Файл: Общая характеристика субъекта профессиональной деятельности в сфере публичного управления 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Раздел 1. Общая характеристика субъекта профессиональной деятельности в сфере публичного управления

1.1. Описать основные направления деятельности, задачи и функции субъекта профессиональной деятельности, функционал государственного /муниципального служащего

1.2. Описать принципы построения современных государств, в т.ч. приоритеты прав и свобод человека, определяющие систему государственного и муниципального управления в Российской Федерации

Раздел 2. Характеристика нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность субъекта профессиональной деятельности

2.1. Провести анализ нормативных и правовых документов, регулирующих деятельность субъекта профессиональной деятельности

2.3. Описать правовой статус и установить место субъекта профессиональной деятельности в системе государственного /муниципального управления

Заключение

Список использованной литературы

1.2. Описать принципы построения современных государств, в т.ч. приоритеты прав и свобод человека, определяющие систему государственного и муниципального управления в Российской Федерации



В современном мире организация и функционирование государств неразрывно связаны с теорией общественного договора, концепция которого раскрывает и развивает на практике демократические принципы построения государств. Теория общественного договора - это попытка объяснить природу государственной власти, отношения «согласия» и «принуждения», и основу социального порядка, организующую жизнь людей в обществе.

В системе современного правового обеспечения теория общественного договора по праву занимает одно из ключевых мест, поскольку, например, выборность путём всенародного голосования, по существу, означает заключение общественного соглашения. И само существование различных подходов к вопросу происхождения государства, говорит об актуальности проблемы и в XXI веке.

Федеративное устройство Российского государства - это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. Основные принципы и установки федеративного устройства Российской Федерации сформулированы в самой Конституции РФ. Показательно, что почти третья часть статей Конституции России прямо или косвенно посвящена рассматриваемым принципам, эти же принципы нашли отражение в более чем четырех десятках федеральных законов, регулирующих те или иные сферы общественно-политической жизни. Например, п. 3 ст.5 Конституции РФ устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов. Данное положение не исключает особого внимания со стороны государства к определенным их группам, которые в силу разных причин являются наименее защищенными. К таковым Конституция относит национальные меньшинства и их особую разновидность - коренные малочисленные народы (ст. 69, п. «в» ст. 71, п. «б», «м» ч. 1 ст. 72), а ФЗ от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» в дополнение к принципу самоопределения народов правовые основы в форме национально¬культурной автономии, способствующей развитию и защите языка и культуры данных общностей и их представителей.


Система конституционных принципов федеративной формы государственного устройства России представляет собой совокупность фундаментальных начал построения федеративных отношений, определяемых Конституцией. Их главная цель и практическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству в Российской Федерации.

В части 3 статьи 5 Конституции РФ сформулированы конституционные принципы федеративного устройства. Одним из них признается государственная целостность Российской Федерации. Это означает, что Россия не является простым, соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории; существует единое гражданство; гарантируется единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы - рубля; устанавливается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе Российской Федерации, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; вопросы федеративного устройства отнесены к исключительному ведению Российской Федерации; отсутствует, как и в других существующих федеративных государствах, право выхода субъектов из Российской Федерации (ст. 4, 6, 8,11, 15,65,67,71,75 и др.).

В качестве одной из основ федеративного устройства Конституция закрепляет принцип единства системы государственной власти. Он является логическим следствием того, что единый источник власти в Российской Федерации, согласно Конституции, — ее многонациональный народ. Этот принцип гарантирует целостность России и ее суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма по осуществлению функций Российского государства во всей их полноте и многообразии.

Реализация данного принципа по горизонтали выражается в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации, действуя в духе разделения властей как самостоятельные органы, одновременно выступают в качестве единой государственной власти, соответственно, федеральной и субъекта федерации. Это достигается единством ключевых принципов функционирования, производностью полномочий от тех, которыми обладают федерация или ее субъект, наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов, при которых все органы данного уровня сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их осуществлении; политика и законы отражают общую позицию единой государственной власти.



В вертикальном срезе единство системы государственной власти проявляется в определенной структурной схожести органов государственной власти субъектов федерации и федеральных органов государственной власти. Оно требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти; ориентировались на общие принципы и формы деятельности. Это единство обеспечивает особое построение Федерального Собрания, где одна из палат - Совет Федерации - формируется из представителей от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции); верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов (ч. 2 ст. 4); издание федеральных правовых актов, устанавливающих общие принципы организации и деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации (ч 1. ст. 77); деятельность Президента Российской Федерации как гаранта Конституции (ч. 2 ст. 80); осуществление федеральными органами государственной власти координационных полномочий; судебный контроль (ст. 46,125), прокурорский надзор. В отношении органов исполнительной власти, которые по определенным вопросам образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77), Президент Российской Федерации наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов

Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст.85).

