Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2644
Скачиваний: 90
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
41 47.
Проведение электронных платежей, других транзакций – это: a) функция платежных систем; b) цель экономической политики; c) задача каждого гражданина; d) способ противодействия мошенникам.
48.
Техническое устройство, с помощью которого осуществляется прием или выдача наличных средств с использованием банковских карт называется: a) монета; b) банкнота; c) банкомат.
49.
Какие монеты являются неплатежеспособными в России? a)
Имеющие незначительные механические повреждения. b)
Выпущенные в обращение в 1997 г. c)
Имеющие признаки производственного брака. d)
Полностью утратившие изображение.
50.
Верны ли следующие суждения о мировых резервных валютах?
А. Резервная валюта – это валюта, входящая в золотовалютные резервы страны и поддерживающая национальную валюту.
Б. К мировым резервным валютам относятся американский доллар, евро, юань. a)
Верно только А. b)
Верно только Б. c)
Верны оба суждения. d)
Оба суждения неверны.
51.
Что из перечисленного относится к долгосрочной цели финансового планирования? a)
Получение заработной платы. b)
Покупка ценных бумаг.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
42 c)
Обеспечение достойной пенсии. d)
Вклад в банке.
52.
Что из перечисленного относится к ближней цели финансового планирования? a)
Покупка нового планшета. b)
Обеспечение достойной пенсии. c)
Формирование капитала для создания бизнеса. d)
Участие в крупном инвестиционном проекте.
53.
Из каких компонентов состоит доходность? a)
Спрос, предложение. b)
Расходы, пассив. c)
Актив, ликвидность. d)
Сумма начального вложения, прирост стоимости.
54.
15-летний подросток получил средства от своих родителей, которые потратил на приобретение новых кроссовок. О каком виде личного капитала идёт речь в условии? a)
Плановый. b)
Текущий. c)
Инвестиционный. d)
Резервный.
55.
Верны ли следующие суждения о финансовом планировании?
А. Без понимания сути своих активов, собственных целей, сути финансовых инструментов потребитель не сможет принять ответственное решение в рамках личного финансового плана.
Б. Финансовый план является обязательным требованием для всех семей. a)
Верно только А. b)
Верно только Б. c)
Верны оба суждения. d)
Оба суждения неверны.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
43 56.
Снижение покупательной способности денежных средств и их дальнейшее обесценивание называется: a) доход; b) расход; c) актив; d) инфляция.
57.
Укажите неверное утверждение в отношении эмиссии денежных средств: a) эмиссия наличных денег в Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России; b) рубль является единственным законным платежным средством на территории России; c) официальное соотношение между рублём и золотом устанавливается Банком России и корректируется не чаще 1 раза в год; d) банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
58.
Что из перечисленного верно в отношении инфляции
(допускается несколько вариантов ответов)? a)
При инфляции снижается покупательная способность денег. b)
Инфляция означает рост всех цен в экономике в одной и той же пропорции. c)
При инфляции цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения, а темп инфляции – это усреднённое изменение цен на все продукты и услуги в экономике, выраженное в процентах. d)
Инфляция обесценивает сбережения и зарплату населения e)
Высокая инфляция способствует экономическому росту.
59.
Назовите основные виды доходов семьи: a) зарплата членов семьи, которые являются наёмными работниками в фирмах и госучреждениях;
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
44 b) социальные выплаты от государства, например, пенсии бабушек и дедушек, пособия на рождение детей, социальная помощь инвалидам; c) доходы от предпринимательской деятельности, если кто-то из членов семьи занимается бизнесом или владеет долей в частной компании; d) доходы от продажи собственности или сдачи её в аренду; e) прочие доходы, включая доходы от инвестиций в ценные бумаги и другие активы, доходы в натуральной форме от ведения приусадебного хозяйства и др. f)
Верно все перечисленное.
60.
Что из перечисленного верно в отношении инвестирования личных сбережений граждан (допускается несколько вариантов ответов)? a)
Успешное инвестирование позволяет гражданину прирастить сбережения и защитить их от инфляции. b)
Гражданин может инвестировать свои сбережения самостоятельно только в банковские депозиты и государственные ценные бумаги, а для приобретения иных финансовых активов он обязан воспользоваться услугами управляющей компании. c)
Инвестирование всегда связано с тем или иным риском. d)
Золотое правило финансового рынка гласит: «Чем выше доходность, тем ниже риск».
61.
