Файл: Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее обучения Методические рекомендации для преподавателей Контракта f.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2572

Скачиваний: 90

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
383
Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности в 5-7 кл.,
8-9 кл., 10-11 кл. с учетом организационно- педагогических условий общеобразовательной организации
Анализ организационных возможностей и психолого- педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности в 5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл.
Проектирование уроков по финансовой грамотности
(определение межпредметных возможностей для включения тематики финансовой грамотности в предметы:
«математика», «история»,
«информатика», «география»,
«литература», «экономика» и
«право»).
Проектирование уроков обществознания по модулю
«финансовая грамотность» в 9,
10-11 кл.
Проектирование занятий в рамках внеурочной деятельности, элективов, факультативов по созданным в рамках Проекта
Минфина России УМК (для 5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл.) с учетом организационных и психолого- педагогических условий их проведения.
Проектирование образовательного события по финансовой грамотности для основной и старшей школы
(особенности проектирования ОС для каждой ступени образования): постановка целей мероприятия, определение педагогической технологии, подбор методов обучения и педагогических приемов; определение необходимых технических средств и подготовка дидактического материала; разработка сценария мероприятия
УП:
§ 2.3.2.4
ПроекС
СР: П
ПроекС
2 ч.
2 ч.
1 ч.
Текущий контроль
(защита педагогического группового проекта)
Все содержание вариативного модуля
-
Промеж. зачет
2 ч.
Итого
14 ч. + 2 ч. защита группового проекта

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
384
Методические рекомендации по организации занятий со студентами
Подпараграф 2.3.2.1 «Цели и планируемые результаты обучения финансовой грамотности в 5-11 классах. Особенности содержания образования финансовой грамотности в 5-11 классах» рассчитан на изучение в течение 4 ч., при этом предполагается просмотр одной видеолекиции (№27
«Особенности целей образования и содержания образования финансовой грамотности для учащихся 5-11 классов»), самостоятельная работа студентов и проектный семинар. В этом модуле желательно начать именно с проектного семинара.
План проектного семинара
1.
Определение целей изучения вариативного модуля (освоение методики обучения финансовой грамотности в основной и старшей школе).
2.
Обсуждение структуры группового проекта:
 Технологическая карта (приложение №1) + сценарий урока, занятия, мероприятия (приложение №2).
10
 Презентация, которая будет использована на занятии.
 Дидактический материал (видеоролики, таблицы, графики, деньги, заготовки для какой-либо работы и др.)
3.
Разделение на группы, работа в группах:
 определение тематики группового проекта;
 определение целей и планируемых результатов обучения;
 определение содержания образования.
Далее студенты самостоятельно смотрят видеолекцию, по результатам которой корректируют тему, цели и содержание группового проекта, отвечают на вопросы, указанные в презентации к видеолекции.
10
См. УП для студентов, п.3.1.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
385
Подпараграф 2.3.2.2 «Применение образовательных технологий и методов обучения финансовой грамотности с использованием УМК для 5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл. и других информационных и образовательных ресурсов» изучается в течение 4 ч., где предполагается просмотр видеолекции №28:
«Особенности методики обучения финансовой грамотности в основной и средней школе», два семинара и самостоятельная работа студентов.
По результатам просмотра видеолекции студентам необходимо рекомендовать самостоятельную работу по подбору, соответствующих выбранной теме группового проекта, образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов. Для этого можно использовать не только подпараграф 2.3.2.2, но и общую информацию по этому вопросу, представленную в подтеме 2.2.3.
Задача самостоятельной работы студентов – провести анализ существующих образовательных технологий, методов обучения и педагогических приемов, используемых при обучении финансовой грамотности, вообще, и финансовой грамотности в основной и старшей школе
(по рекомендациям авторов УМК по финансовой грамотности для основной и старшей школы), в частности. И на основе этого анализа подобрать образовательные технологии, методы обучения и педагогические приемы, соответствующие выбранной теме проектируемого занятия, разработать план занятия.
Поэтому на проектном семинаре в аудитории преподаватель должен обсудить со студентами их групповой проект и индивидуальную самостоятельную работу каждого студента в части подбора методики обучения финансовой грамотности в основной, средней школе.
Во второй части занятия – коммуникативном семинаре преподаватель должен организовать обсуждение результатов групповой работы.
К каждому проекту необходимо задавать некоторые вопросы.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
386 1)
Насколько выбранные образовательная технология, методы обучения и педагогические приемы могут обеспечить получение запланированных образовательных результатов?
2)

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

Логично ли выстроен план занятия, соответствует ли он теме и возрасту учащихся основной, средней школы?
Подпараграф 2.3.2.3 «Возможности и варианты внедрения курсов, модулей, тем финансовой грамотности в образовательные пространства основной и средней школы» изучается 2 ч. Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграфа 2.3.2.3. На это отводится 1 ч., а далее – организовать обсуждение его содержания на проблемном семинаре. Важно, чтобы у студентов сложилось понимание того, что финансовая грамотность в основной и средней школе может преподаваться как во внеурочной деятельности (самостоятельный курс), так и в рамках общеобразовательных предметов. Для второго варианта необходимо изучить существующие образовательные программы общеобразовательных предметов, которые имеют потенциал встраивания тем и (или) модулей по финансовой грамотности: математика, обществознание, экономика, право, история, география, литература, ОБЖ, и обсудить в какие тематические разделы можно было бы встроить тематику финансовой грамотности. В данном случае рекомендуем следовать логике, заложенной специальностью обучения студентов: если это будущие учителя обществознания, то сконцентрироваться на предметах обществоведческой области, если учителя математики – на математике и т.д.
План проблемного семинара
1.
Анализ возможностей по встраиванию тем, курсов финансовой грамотности в образовательные пространства основной и средней школы (по материалам п.2.3.2.3 и 2.3.2.4).
2.
Возможности и ограничения преподавания курса «финансовая грамотность» в системе внеурочной деятельности.

