Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2601

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
169
c) Умеренная. d) Нет верных ответов.
30. Установите соответствие между характеристиками и профессиональными участниками рынка: к каждой позиции, данной в 1-ом столбце, подберите соответствующую позицию из 2-ого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
УЧАСТНИКИ РЫНКА
А) проведение операций за свой счет
Б) осуществление операций за счет средств клиента
В) доход составляет разницу между ценой покупки и ценой продажи ценной бумаги
Г) получение дохода в виде комиссии
Д) помощь в заключении сделок купли-продажи
Е) личные инвестиционные рекомендации
Ж) предоставление отчета (выписки) со счета депо
З) хранение и учет активов ПИФа
1) брокеры
2) дилеры
3) организаторы торговли
4) инвестиционные советники
5) депозитарии
6) специализированный депозитарии
Запишите в таблицу выбранные ответы под соответствующими буквами
(возможно несколько вариантов).
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
2)
1)
2)
1), 3),
4), 5)
1)
4)
5)
6)

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
170
Задания
Задание 1. Какие финансовые активы, как правило, являются более рискованными: акции или облигации? Обязательства перед кем имеют более высокий приоритет: перед владельцами облигаций или держателями акций компании?
Ответ. Акции являются более рискованными, т. е. менее надежными, активами. По закону, обязательства перед кредиторами должны быть выполнены до того, как будут произведены выплаты дивидендов, представляющих собой часть доходов компании, пропорционально распределяемых между держателями акций этой компании в качестве вознаграждения за участие в ее деятельности. Т. е. требования кредиторов
(владельцев облигаций) имеют более высокий приоритет по сравнению с требованиями собственников (держателей акций компании).

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   26

Задание 2. В чем заключается диверсификация портфеля активов инвестора?
Будет ли доход диверсифицированного портфеля гарантированным? Есть ли риски, которые невозможно диверсифицировать?
Ответ.
Диверсификация
– это подход к формированию инвестиционного портфеля, основанный на включении в портфель достаточно большого числа различных активов. Активы должны быть различны в том смысле, что потери по одним активам, обусловленные неблагоприятным действием специфических для данных компаний (но не для отрасли или экономики в целом) факторов, компенсируются дополнительным выигрышем по другим активам, который обусловлен действием благоприятных для данных компаний факторов.
Доход диверсифицированного портфеля не может быть гарантированным, так как помимо специфических, или присущих данному активу, рисков, существуют источники риска общие для всех финансовых активов внутри отрасли, экономики, географического региона или даже глобальной экономики – систематические риски (наступление рецессии, долговой кризис и пр.). В отличие от несистематических, т. е. специфических

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
171
для каждой отдельной компании, дальнейшая диверсификация портфеля за счет включения туда еще большего числа новых активов, не позволит свести эти риски к нулю.
Задание 3. В чем отличие пассивных стратегий инвестирования от активных? Какую стратегию инвестирования Вы бы порекомендовали розничному инвестору?
Ответ. При пассивной стратегии инвестирования инвестор выбирает портфель (например, покупает паи взаимного инвестиционного фонда) и сохраняет его продолжительное время.
При активной стратегии инвестирования инвестор, наоборот, довольно часто прибегает к продажам одних активов и последующим покупкам других активов.
Типичному розничному инвестору можно порекомендовать пассивный стиль инвестирования – выбор хорошо диверсифицированного портфеля, рискованность которого рассматривается как приемлемая, так как активный стиль инвестирования предполагает более высокий уровень экспертного знания или более точную информацию по сравнению с другими участниками рынка, что позволяет инвестору распознать недооцененные и переоцененные рынком ценные бумаги.
Задание 4. В какие активы Вы бы вложили свои средства при инвестировании на 1–2 года по сравнению с инвестированием на 15–20 лет: в более или менее рискованные и более или менее ликвидные? Почему?
Ответ. При инвестировании на короткие периоды времени (1–2 года) разумно вкладывать средства в менее рискованные и более ликвидные активы, на продолжительные периоды времени (15–20 лет) – наоборот, в более рискованные и менее ликвидные активы. На относительно коротких временных отрезках цены активов подвержены существенным колебаниям как в сторону повышения, так и в сторону понижения, т. е. сильно волатильны. На более длинных же горизонтах инвестирования, инвестор имеет больше шансов реализовать «среднюю» доходность для данного класса активов.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
172
Задание 5. Дайте рекомендации инвестору, каким образом ему нужно формировать инвестиционный портфель в зависимости от срока инвестирования. Какие факторы влияют на выбор стратегии?
Ответ. При формировании инвестиционного портфеля нужно обращать внимание на срок, в течение которого инвестор может держать в портфеле инструменты. Здесь действует для фактора. Первый – инфляция. Чем больше срок инвестирования, тем выше вероятность того, что цены изменятся, поэтому перед инвестором стоит задача защитить свои вложения от инфляции, следовательно, нужно включать в портфель больше инструментов, которые позволяют получить доходность выше инфляции. Второй фактор – собственно время, которое определено в рамках финансового планирования: может ли инвестор переждать период неблагоприятной конъюнктуры, чтобы продать актив подороже. Таким образом, при формировании портфеля на короткий срок, нужно увеличивать в портфеле долю надежных инструментов, менее подверженных изменению конъюнктуры рынка (например, облигации надежных заемщиков). При увеличении сроков нужно включать в портфель инструменты, которые позволят получить доходность выше инфляции (акции, недвижимость). В любом случае желательно диверсифицировать свой портфель: разные инструменты, связанные с разными отраслями экономики.
Задание 6. Сравните преимущества и недостатки акций и облигаций как инструментов инвестирования. (Другой вариант: встаньте на позицию владельца компании и сравните преимущества и недостатки акций и облигаций как инструментов привлечения капитала).
Ответ. Сравним основные характеристики акций и облигаций, как инструментов инвестирования по параметрам доходность-риск-ликвидность:
1. Как правило, доход по облигациям фиксирован и известен заранее, если инвестор держит облигацию до погашения, в то время как ни изменение цены акции, ни решение о выплате дивидендов и их величине не является известными параметрами. Доходность от владения акциями, как правило, выше, чем доходность от вложения в облигации.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
173 2. Вложение в акции является более рискованным, чем в облигации
(хотяя, в конечном итоге, это зависит от рейтинга компании, ценные бумаги которой приобретает инвестор). При прочих равных, при банкротстве компании держатель облигации имеет шанс на то, что вложенные средства ему все-таки вернут.
3. Однозначно сравнить ликвидность акций и облигаций невозможно, так как это сильно зависит от эмитента ценной бумаги.
Таким образом, можно сказать, что в целом облигации являются менее рискованным, но и менее доходным способом вложения средств, чем акции.