Финансово грамотный человек – это человек который:
(допускается несколько вариантов ответа) a) владеет актуальной информацией о законодательстве в мире финансов; b) умеет составлять финансовый план, в котором прописаны цели и способы их финансирования; c) наследник семейного богатства;
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
45
d) неработающий человек, живущий в долг, если это не происходит в результате финансового шока; e) знающий свои права в финансовой сфере.
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
46
Задания
В ДМ
–
файл Excel «Примеры расчетных задач», вкладка «ФП» - приведены примеры части заданий, расчётных задач, кейсов, которые представлены в настоящих Методических рекомендациях.
Задание 1. На бумаге выпишите как можно больше составляющих вашего человеческого капитала. Выберите одну из них. Предложите способ ее преумножения, попробуйте следующим шагом предложить способ конвертировать это в денежные средства.
Задание 2. Что такое человеческий капитал? Чем он отличается от
«обычного» капитала? Каким образом можно осуществлять инвестиции в человеческий капитал?
Ответ. В современной экономической теории под человеческим капиталом следует понимать совокупность всех знаний, навыков и способностей, которыми обладает человек и которые могут быть использованы как в личных, так и в производственных целях. Человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы; он подвержен физическому износу; как и любой другой исчерпаемый ресурс, он требует расходов на
«ремонт» и содержание; он может морально устаревать; его ценность может расти и падать в зависимости от колебаний спроса на определенный вид человеческого капитала в экономике.
Основной отличительной особенностью человеческого капитала является его неотделимость от носителя (работника). Человеческий капитал может реализоваться только в труде своего обладателя.
Для экономического агента основными видами вложений в человеческий капитал являются образование, производственная подготовка и охрана здоровья. Образование и подготовка на производстве увеличивают объем человеческого капитала, в то время как охрана здоровья продлевает срок его службы. На практике под инвестициями в человеческий капитал чаще
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
47
всего понимают затраты на образование, поскольку именно они направлены на формирование навыков, знаний и умений.
Задание 3. Есть ли «житейские» правила, позволяющие упростить принятие решений, в вашей жизни, или жизни вашей семьи, друзей? Приведите примеры. Проанализируйте как преимущества, так и недостатки этих правил.
Ответ. Житейское правило «никогда не брать кредиты» помогает людям быть более дисциплинированными в области личных финансов. Однако соблюдение этого правила иногда приводит к тому, что приобретение желаемого блага значительно откладывается во времени. Применение этого правила в случае если речь идет о расходах, которые в будущем приведут к увеличению денежных поступлений в семейный бюджет (например, получение хорошего образования), имеет негативный эффект.
Задание 4. Свойственно ли вам присваивать себе достижения и списывать неудачи на внешние обстоятельства? Как вам кажется, разумно ли такое поведение? В чем его преимущества и недостатки?
Ответ. Склонность присваивать себе достижения и списывать неудачи на внешние обстоятельства позволяет человеку поддерживать уверенность в себе и сохранять оптимистичный настрой. Негативным результатом такого отношения к достижениям и неудачам является развитие чрезмерной самоуверенности и неспособности человека определить степень своего влияния на ситуацию. Таким образом, подобное поведение вряд ли можно считать разумным.
Задание 5. Сталкивались ли вы с ситуациями, в которых можно явно выделить посторонний «якорь», оказавший существенное влияние на ваши суждения? Удалось ли вам обнаружить влияние этого якоря и пересмотреть свои суждения?
Ответ.
Эффект
«якоря» широко используется различными благотворительными организациями. Так, в письмах с предложением сделать пожертвование всегда указывается возможный размер взноса. Аналогично эффект «якоря» используется на распродажах, когда на ценниках указывается
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
48 высокая первоначальная цена и большая скидка. Человек отталкивается от указанной суммы при принятии решения.
Для того чтобы ограничить негативное влияние эффекта «якоря», необходимо посмотреть на задачу с разных точек зрения, выбрать несколько сильно отличающихся друг от друга объектов для сравнения. Это позволит избежать односторонней привязки.
Задание
6.
Опишите основные составляющие финансового планирования человека. Какие шаги нужно предпринять, чтобы составить финансовый план? Выберите для себя конкретную финансовую цель
(например, покупку машины, компьютера и т. д.). Составьте план управления активами, доходами и расходами, который позволит достичь выбранной цели.
Ответ. Первым этапом финансового планирования является постановка конкретной финансовой цели, вторым этапом – учет и анализ доходов и расходов (составление бюджета), третьим этапом – планирование сбережений и накоплений.
Пусть финансовой целью молодой семьи из двух человек является покупка дачного участка стоимостью 500 тыс. руб. Семья имеет банковский вклад размером 150 тыс. руб. и доходностью 10% годовых.
