Файл: Террористический акт. Его отграничение от диверсии, убийства и умышленного уничтожения или повреждения имущества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Захват заложников от террористического акта отличается по таким критериям, как дополнительный непосредственный объект, потерпевший, объективная сторона, цель, условия освобождения от уголовной ответственности30.
В качестве дополнительного непосредственного объекта захвата заложника выделяют здоровье, личную свободу гражданина. Под заложником понимается лицо, которое захвачено и удерживается в целях понуждения государства, организации, отдельных лиц совершить определенное действие или воздержаться от его совершения, что будет служить условием его освобождения.
Разграничение составов террористического акта и захвата заложника производится также по признакам объективной стороны. Объективная сторона захвата заложника заключается в насильственном ограничении свободы, при этом в большинстве случаев для заложника отсутствует опасность. В очень редких ситуациях создается опасность для большого количества людей, что возможно при захвате заложника как составного элемента террористического акта.
Обязательным признаком субъективной стороны захвата заложников является цель – понуждение государства, организации, отдельных лиц совершить определенное действие или воздержаться от его совершения, что будет служить условием его освобождения.
Организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) необходимо отграничивать от террористического акта по признакам объективной стороны, субъекта и цели. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, заключается в непосредственном создании незаконного вооруженного формирования, его руководстве, финансировании, непосредственном участии в нем31.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, предполагает наличие прямого конкретизированного умысла. Цель здесь не является обязательным признаком субъективной стороны преступления. В то же время, для террористического акта обязательным признаком субъективной стороны является цель, состоящая в прямом воздействии на принятие конкретного решения государством или международными органами.
Ст. 209 УК РФ определяет бандитизм как создание устойчивой вооруженной группы, именуемой бандой, с целью нападения на физических лиц или организации, а также руководство такой бандой.
Такой признак субъективной стороны бандитизма, как цель, заключается в наличии различных корыстных интересов, которые опосредуют нападение на граждан или организации, а цель террористического акта – устрашение населения и воздействие на государственные органы или международные организации.
Вооруженность является обязательным признаком бандитизма. При этом, в случае совершения террористического акта применение оружия не является обязательным.
Признаки объективной стороны бандитизма составляет создание банды, состоящей из двух или более лиц, с целью нападения на физических лиц или организации32. Если же при совершении террористического акта была создана террористическая группировка, то такое деяние необходимо квалифицировать по ст. 205.4 УК РФ как организацию деятельности террористической организации и участие в ее деятельности.
Сложности возникают также при отграничении террористического акта от диверсии (ст. 281 УК РФ). Под диверсией понимается совершение взрыва, поджога, иных действий, которые направлены на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения, что совершается для подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Что касается отграничения диверсии и террористического акта, то, как указано выше, диверсия проявляется в определенных действиях, как взрыв, поджог, иные опасные действия. Террористический акт также может проявляться в этих действиях, при этом под его квалификацию подпадают также насильственные действия или угрозы их совершения33.
Преступник, совершающий диверсию, направляет свои действия на причинение вреда или ущерба, что проявляется в разрушении или повреждении предприятий, сооружений, объектов жизнеобеспечения населения. Основная направленность террористического акта – устрашение населения или отдельно взятой его части, поддержание страха в обществе; его совершение воздействует на органы власти или международные организации.
Диверсия преследует ослабление государства, подрыв его экономической безопасности, оборонного комплекса. Диверсионный акт дестабилизирует деятельность органов государства, обстановку в обществе. В качестве цели терроризма необходимо определить оказание воздействия на органы государственной власти или международные организации для принятия ими определенного решения.
Действия диверсантов имеют скрытый характер, они не придаются огласке. Напротив, действия террористов открыты, они выдвигают конкретные требования, не скрывая своих намерений
34.
Различен и возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение террористического акта и диверсии. За совершение террористического акта возраст привлечения к уголовной ответственности составляет 14 лет. Уголовная ответственность за совершение диверсии наступает с 16-летнего возраста.