Задание 7. Что такое купонная облигация и как она выпускается?
Ответ. Купонная облигация – это актив, который «производит» поток купонных выплат с некоторой периодичностью, например, раз в полгода, и выплату номинальной, или нарицательной, стоимости в конце срока обращения (при погашении облигации). Купонные выплаты могут быть фиксированными, например, 6% годовых, или плавающими, изменяющимися со временем. В последнем случае размер купонного платежа привязывается к какой-то базовой процентной ставке, как правило, это процентная ставка денежного рынка – ставка, по которой крупнейшие и наиболее надежные банки кредитуют друг друга на короткий срок. Все детали, касающиеся размера и периодичности купонных выплат, срока обращения облигаций и др., указываются в проспекте эмиссии облигаций. Это документ, который публикуется перед первичным размещением (т. е. первоначальной продажей ценных бумаг инвесторам) облигаций и регламентирует условия их выпуска и обращения: суммарный объем, нарицательная стоимость, размер и периодичность купонных выплат и т. д.

Задание 8. Зачем нужен рейтинг облигаций компаний при выпуске?
Какие бывают рейтинги?
Ответ. Риск дефолта может быть разным для двух различных компаний.
Общепринятой практикой является то, что при эмиссии облигаций компания- эмитент нанимает специализированное рейтинговое агентство, которое


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
174 анализирует финансовую отчетность компании и на его основе присваивает ей определенный кредитный рейтинг. Этот рейтинг служит сигналом для инвесторов, позволяющим судить, насколько вероятен дефолт по облигациям данной компании. Значения присвоенных рейтингов обычно имеют вид комбинаций букв и (или) цифр. Так, например, согласно одной из существующих классификаций, наивысшим рейтингом является AAA. Такой рейтинг получают долговые бумаги первоклассных заемщиков, таких как правительство Германии, до недавнего времени – правительства США и
Франции. Противоположным полюсом является рейтинг D (от слова дефолт).
Он присваивается ценным бумагам тех эмитентов, которые объявили дефолт по своим долговым обязательствам. Кредитный рейтинг не является зафиксированной характеристикой данной конкретной облигации. Может оказаться, что с момента выпуска облигаций данной серии, финансовое состояние и кредитоспособность компании-эмитента ухудшились, и в этом случае рейтинг всех ее долгов, обращающихся на рынке, будет пересмотрен.
Например, инвесторы покупали при размещении облигации компании X с рейтингом A на тот момент, а спустя год кредитный рейтинг X был понижен до BB – на два деления (с A до BBB и с BBB до BB).
Чем ниже рейтинг компании или страны-эмитента, тем выше, по мнению рейтингового агентства, присвоившего этот рейтинг, является риск дефолта по долгам этой компании или страны. Наиболее известные международные рейтинговые агентства – это Standard and Poor’s, Moody’s и
Fitch.

