Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2602
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
178 монетами не облагаются НДС, хотя НДФЛ с полученного дохода заплатить все равно придется. Но не все банки выкупают монеты у населения обратно. К тому же продажа и выкуп монет осуществляются по разной цене.
Третий вариант – приобретение золотого слитка – также не кажется оптимальным. Продажа золотых слитков облагается НДС. Здесь также есть спред между ценой покупки и продажи золота, плюс еще возникают проблемы хранения золота. С полученного дохода придется самостоятельно уплатить
НДФЛ.
Четвертый вариант является приемлемым – можно открыть обезличенный металлический счет. Следует понимать, что за месяц цена золота изменится, скорее всего, незначительно. При этом у банка существует спред между ценой покупки и продажи золота. За счет этого спреда доходность ОМС будет относительно низкой. К тому же нужно учитывать, что с полученного дохода гражданин должен самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц.
Пятый вариант – открытие металлического счета ответственного хранения в банке. Фактически в данном случае инвестор либо покупает у банка золото и хранит его в банке, либо приносит в банк свое золото. В этой ситуации инвестор платит банку за услуги хранения золота, т. е. это не способ получения дохода.
Шестой вариант – приобрести пай фонда, специализирующегося на активах, привязанных к стоимости золота. Обычно это довольно просто сделать. В этом случае также придется заплатить НДФЛ.
Таким образом, самым удобным вариантом является открытие обезличенного металлического счета. Этот вариант доступен всем инвесторам. В целом, также можно купить пай фонда.
Задание 17. Как ликвидность связана с издержками на проведение сделок на фондовом рынке?
Ответ. Ликвидность – это способность актива быстро и без дополнительных издержек трансформироваться в деньги. Отсюда можно
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
179
сделать вывод, что ликвидность и издержки на проведение сделок на фондовом рынке связаны между собой обратной зависимостью. Чем более высокими являются издержки на проведение операций с этим инструментом, тем менее ликвидным он является.
Задание 18. От чего может зависеть рыночная стоимость жилья в вашем городе? Назовите не менее 10 факторов и объясните степень их влияния.
Ответ. Рыночная стоимость жилья, например, двухкомнатной квартиры в Академгородке в г. Новосибирск, определяется спросом и предложением.
Предложение определяется тем, сколько двухкомнатных квартир имеется в данном районе. Спрос зависит от нескольких факторов, первым из которых является цена квартиры. При прочих равных условиях, чем выше цена на данную квартиру, тем меньше людей, которые готовы платить эту цену.
Вторым важным фактором является стоимость аренды двухкомнатных квартир в этом же районе: при неизменной цене квартиры и остальных факторах, чем выше ставка аренды, тем больше людей готовы купить квартиру вместо того, чтобы арендовать. В-третьих, спрос на квартиры зависит от доступности ипотечного кредитования в данном регионе, т. е. насколько жесткие требования банки предъявляют к заемщикам
(размер первоначального взноса, наличие стабильного источника дохода, размер официальной зарплаты, трудовой стаж на последнем месте работы, тип жилья и т. п.) и насколько высока процентная ставка по кредитам. Уровень процентных ставок по кредитам зависит, во-первых, от уровня доходностей гособлигаций с сопоставимыми сроками до погашения и, во-вторых, от рисков невозврата кредита.
Кроме того, в отличие от стандартизованных активов две двухкомнатные квартиры одинаковой площади, расположенные в одном и том же районе, будут различаться с точки зрения ряда потребительских характеристик, что оказывает влияние на цену. Среди этих характеристик могут быть: находятся ли подъезд и дом в хорошем состоянии, есть ли консьерж в подъезде, есть ли парковка, высота потолков и площадь,
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
180 расположение комнат, наличие возможности перепланировки, является ли двор зеленым и тихим, наличие линий общественного транспорта поблизости
(станция метро), обращены ли окна во двор или на шумную автомагистраль, хорошие ли соседи, криминогенная обстановка в районе, наличие жилой инфраструктуры (школы, детские сады, детские площадки, магазины и т. д.), экологическая ситуация (хороший воздух или нет), наличие парка или леса поблизости. Для состоятельного покупателя может иметь значение также соображение о том, насколько престижно жить в том или ином районе.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 26
Задание 19. Почему и при каких условиях аренда может быть выгоднее, чем покупка квартиры?