Несомненной актуальностью обладает также вопрос разграничения террористического акта и посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ). Разграничение указанных составов преступлений осуществляется, в частности, по основному непосредственному объекту. Основной непосредственный объект террористического акта – общественные отношения в сфере обеспечения общей общественной безопасности. Что касается посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, то здесь в качестве основного непосредственного объекта выступают общественные отношения в области обеспечения конституционных основ государственности.
Также отграничение составов преступлений, содержащихся в ст. 205 и ст. 277 УК РФ, осуществляется по дополнительному непосредственному объекту. Совершение террористического акта предполагает посягательство на такой дополнительный непосредственный объект, как общественные отношения в сфере обеспечения неприкосновенности жизни и здоровья человека, собственности, органов государственной власти и международных организаций35. При этом ст. 277 УК РФ в качестве дополнительного непосредственного объекта определяет общественные отношения, которые обеспечивают жизнь государственного или общественного деятеля.
Принципиальным различием является и направленность совершения анализируемых преступлений. Совершение террористического акта не нацелено на конкретного потерпевшего, а в ст. 277 УК РФ определен конкретный потерпевший – государственный или общественный деятель.
В диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ определена специальная цель совершения преступления как обязательный признак субъективной стороны. Она указана как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. При этом в ст. 277 УК РФ цель обозначена как прекращение его государственной или иной политической деятельности, или же из мести за эту деятельность.
Различие производится и по субъекту преступления, а именно – касаемо возраста, с наступления которого возможно привлечение к уголовной ответственности. Как уже указывалось выше, за совершение террористического акта предусмотрен пониженный возраст уголовной ответственности – 14 лет, тогда как за совершение преступления, состав которого закреплен в ст. 277 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 16 лет.
Установление различия между составами преступлений, предусмотренными ст. 205 и 277 УК РФ, не исключает возможности квалифицировать определенное деяние по совокупности этих составов. Указанное возможно при совершении взрывов на митинге, где находится большое количество людей и происходит выступление государственного или общественного деятеля. Обязательным условием квалификации такого деяния как совокупности преступлений по ст. 205 и ст. 277 УК РФ является преследование преступником цели, характеризующей совершение как террористического акта, так и посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля одновременно36.
Перейдём к сравнению с преступлением, предусмотренным ч.2 ст. 167 УК РФ- умышленное уничтожение или повреждение имущества. Данное преступление схоже с террористическим актом способом совершением преступления, а также признаком субъекта – вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет (только для квалифицированного уничтожения или повреждения имущества). Диспозиция устанавливает следующие способы: поджог, взрыв или иной общеопасный способом, что уже, чем список способов, предусмотренный для террористического акта в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Преступные последствия террористического акта, согласно диспозиции, ч.1 ст. 205 УК РФ могут включать в себя опасность причинения значительного имущественного ущерба, тогда как в п «в» ч.2 ст. 205 УК РФ устанавливается квалифицированный признак – причинение значительного имущественного ущерба, то есть различие между основным составом и квалифицированным в реальности вреда – опасность и реально наступивший вред. В ст. 167 УК РФ, однако, наступление общественно опасных последствий обязательно для квалификации, то есть опасность причинения вреда исключена. Также, несмотря на то, что в диспозициях обеих статей указан значительный имущественный вред, данный вред законодательно определён только для умышленного уничтожения или повреждения имущества и, согласно примечанию 2 к ст. 158 УК РФ, определяется с учетом имущественного положения потерпевшего гражданина, но не может составлять менее пяти тысяч рублей. Для террористического акта, значительный ущерб определяется с учетом стоимости имущества и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей, то есть минимальное значение законодательно не установлено.
Таким образом, проведенный анализ разграничения схожих преступлений показывает, что при отграничении террористического акта от смежных преступлений возникают некие сложности. Для устранения такой проблемы необходимо обобщить судебную практику и урегулировать данную проблему путем принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ о преступлениях, схожих с террористической деятельностью. Важным моментом разграничения террористического акта и смежных преступлений является учет при квалификации всей совокупности признаков каждого из составов преступлений. Это позволит облегчить правоприменителям осуществление квалификации анализируемых в статье схожих преступлений.