Задание 9. Что такое принцип диверсификации при инвестировании?
Ответ. Главным принципом, который лежит в основе рационального инвестирования, является принцип диверсификации. Образно его можно сформулировать как «не кладите все яйца в одну корзину». Применительно к финансовым активам это означает, что рациональный инвестор должен стремиться покупать не отдельные активы, а формировать портфель, состоящий из достаточно большого числа активов.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
175

Задание 10. Что такое процентный риск?
Ответ. Если говорить об особенностях инвестирования в облигации, то здесь следует, прежде всего, упомянуть о так называемом процентном риске.
Суть его поясним при помощи простого примера. Предположим, что горизонт инвестирования инвестора – срок, на который он может вкладывать свой капитал – составляет один год. Предположим, для простоты, что у него есть только две инвестиционные возможности, вложиться в бескупонные облигации с погашением либо через один год, либо через два года. Согласно ожиданиям участников рынка, одногодичная доходность погашения будет оставаться неизменной на протяжении всего двухлетнего периода. Иначе говоря, инвесторы ожидают, что доходность к погашению по одногодичным облигациям будет такой же, как и сегодня. В противном случае никто не захотел бы вкладываться либо в одни ценные бумаги, либо в другие. Цены на облигации, а вместе с ними их доходности, корректируются таким образом, что, с точки зрения инвесторов, вложения сроком на два года в однолетние и двухлетние облигации будут привлекательными в равной мере.

Задание 11. Приведите примеры реальных и финансовых активов. Как связаны эти два типа активов?
Ответ. Реальные активы: постройки производственного назначения, машины и оборудование, складские помещения, офисные и торговые площади. Финансовые активы: акции, векселя, паи инвестиционных фондов.

Задание 12. Что такое дефолт компании? Что происходит с компанией и ее долгом в случае дефолта?
Ответ. Дефолт – невозможность погашения долговых обязательств в установленный срок в полном объеме. Возможны два варианта развития событий: реструктуризация долгов компании и требование о признании компании банкротом со стороны кредиторов. Долг компании может быть реструктурирован, например, часть его может быть списана (прощена кредиторами), а для оставшейся части пересмотрены (в сторону увеличения) сроки выплат. Как правило, решение о реструктуризации задолженности


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
176 принимается в процессе переговоров между собственниками, менеджментом и кредиторами компании. В случае если кредиторы требуют признания компании банкротом через суд, в зависимости от особенностей законодательства страны, где зарегистрирована компания, возможны различные сценарии развития событий, но одним из них является ликвидация компании путем распродажи имущества компании для последующего удовлетворения требований кредиторов.

Задание 13. В чем заключается диверсификация портфеля активов инвестора?
Будет ли доход диверсифицированного портфеля гарантированным? Есть ли риски, которые невозможно диверсифицировать?
Ответ.
Диверсификация
– это подход к формированию инвестиционного портфеля, основанный на включении в портфель достаточно большого числа различных активов. Активы должны быть различны в том смысле, что потери по одним активам, обусловленные неблагоприятным действием специфических для данных компаний (но не для отрасли или экономики в целом) факторов, компенсируются дополнительным выигрышем по другим активам, который обусловлен действием благоприятных для данных компаний факторов.
Доход диверсифицированного портфеля не может быть гарантированным, так как, помимо специфических, или присущих данному активу, рисков, существуют источники риска общие для всех финансовых активов внутри отрасли, экономики, географического региона или даже глобальной экономики – систематические риски (наступление рецессии, долговой кризис и пр.). В отличие от несистематических, т. е. специфических для каждой отдельной компании, дальнейшая диверсификация портфеля за счет включения туда еще большего числа новых активов не позволит свести эти риски к нулю.
Задание 14. Может ли покупка облигации оказаться более рискованным вложением средств, чем покупка акции? Объясните и приведите пример.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
177
Ответ. Да, покупка облигации может оказаться более рискованным вложением средств, чем покупка акции. Например, если Вы покупаете акцию надежной компании-эмитента с высоким инвестиционным рейтингом и облигацию компании с низким уровнем рейтинга или вообще без него.
Задание 15. Есть ли смысл в покупке акции с низкой доходностью и уровнем риска, если на бирже обращаются акции с более высокой доходностью при том же уровне риска? Если да, то в каком случае?
Ответ. Да, в такой операции может быть смысл, если доходность одной из этих бумаг движется сонаправленно с рыночной доходностью, а второй – наоборот. Иными словами, когда растет рынок, цена первой бумаги растет, а второй падает, а когда рынок падает – наоборот. Включение обоих видов бумаг позволяет диверсифицировать инвестиционный портфель и снизить риск резкого падения его цены.

Задание 16. Предположим, что вы хотите инвестировать в золото на месяц. Какой способ вы предпочтете и почему?
Ответ. Инвестировать в золото можно несколькими путями:
 приобрести ювелирные изделия из золота;
 приобрести золотые инвестиционные монеты;
 приобрести золотой слиток;
 открыть обезличенный металлический счет;
 открыть металлический счет ответственного хранения;
 приобрести актив, цена которого привязана к цене на золото
(например, пай в инвестиционном фонде, который покупает активы, привязанные к цене на золото);
Рассмотрим все варианты.
Не стоит выбирать первый вариант – приобретение ювелирного изделия
– с целью его продажи через месяц. Ювелирное изделие, скорее всего, можно будет продать только с большой скидкой к старой цене.
Второй вариант – приобретение золотой инвестиционной монеты – также не является оптимальным. С одной стороны, операции с такими