Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2598
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
157
(Презентация, Слайд 182); на понимание различий долговых и долевых ценных бумаг; на понимание различий самостоятельной работы на РЦБ по брокерскому договору и работы в рамках коллективных инвестиций – покупка паев ПИфа, выбранной УК
(Презентация, Слайды 161–166, подпараграф 1.1.2.8 темы 1.1 и подтема 1.3.4 темы 1.3 УП); на знание налоговых льгот по корпоративным и государственным облигациям и сравнить такие льготы с депозитными льготами (Презентация, Слайд 153, подпараграф 1.1.2.7 (абзац про ОФЗ) и подпараграф 1.3.3.5 Темы
1.3 УП).
В конце третьего интерактивного занятия:
Сообщить, что в начале четвертого занятия будет 5-ти минутный тест по подтеме 1.3.1 УП.
Необходимо сообщить о самостоятельной подготовке к четвертому занятию «Финансовые инструменты (акции, облигации, ПИФы). Валютный рынок и совершаемые на нем операции. Риски, доходность, виды инвестирования на РЦБ и связь с совокупным капиталом» по материалам:
подтем 1.3.2-1.3.5 темы 1.3 и Вопросов для самоконтроля после
Основных выводов по теме 1.3 УП;
Видеолекциям: № 7 «Акции», № 8 «Облигации», № 9 «Паевые инвестиционные фонды», № 10 «Валютный рынок и валютные операции».
Студентам необходимо предоставить возможность изучить отобранные предварительно преподавателем примеры заданий, расчетных задач, кейсов подтемам 1.3.2-1.3.5 темы 1.3 УП, которые представлены в Методических рекомендациях и в Excel-файле, вкладка «ФР».
Необходимо сообщить, что на четвертом занятии будет 5-ти минутный тест по подтеме 1.3.1 темы 1.3 УП.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
158
Необходимо выделить, что при изучении студентами подтем 1.3.2-13.5
(важные компетенции подтем 1.3.2-1.3.5 темы 1.3 УП – см. Памятку) следует обратить внимание на следующие компетенции:
знание основных рисков на РЦБ (Презентация, Слайды 178,
179, 180, 181, 186, 187, 188);
знание методики выбора финансового инструмента
(стратегии инвестирования) (Презентация, Слайды 71,72,
153, 181–192), в том числе умение рассчитывать доходность с учетом инфляции по формуле Фишера (Презентаци, Слайд
189, Excel-файл, Задача «Расчет реальной доходности финансовой инструмента с учётом инфляции», вкладка
«ФР»);
умение заключать договоры для работы с брокером, депозитарием, управляющей компанией
(Презентация,
Слайды 190–192), умение читать отчеты финансовых посредников;
умение использовать Excel, сайты-агрегаторы, финансовые калькуляторы (например, https://www.moex.com/ru/bondization/calc) для расчета финансовых результатов операций на рынке ценных бумаг
(Excel-файл «Пример расчетных задач» вкладка «ФР»,
Презентация, Слайды 143, 144, 154–160);
знание налоговых льгот, в виде имущественных вычетов, инвестиционных вычетов по акциям, облигациям, другим инструментам (см. подпараграф 1.1.2.8 Тема 1.1 УП) и особенно знание всех плюсов и минусов стратегии «ИИС с покупкой на него ОФЗ» в сравнении с депозитами, которая применяется для среднесрочных целей ФП (Презентация,
Слайды 152, 153, Слайды 192–197 и Excel-файл, вкладка
«ИИС»).
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
159
Преподаватель проводит аудиторное занятие – интерактивное занятие 4 (ПробС) – 1 ч. Тема «Финансовые инструменты (акции, облигации,
ПИФы). Валютный рынок и совершаемые на нем операции. Риски, доходность, виды инвестирования на РЦБ и связь с совокупным капиталом».
Необходимо провести 5-ти минутный тест по подтеме 1.3.1 темы 1.3 УП.
На четвертом интерактивном занятии необходимо изучить инвестиционную стратегию «ИИС и покупка на него ОФЗ», разобрав
(Презентация, Слайды 192–197 и Excel-файл, вкладка «ИИС») или изучить стратегию выбора финансового инструмента (Презентация, Слайды 181–188), управление рисками на РЦБ (Презентация, Слайды 178–181, 186, 187) и подпараграф 1.1.2.10 Темы 1.1. и Подпараграф 1.8.2.1 Темы 1.8 УП), диверсификация (Презентация, Слайд 181) и валютный рынок (подтема 1.3.5
Темы 1.3 (УП), Презентация, Слайды 167–173).
Особенно необходимо обратить внимание студентов на то, что гибкий валютный курс в нашей стране после 2014 г. – это данность в настоящее время, тогда как в западном мире в таких условиях живут уже более сорока лет.
Необходимо обсудить (
Презентация, Слайды 170–171
): девальвация доллара США на 80% в период с 2000 по 2008 г. последующее укрепление до 1.13 на сегодня (30%) – сильная волатильность, а «вера» в доллар США не исчезает, и СМИ не пугают население о крахе в западном мире. Тогда как движение всего на 22% с 56 до 68 руб. за доллар осенью 2018 г. подавалось как крах. Почему так?