Ответ. Основное преимущество аренды жилья по сравнению с приобретением в собственность состоит в том, что арендатор избегает инвестиций в относительно неликвидный актив. Если человеку предстоит сменить место жительства, то ему не потребуется нести издержки низкой (по сравнению с финансовыми активами) ликвидности его квартиры
(необходимость уступить в цене для того, чтобы продать квартиру достаточно быстро, комиссионные агенту и т. п.)
Задание 20. Что означают слова «низкая ликвидность актива»?
Ответ. «Низкая ликвидность актива» означает, что актив сложно быстро продать без потерь.
Задание 21. Каковы основные действия, которые рекомендуется предпринять непрофессиональному инвестору, столкнувшемуся с финансовым кризисом?
Ответ. Непрофессиональному инвестору рекомендуется сохранять хладнокровие и способность мыслить трезво. Продать те активы, которые могут быть реализованы с относительно умеренными потерями на рынке, где происходит какая-то торговля. Те активы, по которым торговли практически не ведется, рассматривать как долгосрочную инвестицию. Держать вырученную от продажи активов наличность при себе и дожидаться, когда появятся первые признаки стабилизации ситуации. Например, прекратятся
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
181
массированные продажи на рынке, возобновится торговля если не во всех, то во многих сегментах рынка и т. д. В этот момент можно начать совершать осторожные вложения, преимущественно, в более ликвидные активы, например, акции компаний – «голубых фишек», и делать это постепенно, как серию покупок. Вверять свои сбережения профессиональным финансовым посредникам следует с большой осмотрительностью.
Задание 22. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют биржевую торговлю.
1) акции;
2) ипотечный кредит;
3) фьючерсные контракты;
4) респондент;
5) брокер;
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 2 4
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
182
Задачи
Задача 1. Определите ожидаемую доходность вложения в акции, текущая рыночная стоимость которых равная 140 руб. за акцию, дивиденды
(выплачиваются раз в год) составляют 4 руб. на акцию, а ожидаемая цена через год равна 150 руб. за одну ценную бумагу.
Решение. Инвестор, приобретающий акцию сегодня, ожидает заработать
10 = 150 − 140 на изменении рыночной цены (курсовой стоимости) в дополнение к дивиденду в размере 4, что в сумме даст ожидаемый доход
14 = 10 + 4. Таким образом, инвестор ожидает заработать
= 0,1, что эквивалентно ожидаемой доходности 10% годовых.
Задача 2. Инвестор X имеет $200 сбережений и решает на 1 год вложить эти средства в один из активов: акцию или бескупонную облигацию, рыночная цена которых одинаковая и равна $100. Облигация сроком погашения 1 год имеет нарицательную стоимость $104.
Дивидендные выплаты по акции составляют $5. О будущем значении акции известно, что оно задано следующим вероятностным распределением: через год рыночная стоимость акции примет значение $81 с вероятностью
1/3,
$105 – с вероятностью
2/5, $120 – в прочих случаях.
Банк предлагает внести депозит под 5% годовых.
Определите ожидаемую доходность акции.
Определите в результате сравнения доходностей активов, в какой актив выгоднее инвестировать: купить акцию или облигацию, или вложить деньги в банк?
Предположим, инвестор решает диверсифицировать свой портфель и приобретает и акцию, и облигацию. Какова в этом случае будет доходность портфеля?
Решение. Смотри Excel-файл «Примеры расчетных задач», Вкладка ФР.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
183
Задача 3. Инвестор купил облигацию ОФЗ номиналом 1000 руб. Ставка купона – 15% годовых. Срок – 5 лет. Выплаты – один раз в год. Какой доход получит Инвестор за 5 лет?
Решение. Поскольку купон выплачивается 1 раз в год, то его величина равна величине купонной ставки, т. е. 15 % от номинала – 150 руб.
Всего доход Инвестора составит 750 руб., который складываются из пяти выплат по 150 руб. в течение пяти лет.
Налог НДФЛ по купонам ОФЗ отсутствует.
За 3 года вы получите чистый доход в размере 750 руб.
Задача 4. Пусть доходность к погашению однолетней облигации растет с темпом 2% в год и в первый год составляет 8% годовых. Чему должен равняться доход трехлетней облигации, чтобы для инвестора возможности вложения три года подряд в однолетние облигации и вложения один раз в трехлетнюю облигацию были одинаково выгодны?