Ежемесячные доходы и расходы семьи выглядят следующим образом:
Доходы
Расходы
Зарплата мужа
60 000
Питание
10 000
Зарплата жены
40 000
Арендная плата за квартиру
25 000
Мобильная связь
2 000
Покупка одежды
10 000
Спорт
3 000
Карманные расходы
3 000
Транспортные расходы
8 000
Отдых, досуг
8 000
Прочее
1 000
Итог:
100 000
Итог:
70 000
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
49
Ежемесячные доходы составляют 100 тыс. руб., а ежемесячные расходы
– 70 тыс. руб. Ежегодная премия мужа составляет 150 тыс. руб. Таким образом, за год семья сможет накопить 510 тыс. руб.
Сократив расходы на одежду и досуг, семья может сэкономить до 10 000 руб. в месяц (т. е. годовые накопления составят 630 тыс. руб.) и, следовательно, купить машину уже через год.
Задание 7. Определите лично для себя, какую сумму денег Вы могли бы откладывать ежемесячно. Для этой цели в течение месяца ведите свой личный бюджет, т. е. фиксируйте все поступившие доходы и совершенные расходы.
После этого решите, по каким статьям расходы можно сократить. Для каждой статьи расходов запланируйте предельную сумму расходов и старайтесь ее придерживаться.
Ответ. Текущие ежемесячные доходы молодого специалиста равны расходам. В течение месяца он вел учет всех доходов и расходов и в результате составил свой личный бюджет (см. таблицу на следующей странице).
Проанализировав статьи расходов, он пришел к выводу, что возможно сократить расходы на мобильную связь, транспортные расходы, расходы на покупки одежды и обуви, досуг и др. Для каждой статьи расходов он запланировал предельную сумму расходов.
При выполнении запланированных расходов, ему удастся сэкономить 9,5 тыс. руб. ежемесячно.
И таким образом сформировать резервный и накопительный фонды.
Доходы
Расходы
текущие
план
текущие
план
Заработная плата
45 000
Питание
8 000 8 000
Коммунальные услуги
5 000 5 000
Мобильная связь
1 000 500
Лекарства
1 000 1 000
Транспортные расходы
5 000 3 000
Покупка одежды, обуви
10 000 7 000
Спорт, отдых
10 000 7 000
Прочее
5 000 3 000
Итог:
45 000
Итог:
45 000 35 500
Методические рекомендации для преподавателей вызов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
50
Задание 8. Соотнесите понятия с соответствующими примерами.
Понятия: человеческий капитал, физический капитал, промежуточное благо.
Примеры: компьютер, нефть для производства бензина, знание китайского языка.
Ответ. Человеческий капитал – знание китайского языка, физический капитал – компьютер, промежуточное благо – нефть для производства бензина.
Задание 9. Для каждого этапа жизненного цикла семьи перечислите насущные финансовые цели, возможные риски, типичные ошибки финансового планирования. Приведите из личного опыта примеры удачного и неудачного финансового планирования.
Ответ:
Этап
Финансовые цели
Возможные риски
Типичные ошибки
Становление
Покупка автомобиля, жилья, возврат кредита на обучение
Инвестиции в рискованные активы, слишком высокие расходы
Злоупотребление кредитами, недостаточный уровень накоплений для дальнейших периодов, слишком высокие расходы, раннее вступление в брак, инвестиции в рискованные активы
Молодая семья
Приобретение недвижимости, приобретение или смена автомобиля, накопление средств на образование детей, расходы на питание, одежду и т. п. для детей, помощь родителям
Временная потеря доходов, возникновение непредвиденных расходов, развод
Недостаточный контроль за расходами, взятие слишком высоких обязательств по выплате кредитов, недостаточная защита от рисков, невынужденный отказ от трудовой деятельности, неиспользование положенных социальных доходов
Зрелость
Накопление на собственную пенсию, закрытие всех имеющихся кредитов, помощь детям или престарелым родителям
Недостаточные накопления на следующий период
Слишком высокие расходы, использование слишком рискованных инвестиционных активов, непогашенные кредиты и долги
Пожилой возраст
Стандартные бытовые траты
Слишком рискованные или, наоборот, слишком консервативные инвестиции, отсутствие активов, дающих постоянный стабильный доход
Слишком большие расходы в первые годы после выхода на пенсию, слишком рискованные или слишком консервативные инвестиции, отсутствие инвестиционных активов, обеспечивающих постоянный доход