Необходимо сделать вывод: Гибкий валютный курс EUR/RUB,
USD/RUB, в ближайшем будущем CNY/RUB – это данность в XXI веке.
«Отпустить» рубль в 2014 г. – сделать еще более рыночным (цену определяет не Банк России, а спрос, предложение на Московской бирже) ценообразование на этом рынке – это верный экономический шаг.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
160
Если останется время можно разобрать расчетную задачу 2 по этой теме.
Задача 2 представлена в Методических рекомендациях, в Excel-файле, вкладка
«ФР» (Презентация, Слайд 198).
В конце четвертого интерактивного занятия
Необходимо сообщить о самостоятельном изучении студентами тем УП:
1.4 – «Страхование как механизм снижения рисков»;
1.5 – «Финансы государства (региона, муниципалитета), налоги, социальное обеспечение граждан»;
1.6 – «Пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды»;
1.7 – «Финансы и предпринимательство».
Обратить внимание студентов на Памятку, где указаны необходимые к изучению основные вопросы, умения, навыки тем 1.4-1.7
УП и соответствующие разделы Методических рекомендаций.
В рамках самостоятельного изучения указанных выше тем необходимо предоставить возможность студентам просмотреть до начала пятого интерактивного занятия видеолекции «Сущность, формы и основные виды страхования», «Бюджетная и налоговая системы в Российской Федерации
(федеральный, региональный, местный уровни)», «Налогообложение граждан и организаций» и «Социальное обеспечение граждан в Российской
Федерации», «Пенсионная система России и пенсионное обеспечение граждан» и «Негосударственные пенсионные фонды и пенсионные программы для населения», «Предпринимательство и создание собственного бизнеса».
Необходимо предоставить студентам возможность изучить
Презентацию и Excel-файл:
Тема 1.4 – Слайды 199–232, Excel-файл, вкладка «СО»;
Тема 1.5 – Слайды 233–262, Excel- файл, вклакда «Налоги»;
Тема 1.6 – Слайды 263–291, Excel- файл, вклакда «Пенсии»;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
161
Тема 1.7 – Слайды 292–304.
Необходимо предоставить студентам возможность изучить выбранные преподавателем примеры заданий, расчетных задач, кейсов по темам 1.4, 1.5,
1.6, 1.7, которые представлены в Методических рекомендациях. Студенты с помощью этих примеров более эффективно освоят материал по этим темам.
После преподаватель должен сообщить тему пятого интерактивного занятия «Регулирование, контроль и надзор деятельности участников финансового рынка. Защита прав потребителей финансовых услуг» (подтема
1.8.1 тема 1.8 УП) на котором будет 5-ти минутный тест по подтемам 1.3.2-
1.3.5 темы 1.3 и по темам 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 УП.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
162
Тесты
На основании Презентации и УП преподаватель может дополнительно разработать вопросы по теме.
1.
Ценная бумага, закрепляющая право её владельца на часть имущества компании – это: a) облигация; b) акция; c) чек.
2.
Посредником, покупающим и продающим ценные бумаги на бирже от имени клиента и за счет средств клиента, является: a) консультант; b) вкладчик; c) брокер.
3.
Недостаток инвестирования в акции: a) не слишком высокая доходность; b) риск потерять все сбережения; c) невозможность продать акцию до истечения ее срока.
4.
Взаимосвязь между риском и доходностью в сфере финансов: a) чем выше риск, тем ниже доходность; b) чем выше риск, тем выше доходность; c) нет никакой связи между риском и доходностью.
5.
Грамотный выбор инструментов инвестирования основан на
(допускается несколько вариантов ответа): a) личной склонности к риску; b) определении личных финансовых целей и желаемых сроков их достижения; c) изучении соотношения риск, доходность выбранных финансового инструментов;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
163
d) сравнении нескольких предложений выбранного инструмента инвестирования от нескольких финансовых институтов; e) только по рекомендациям экспертов.
6.
Грамотный выбор финансового института включает
(допускается несколько вариантов ответа): a) изучение личной склонности к риску; b) постановка реальных финансовых целей и желаемых направлений управления денежными средствами с целью достижения целей финансового плана; c) изучение нормативно-правовых документов в выбранном направлении инвестирования; d) изучение документации финансового института: лицензии, сайт организации; e) изучение информации о финансовом институте на сайте
Банка России; f) изучение руководителей финансового института, в том числе на сайте Росфинмониторинга; g) использование гаджета без специальных процедур безопасности
Изучение соотношения риск, доходность конкретного финансового инструмента; h) рекомендации друга.
7.
Какой способ инвестиций в акции подойдет человеку с нулевым опытом инвестиций? a) Брокерский счет. b) ПИФ c) Управляющая компания. d) Депозит.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
164 8.