Решение. Коэффициент наращения в первый год: (1+8%), во второй: (1
+ 0,08) × (1 + 0,02), в третий – (1 + 0,08) × (1 + 0,02)2.
Таким образом, искомый процент x можно найти из формулы: (1 + r)3 =
(1 + 0,08)3 × (1 + 0,02)3.
Иными словами, r = (1 + 0,08) × (1 + 0,02) – 1 = 0,1016 или 10,16%
Инвестору все равно куда вложить или в трехлетнюю облигацию с r равной 10,16% сразу или каждый год вкладывать в облигацию однолетнюю.
Говорят, у Инвестора нет арбитражных возможностей. Но, кто же на рынке ценных бумаг гарантирует, что через год однолетняя облигация будет с такой доходностью. Это называется риск процентных ставок.
Задача 5. Пайщик инвестировал денежные средства в сумме 61 000 руб. в «портфель», купив паи:
ПИФа акций на сумму 40 000 руб., цена 1 пая – 4000 руб.
ПИФа облигаций на сумму 21 000 руб., цена 1 пая – 700 руб.
Через 1 год стоимость 1 пая фондов составила:
ПИФ акций – 3 500 руб.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
184
ПИФ облигаций – 800 руб.
Как изменилась стоимость портфеля инвестора через 1 год?
Решение.
1. Вычислим количество паев каждого фонда в портфеле инвестора на момент покупки по формуле:
Количество паев = Сумма инвестиций в фонд ÷ Стоимость пая
Количество паев ПИФа акций = 40000 / 4000 = 10 паев
Количество паев ПИФа облигаций = 21000/ 700 = 30 паев
2. Вычислим стоимость инвестиций в каждом фонде через 1 год по формуле:
Новая стоимость инвестиций = новая цена пая × количество паев
Новая стоимость инвестиций ПИФ акций = 3 500 × 10 = 35 000 руб.
Новая стоимость инвестиций ПИФ облигаций = 800 × 30 = 24 000 руб.
Новая стоимость портфеля = 35 000 + 24 000 = 59 000 руб.
Стоимость портфеля инвестора через год уменьшилась на 2 000 руб. (59 000 – 61 000). Доходность такой операции составила минус 3,28%.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
185 3.4 Тема 1.4 «Страхование как механизм снижения рисков»
Данная тема рассказывает о деятельности страховых компаний, страховых продуктах.
В целом изучение темы должно дать представление о том, как работает страховая система, как и когда граждане и предприниматели могут пользоваться страховыми продуктами, как могут управлять рисками в своей жизнедеятельности, как защищать свои права в страховых компаниях. Тема изучается самостоятельно!
Общая характеристика преподавания темы 1.4:
Общий объем
2 ч. из них: аудиторных занятий самостоятельная работа
2 ч. в т.ч.: просмотр видеолекций не менее
1 ч. в т.ч.: работа с учебным пособием, другими источниками, выполнение заданий не менее
1 ч.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
186
Таблица 1.1.4 План преподавания темы 1.4
Тема
Осваиваемое студентами содержание
Сред-ва обучения
Формы занятия ч.
Страхование, сущность, формы и основные виды страхования
Страхование, зачем и как управлять рисками, термины и определения, виды страхования, выбор страхования, договор страхования, защита прав.
ДМ расчетные задачи
УП:
§ 1.4, ДМ
СР: изучение текста
УП, ДМ, § 1.4 и просмотр ВЛ № 11
«Сущность, формы и основные виды страхования»
2 ч.
Тема 1.4
Все содержание
УП, ВЛ,
ДМ
Подготовка к тестированию
Итого
2 ч.
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
В Таблице 1.1.4. представлена последовательность изучения темы.
Студенты должны самостоятельно изучить следующую подтему 1.4.1
«Сущность, формы и основные виды страхования», в том числе необходимо предоставить возможность посмотреть видеолекцию № 11 «Сущность, формы и основные виды страхования».
Студентам желательно сообщить, что Задания, Задачи, Кейсы
Методических рекомендаций помогут в короткие сроки освоить Тему 1.4.
Слайды Презентации 199–232, Excel-файл, вкладка «СО».
Студентам следует обратить внимание на соответствующие компетенции (см. Памятку):
умение выбрать страховую компанию (Презентация, Слайды 206–
208);
умение написать семейную и личную карту рисков (Презентация,
Слайд 210);
умение выбрать необходимый страховой продукт в соответствии с
ФП и умение разбираться в Правилах страхования, договоре