Файл: Решение задачи преодоления кризиса в сельском хозяйстве связаны не только с насыщением его современной техникой и оборудованием, но и рациональным использованием топливноэнергетических ресурсов..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – реле-регулятор; 3 – генератор;

4 – амперметр
Рисунок 4.6 – Схема проверки величины напряжения включения

реле обратного тока
4.5.3.2. Вывод М прибора соединить с массой автомобиля. Установить указатель тахометра на нуль.

4.5.3.3. При отсутствии в приборе батареи питания вывод Б соединить с выводом Б реле-регулятора.

4.5.3.4. Пустить двигатель и установить обороты коленчатого вала 19000-2000 мин-1.

4.5.3.5. Вольтметр 12, рисунок 4.1, покажет при этом напряжение, регулируемое регулятором напряжения, которое должно быть 13,8…14,8 В.
4.5.3.6. Проверку производят при различных нагрузках генератора.

4.6 Проверка сопротивления контактов прерывателя и определение состояния контактов
4.6.1 Вывод IV прибора, рисунок 4.8, соединить с выводом прерывателя-распределителя, вывод III с массой автомобиля.

4.6.2 Поставить контрольный переключатель 3, рисунок 4.1, в положение I.


1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – тахометр; 3 – амперметр; 4 – генератор;

5 – реле-регулятор; 6 – прерыватель-распределитель
Рисунок 4.7 – Схема проверки регулятора напряжения
4.6.3. Поворачивая коленчатый вал вручную, замкнуть контакты прерывателя-распределителя. Показания указателя угла замкнутого состояния должны находиться в пределах заштрихованной полосы у нуля шкалы, в противном случае зачистить контакты и отрегулировать или заменить.
4.7 Проверка зазора между контактами прерывателя по углу замкнутого состояния
4.7.1. Выводы IV прибора соединить с выводом прерывателя-распределителя, рисунок 3.9. Вывод V прибора соединить с выводом Б реле-регулятора. Вывод М прибора соединить с массой автомобиля. Контрольный переключатель 3, рисунок 4.1, поставить в положение 2.
4.7.2. Переключатель 5 поставить в положение «установка нуля» и с помощью потенциометра 17 совместить стрелку указателя угла замкнутого состояния с красной риской на шкале.


1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – тахометр; 3 – амперметр; 4 – вольтметр;


5 – указатель угла замкнутого состояния контактов; 6 – контакты прерывателя-распределителя
Рисунок 4.8 – Схема проверки сопротивления контактов прерывателя-распределителя
3.7.3. Включить зажигание и пустить двигатель автомобиля. Показания прибора на разных оборотах двигателя должны соответствовать 29…33°. В случае несоответствия показаний прибора следует изменить зазор между контактами.
4.8 Проверка состояния конденсатора
4.8.1. Отсоединить вывод конденсатора, связанный с прерывателем-распределителем, и соединить его с выводом IV прибора, рисунок 4.10.

4.8.2. Вывод III прибора соединить с массой автомобиля (можно снять конденсатор с прерывателя-распределителя и соединить его с указанными выводами).

1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – тахометр; 3 – вольтметр; 4 – амперметр; 5 – указатель угла замкнутого состояния контактов; 6 – прерыватель; 7 – катушка зажигания; 8 – включатель зажигания; 9 – аккумуляторная батарея; 10 – реле-регулятор
Рисунок 4.9 – Схема проверки зазоров между контактами прерывателя по углу замкнутого состояния контактов
4.8.3. Вывод М прибора соединить с массой автомобиля, вывод V прибора соединить с выводом Б реле-регулятора. Поставить контрольный переключатель 3, рисунок 4.1, в положение 3 и нажав кнопку 9 прерывателя-распределителя, следить за неоновой лампой 11.

Исправный конденсатор будет вызывать вспышки неоновой лампы с периодами 8-10 секунд. Конденсатор, имеющий небольшую утечку, будет вызывать вспышки неоновой лампы с периодами 3-5 секунд. Неисправный

конденсатор будет вызывать вспышки неоновой лампы с периодами 1-1,5 сек. Или будет давать непрерывное свечение. Такой конденсатор следует заменить.