Инвестор вкладывает в продукт со 100%-ной защитой капитала 100 000 руб. Базовый актив – индекс РТС. Какую сумму получит инвестор, если к концу срока инвестирования индекс РТС упал на 30%? a) 100 000 руб. b) 70% от суммы инвестировании. c) 30% от суммы инвестирования.
9.
Основным преимуществом продуктов с защитой капитала является: a) низкая сумма «входа» при инвестировании; b) гарантия возврата инвестированных средств; c) гарантия получения высокого дохода.
10. «Эмиссионные ценные бумаги» – это: a) ценные бумаги, выпускаемые сериями с одинаковыми правами и ценой размещения; b) ценные бумаги, выпускаемые эмитентом; c) банковские векселя; d) банковские сберегательные сертификаты.
11. Какая из перечисленных ценных бумаг не является эмиссионной ценной бумагой? a) Обыкновенная акция. b) Муниципальная облигация. c) Инвестиционный пай. d) Облигация с ипотечным покрытием.
12. Что из перечисленного не является ценной бумагой? a) Вексель. b) Муниципальная облигация. c) Долговая расписка. d) Опцион эмитента. e) Складское свидетельство.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
165 13. Какие права купонная облигация даёт её владельцу? a) Получать постоянный доход в виде купонных платежей. b) Участвовать в общих собраниях акционерного общества при прекращении платежей по купону. c) Получать купонные платежи раньше выплаты дивидендов по привилегированным акциям. d) Потребовать оплату купона по облигациям в имущественной форме.
14. Что из перечисленного не относится к правам владельцев акций? a) Право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. b) Право на участие в управлении акционерным обществом. c) Право на получение текущей информации о финансовом состоянии эмитента. d) Потребовать в любое время у акционерного общества выкупить принадлежащие акционеру акции.
15. Укажите правильное утверждение в отношении ценных бумаг одного и того же эмитента: a) акции являются менее рискованными, чем облигации; b) акции являются более рискованными, чем облигации; c) наиболее рискованными являются инвестиции в государственные ценные бумаги; d) правильных ответов нет.
16. Что не является основанием для предъявления инвесторами облигаций к досрочному погашению? a) Информация о прекращении выплаты процентов по облигациям данной эмиссии. b) Информация о прекращении выплаты процентов по облигациям других эмиссий.
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
166 c) Сообщения в СМИ о финансовом состоянии эмитента. d) Нарушение условий обеспечения выпуска облигаций со стороны поручителей и гарантов. e) Состояние залогового обеспечения.
17. При росте рыночных процентных ставок стоимость облигаций с фиксированным купоном: a) растёт; b) снижается; c) остаётся неизменной; d) не реагирует на изменение рыночных ставок.
18. Какие ценные бумаги обладают наименьшим риском? a) Акции. b) Облигации. c) Государственные ценные бумаги. d) Муниципальные ценные бумаги. d) Инвестиции домохозяйства – это вложения капитала с целью увеличения: a) инвестиционной составляющей совокупного капитала; b) основного капитала; c) оборотного капитала.
19. Укажите типы финансовых посредников (допускается несколько вариантов ответа): a) коммерческие банки и НПК; b) центральные банки; c) брокеры; d) биржи.
20. Институциональные инвесторы на российском финансовом рынке (допускается несколько вариантов ответа): a) домохозяйства; b) индивидуальные предприниматели;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
167
c) страховые компании; d) негосударственные пенсионные фонды; e) Пенсионный фонд Российской Федерации.
21. Укажите долговой финансовый инструмент: a) акция; b) облигация; c) обезличенный металлический счет.
26. Укажите долевой финансовый инструмент (допускается несколько вариантов ответа): a) акция; b) пай ПИфа; c) облигация; d) обезличенный металлический счет.
22. К рискам инвестирования в корпоративные облигации относят: a) не слишком высокая доходность; b) риск потерять все сбережения; c) невозможность продать облигацию до истечения ее срока.
23. Продавать и покупать паи каждый рабочий день можно в
(допускается несколько вариантов ответа): a) закрытых фондах; b) открытых фондах; c) биржевых фондах; d) интервальных фондах.
24. Диверсификация – это: a) распределение финансов между несколькими видами инвестиций целью снижения рисков;
Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
168 b) форма коллективных инвестиций, при которой средства вкладчиков объединяются для дальнейшего размещения профессиональными управляющими; c) непрерывный процесс обмена одной иностранной валюты на другую.
25. ИИС открывается у: a) брокера; b) друга; c) в банке «Сбербанк» (не брокер); d) нельзя открыть.
26. ИИС открывается на: a) три года; b) бессрочно; c) пять лет; d) нельзя открыть.
27. Сколько нужно держать д/ср на ИИС чтобы получить инвестиционный вычет? a) Три года. b) Пять лет. c) Один год.
28. Какие ценные бумаги можно покупать на ИИС? (допускается несколько вариантов ответа) a) Акции. b) Облигации. c) ОФЗ. d) Нет верных ответов.
29. Какие инвестиционные стратегии вы знаете? (допускается несколько вариантов ответа) a) Агрессивная. b) С защитой капитала.