Одним из фундаментальных принципов федеративного устройства государства является принцип разграничения предметов ведения между органами государственной власти Федерации и органами власти ее субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий между названными органами государственной власти производно от разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ 1993 г. взяла за основу следующие способы разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами. 1) В ст. 71 закреплено, что именно находится в ведении Российской Федерации. При этом предполагается, что и все полномочия по указанным предметам ведения входят в компетенцию Федерации. 2) В ст. 72 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. 3) В ст. 73 формулируется общий принцип: вне предметов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Федерации «обладают всей полнотой государственной власти».


Наибольшие сложности вызывает толкование ст. 72 Конституции РФ, закрепляющей предметы совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Приходится отметить, что текст ст. 72 Конституции, к сожалению, сохранил многие недостатки соответствующих формулировок Федеративного договора. К примеру, в ст. 72 Конституции в одном ряду перечисляются как отдельные правовые институты (охрана окружающей среды), так и целые отрасли законодательства, составляющие сложные и разнообразные системы правовых норм, образуемых актами законодательной и исполнительной властей различных уровней (административное законодательство). При этом пределы того, что конкретно «причитается» по данным вопросам именно Российской Федерации, а что – ее субъектам, данная статья не определяет. Для разграничения же компетенции нужно указать на полномочия Федерации, с одной стороны, и полномочия ее субъектов - с другой, в каждой сфере совместного ведения.

Провести подобное разграничение достаточно сложно. Сомнительно, что проблема может быть решена даже путем создания федерального закона, устанавливающего общие для всех правовых институтов и отраслей законодательства принципы отнесения их к ведению либо федеральных органов, либо органов субъектов Федерации.

Возможность уточнения положений ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осложняется тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации осуществляется не только Конституцией РФ, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Возможно, «иные договоры», упомянутые в п. 3 ст. 11, так и остались бы лишь гипотетической возможностью, не востребованной практикой, если бы в отношениях с отдельными субъектами Федерации не возникло серьезных проблем.

Первыми субъектами, реализовавшими эту идею, стали республика Татарстан и Кабардино-Балкарская республика, чуть позже - Республика Северная Осетия-Алания. Договоры, заключенные с ними, как бы подтверждали «особые связи» федеральных властей с данными субъектами.

Следующий этап договорного процесса характеризуется заключением договоров с краями и областями, направленных на «подтягивание» их прав и возможностей до уровня республик России. В основном эти договоры носят всеобъемлющий характер, так как охватывают большинство предметов


совместного ведения и регулируют взаимоотношения между федеральным Центром и органами власти края или области.

Процесс заключения договоров нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, они позволяют учесть специфику субъекта Федерации, осуществить разграничение полномочий в соответствии с конституционными предписаниями, смягчить противоречия между Конституциями РФ и субъекта. С другой стороны, с расширением договорной практики происходит отход от конституционной модели построения Федерации, все большее размывание предметов ведения Российской Федерации, снижение универсального характера конституционного регулирования.

Конституционным принципом федеративной формы государственного устройства является принцип равноправия и самоопределения народов, населяющих Россию. Здесь следует отметить следующее.

Во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации все граждане Российской Федерации и все народы, проживающие на её территории пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. Равноправие народов означает равенство их прав в вопросах государственно¬правового строительства, в развитии культуры и т.д.

Во-вторых, проблема самоопределения народов неразрывно связана с проблемами распределения налоговых и иных материальных поступлений в субъекты - национальные образования в составе Российской Федерации. Не секрет, что начиная с 90-х гг. прошлого века республики в составе Российской Федерации забирали себе большую часть налоговых поступлений, нежели края и области в составе России. Подобная практика (в меньших масштабах) сохраняется и сегодня. Иными словами, объём финансовых поступлений в ряд российских регионов определяет лояльность их политических элит федеральному центру.

В-третьих, особенностью современной российской формы государственного устройства является предоставление народам, проживающим на её территории такой формы самоопределения, как национально-культурная автономия. Следует отметить, что национально-культурная автономия не имеет ничего общего с политической автономией и представляет собой объединение граждан, относящих себя к определённой этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на определённой территории, для самостоятельного решения вопросов развития своего языка, сохранения культурной самобытности.