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
387 3.
Анализ существующих программ по предмету «математика», встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
4.
Анализ существующих программ по предмету
«обществознание»
11
, встраивание тематики финансовой грамотности в программу курса.
5.
Проведение образовательных событий по финансовой грамотности для учащихся основной и средней (старшей) школы и их родителей.
Подпараграф 2.3.2.4 «Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности в 5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл. с учетом организационно- педагогических условий общеобразовательной организации» изучается в течение 5 ч., из них: 2 ч. – это самостоятельная работа, 3 ч. – проектный семинар, результатом которого должны стать проработанные по всем параметрам групповые проекты студентов. Необходимо сориентировать студентов на самостоятельное изучение ими подпараграфа 2.3.2.4.
План проектного семинара (2ч.)
1.
Обсуждение уже сделанного в части методической разработки занятия по финансовой грамотности.
2.
Работа в группах: анализ организационных возможностей и психолого-педагогических условий внедрения программ по финансовой грамотности в основной и старшей школе
(применительно к разрабатываемому проекту).
3.
Установление межпредметных связей с общеобразовательными предметами, изучаемые школьниками в 5-11 классах.
4.
Установление внутрипредметных связей темы занятия (проекта) с курсом «финансовая грамотность» (соответствующий УМК).
11
Или другой предмет, соответствующий выбранной специальности студентов.


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
388 5.
Проработка всех этапов занятия с методической точки зрения, определение (подбор при необходимости) технических средств обучения, дидактического материала.
Далее предполагается, что студенты будут осуществлять самостоятельную работу. Необходимо сориентировать их на то, что вся их разработка должна быть оформлена соответствующим образом:
(технологическая карта + сценарий занятий, дидактический материал, презентация). Целесообразно рекомендовать студентам распределить обязанности в группе по подготовке общего проекта.
Задача этого семинара – собрать все разрозненные элементы проекта в один целостный проект.
Оформление технологической карты и сценария занятия:
Приложение №1. Заготовка для оформления технологической карты:
Тема
Класс
Форма занятия
Цель урока
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Оборудование
Расстановка парт и стульев
Расх. материал
Дидактический материал
Приложение №2 «Заготовка для сценария урока, занятия, мероприятия».
ШАГ 1: .......................................(название)
Учитель (преподаватель): ...
(описание его деятельности, включая использование методов, приемов, оборудования и дидактического материала).

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
389
Обучающиеся: ... характеристика деятельности.
Конечный продукт ШАГА 1: (что планируется получить, выполнив эту деятельность).
ШАГ 2: ...
И т.д. (структура повторяется. Количество шагов зависит от содержания урока, занятия или мероприятия).
План проектного семинара (1ч.)
1.
Обсуждение структуры группового проекта.
2.
Работа в группах над оформлением группового проекта, включая подготовку презентации для учащихся (4–6 слайдов).
3.
Консультация преподавателя по вопросам содержания и оформления результатов группового проекта.
4.
Далее необходимо провести текущий контроль (тема 2.4
Программы курса) в форме защиты группового проекта (2ч.).
Необходимо определить регламент выступлений:
 5 мин. – выступление;
 3 мин. – вопросы;
 2 мин. обсуждение.
5.
Во второй части необходимо провести тестирование. Вопросы представлены на следующей странице.
Учебно-методический комплект для основной школы (5-7 классы) включает несколько материалов
1.
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2018 г. Издательство «ВАКО».
2.
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2018 г. Издательство «ВАКО».
3.
Половникова А.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2018 г. Издательство
«ВАКО».


Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
390 4.
Половникова А.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2018 г. Издательство «ВАКО».
5.
Половоникова А.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2018 г. Издательство «ВАКО».
Учебно-методический комплект для основной школы (8-9 классы) включает несколько материалов
1.
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2018 г. Издательство «ВАКО».
2.
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: учебная программа. 2018 г. Издательство «ВАКО».
3.
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2018 г.
Издательство «ВАКО».
4.
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2018 г. Издательство
«ВАКО».
5.
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2018 г. Издательство «ВАКО».
Учебно-методический комплект для средней школы (10-11 классы) включает несколько материалов
УМК базового уровня
1.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2018 г. Издательство
«ВАКО».
2.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 2018 г. Издательство «ВАКО».

Методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов
педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания
391 3.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2018 г.
Издательство «ВАКО».
4.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2018 г. Издательство
«ВАКО».
5.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2018 г. Издательство «ВАКО».
УМК для углубленного изучения финансовой грамотности в классах
социально-экономического профиля
1.
Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
2018 г. Издательство «ВАКО».
2.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 2018 г. Издательство «ВАКО».
3.
Лавренова
Е.Б.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2018 г. Издательство «ВАКО».
4.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2018 г. Издательство «ВАКО».
5.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2018 г.
Издательство «ВАКО».
Для преподавтелей создан ДМ Презентация к Главе 2.3.2 УП для использования при подготовке к занятиям этой части Дисциплины.