выпуске книги могут быть пе- реданы с помощью телевидения, устного разговора, рекламных щи- тов и т. д. И, наоборот, одно и то же сообщение может нести различ- ную информацию. Пример: сообщение на китайском языке несѐт ка- кую-то информацию только для тех, кто этот язык знает.

Сведения, факты, данные – это знания, выраженные в сигна- лах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

Информационные процессы – это хранение, передача и обра- ботка данных.

Информационнаяреволюция это преобразование общест- венных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Другими словами информационная революция означает скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов ин- формационного взаимодействия в обществе, что создает основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.

В настоящее время выделяется шесть основных информацион- ных революций в истории развития человеческого общества. Они связываются со следующими событиями:

появление человеческой речи; изобретение письменности; изобретение книгопечатания;

изобретение радио, телефона, телевидения;

изобретение микропроцессорных технологий и появление персональных компьютеров.

Создание компьютерных сетей и, в частности, глобальной компьютерной сети Интернет.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45