1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – тахометр; 3 – амперметр; 4 – вольтметр;

5 – указатель угла замкнутого состояния контактов; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – реле-регулятор
Рисунок 4.10 – Схема проверки состояния конденсатора
4.9 Проверка катушки зажигания
4.9.1. Отсоединить от катушки зажигания все провода низкого и высокого напряжения (можно снять катушку с автомобиля).

4.9.2. Соединить выводы прибора со следующими выводами: вывод III, рисунок 4.11, с выводом ВК-Р катушки зажигания: вывод IV – с выводом Р катушки зажигания: вывод высокого напряжения прибора – с выводом высокого напряжения катушки зажигания; вывод М прибора с массой автомобиля; вывод V прибора – с выводом Б реле-регулятора.



4.9.3. Установить контрольный переключатель 3, рисунок 4.1, в положение 4 установить рукояткой разрядника искровой промежуток 5 мм и нажать кнопку 8 прерывателя-распределителя.

При бесперебойном и интенсивном искрообразовании увеличить искровой промежуток до момента, когда искрообразование будет происходить с перебоями. Бесперебойное искрооборудование должно наблюдаться при зазоре не менее 7 мм.

4.9.4. Неисправную катушку зажигания необходимо снять с автомобиля и заменить.


1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – тахометр; 3 – вольтметр; 4 – амперметр;

5 – указатель угла замкнутого состояния контактов; 6 – катушка зажигания; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – реле-регулятор
Рисунок 4.11 – Проверка катушки зажигания
4.10 Проверка стартера при полном торможении
4.10.1. Отсоединить провод от вывода стартера. На вывод стартера надеть и закрепить шунт 1000 А, 75 МВ. Провод стартера присоединить ко второму концу шунта, имеющему болт с гайкой.

4.10.2. Потенциальные выводы шунта соединить с выводами прибора «+1000 А» и «-1000 А». Переключатель 9 амперметра поставить в положение «1000 А». Соединить вывод М с массой автомобиля, рисунок 4.12, а вывод V прибора соединить с выводом стартера.

4.10.3. Поставить автомобиль на тормоза, включить передачу и не выжимая сцепление, включить стартер.


1 – прибор НИИАТ Э-5; 2 – шунт 1000 А; 3 – АКБ; 4 – стартер
Рисунок 4.12 – Схема проверки стартера при полном торможении
4.10.4. Зафиксировать показания амперметра и вольтметра, которые должны быть не более 600 А и 10,3 В. Чтобы избежать излишнего разряжения аккумуляторной батареи, стартер следует оставлять включенным не более 5 сек.

4.10.5. Неисправный стартер необходимо снять с автомобиля и направить в ремонт.
4.11 Проверка аккумулятора контактно-транзисторной системы зажигания
Проверка работоспособности коммутатора контактно-транзисторной системы зажигания производится в следующем порядке.

4.11.1. Разомкнуть контакты прерывателя-распределителя, включить зажигание и проверить напряжение. При неисправных электропроводке и приборах напряжение должно иметь следующие пределы на клеммах добавочного сопротивления на клемме Б – 12,0…12,2 В; на клемме ВК – 9 В; на клемме К – 7…8 В; на клеммах катушки зажигания 7…8 В; на клемме Р транзисторного коммутатора 3…4 В.


4.11.2. Провода вольтметра следует присоединять:

- если электропровода и приборы исправны, а на клемме Р транзисторного коммутатора напряжения нет, это свидетельствует о том, что транзисторный коммутатор неисправен и его следует заменить.
4.12 Технология восстановления статоров генераторов автомобилей
Восстановление деталей в ремонтном производстве, особенно в настоящее время имеет огромное значение, так как затраты на новые запасные части очень большие. Применение при ремонте восстановленных деталей снижает себестоимость ремонта на 20 %.

Наиболее частыми дефектами электрической части являются: замыкание обмотки на корпус, витковое замыкание в секции обмоток, обрыв в обмотке якоря, износ и окисление коллектора.

Перед восстановлением обмоток статора генератора, его

необходимо демонтировать с двигателя автомобиля. Для этого необходимо:

- установить автомобиль на смотровую яму, зафиксировать его положение стояночным тормозом и упорами под колеса;

- отсоединить провода от аккумуляторной батареи;

- снять провода со стартера;

- отвернуть болты крепления стартера и снять его;

- сильно загрязненный стартер необходимо снаружи промыть бензином.


Перед восстановлением якоря стартера необходимо провести предремонтные работы. Эти работы включают в себя внешний осмотр и испытание с целью определение его состояния и предварительного установления характера ремонтных работ.

При внешнем осмотре проверяют состояние основных частей стартера. Якорь проворачивают от руки для проверки его задевания за статор. Обязательно замеряют воздушный зазор между якорем статором, при его увеличении более, чем на 15% по сравнению с конструкторским ремонт не целесообразен или можно произвести ремонт при условии пересчета обмоточных данных на меньшую мощность.

Если не обнаружено серьезных повреждений, стартер не испытывают.

В программу предремонтных испытаний входят: проверка наличия обрывов и распаек в обмотках на выводах; измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между собой; испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса и между собой; испытание электрической прочности межвитковой изоляции.

По результатам предремонтных испытаний стартер разбирают, одновременно уточняя характер неисправностей и объем ремонтных работ. Последовательная разборка стартера производится в следующем порядке:


- отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотки;

- снять тяговое реле, отвернув гайки его крепления к крышке со стороны привода и вывести его якорь из зацепления с рычагом;

- отвернуть гайки , отодвинуть крышку реле и извлечь из нее контактные болты;

- отпаять запорную шайбу и контактный диск со штока;

- отвернуть винты и снять защитный кожух;

- вынуть щетки из щеткодержателей (щетки щеткодержатели необходимо пронумеровать, чтобы при сборке они были установлены на свои места);

- отвернуть стяжные винты шпильки корпуса стартера и снять со стороны коллектора крышку;

- снять корпус стартера и ось рычага привода;

- вынуть якорь вместе с приводом, при этом снять со стороны привода с цапфы вала якоря регулировочные шайбы;

- сдвинуть упорную крышку на валу якоря в сторону шестерни, снять отверткой находящиеся вод втулкой пружинное кольцо, затем упорную втулку и привод;

- при необходимости снять со ступицы муфты стопорное кольцо и разобрать привод.

Разобрав стартер, необходимо проверить состояние щеточно-коллекторного узла, обмоток, подшипников, привода и тягового реле. В начале его очищают от пыли и грязи. Очистку необходимо проводить продувкой сжатым воздухом или протирать узлы тряпочкой слегка смоченной в бензине. Затем якоря поступают в отделение диагностики, где изнашиваемые поверхности деталей проверяют калибрами, а дефекты обмоток -на приборе Э-202. Проверяемые детали маркируют по маршрутам ремонта, устанавливаются на подвесные транспортеры и направляются на склад деталей ожидающих восстановления.

При всех, указанных выше дефектах необходимо разобрать детали, сняв обмотки. Чтобы облегчить удаление обмоток, необходимо разрушить сцепление между витками, а так же между обмотками и стенками паза.

С участка контроля и сортировки в специальной таре на тележке с подъемной платформой их доставляют на пост разборки, который расположен в начале поточной линии восстановления якорей. В оборудование поста входят: установка для резки обмоток 0-150, стенд для спрессовки коллектора ОКС-13111, рабочее место для удаления обмоток из пазов сердечника якоря; накопительный стеллаж ОРГ-1468-01-300.

После разборки якоря поступают на пост правки, где удаляется прогиб вала якоря. На посту №3 и №4 производят укладку изоляции и пропитку. До начала обмоточных работ заранее заготавливают детали новой изоляции: прокладки под клин, прокладки между слоями обмоток, пазовые клинья, полихлорвиниловые трубки для изоляции рабочих мест соединения проводов. Перед укладкой пазовой изоляции пазы осматривают, зачищают и продувают сжатым воздухом. Далее производится зачистка концов проводов и проверка на пробой. После напрессовки коллектора на посту №8 идет укладка обмотки в коллектор. После укладки в пазы и распиливания обмотки проверяют отсутствие замыканий на корпус и между собой, витковых замыканий, а также правильность соединения схемы. Окончательно обмотки соединяют пайкой. Далее места соединений тщательно изолируют лакотканью и изоляциями, надетыми на один из проводов до соединения.