Файл: Тема Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


13. Создание методической копилки.

Снятие перенапряжения со зрительного аппарата:

1. Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

2. Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

для физической активности:

1. Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2. Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)

Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте.)

для гимнастики пальцев рук:

1. Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2. По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(Пальцами провести по другой руке.)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)

Скачет резвый табунок.

(Повторить с другой руки.)

для устранения искривления осанки:

1. У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!


Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

2. Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки (ходьба с резкими движениями рук в стороны),

Для чего нужна зарядка? (встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать (присесть – встать, держать осанку)

И весь день не уставать! (наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки (бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)

Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем (повороты туловища направо – налево)

Настоящим силачом!

для снятия общего переутомления:

1. Учитель максимально подробно описывает какой-либо предмет (только признаками), а ученики отгадывают его.

Например:

фрукт: желтый, овальный, кислый (лимон);

зверь: лесной, маленький, серый, колючий (еж);

2. Учитель просит детей встать и выполняет те упражнения, которые он назовет. Эти упражнения должны содержать слова: «влево», «вниз», «вправо», «правая рука», «левая рука» и т.п.

Например:

Поднимите вверх правую руку (отпустите).

Закройте левый глаз (откройте).

Повернитесь налево (повернитесь обратно).

Наклонитесь вниз (выпрямитесь).

Подпрыгните вверх 5 раз (стоп).

Посмотрите направо (прямо).

Присядьте вниз (встаньте) и т.п.


14. Изучение, анализ и обобщение опыта работы учителей начальных классов.

«Анализ педагогического опыта по проблеме формирования и развития познавательных способностей у младших школьников на уроках русского языка»

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования и развития познавательных способностей у младших школьников на уроках русского языка. В материале осуществляется анализ публикаций педагогов в периодических изданиях научно-методических журналов по заданной проблеме. На основании полученных данных было выявлено, что использование практических заданий способствует формированию и развитию познавательных способностей у учащихся начальных классов.

Ключевые слова: познавательные способности, анализ, статьи, учитель начальных классов, формирование, развитие.

Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как познавательные способности, а именно внимание, память, мышление, речь, воображение способствуют формированию и развитию любознательности, пытливости ума, терпения.

Цель статьи заключается в том, что каждый современный учитель начальных классов должен использовать разнообразные приемы, методы, формы обучения на уроках русского языка, так как именно они формируют и развивают познавательные способности у младших школьников.

Задачами статьи являются:

во- первых, представить инновационный опыт педагогов начальных классов по обозначенной проблеме;

во- вторых, назвать и описать в подробной форме каждый прием, форму, метод работы, который учитель начальных классов использовал на уроках русского языка.

В связи с актуальностью темы нами был проанализирован педагогический опыт по выявлению и формированию познавательных способностей у младших школьников. Основанием для анализа послужили публикации статей в периодических изданиях научно-методических журналов.

В статье «Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка», автором которой является И.В. Кузьмина, являющейся учителем-методистом школы № 20, были описаны способы выявления познавательных способностей у младших школьников при помощи собственных отработанных методик. И.В. Кузьмина считает, что учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранять и развивать познавательную потребность всех обучающихся, обеспечивать познавательные средства, необходимые для освоения основ наук. И также она думает, что познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.


И.В.Кузьмина на уроках обучения грамоте использует дидактические игры и игровые моменты. Данные дидактические игры и игровые приемы ей удалось реализовать на разных этапах урока русского языка.

1. При звуковом анализе слов на русском языке, при орфографической работе была применена игра «Вертолина». К доске выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадет в сектор, на эту букву составляется слово и производится звуковой анализ слова, то есть необходимо правильно прочитать и написать слово, определить проверяемая или нет орфограмма, ударная или безударная, гласная или согласная, найти проверочное слово. При использовании данной игры, а именно при подробном анализе слова у учащихся будут развиваться память, мышление.

2. Кузьмина И. В. на уроках русского языка использует игру «Игра во фразу». Из полученного от учителя слова каждый ряд должен по цепочке записать по одному слову так, чтобы получилось предложение. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов. Благодаря данной игре у учащихся формируется понимание последовательности слов в предложении, то есть развивается мышление, развивается речь, в особенности при построении грамотного и правильного предложения, а также развивается память, особенно при запоминании цепочки, состоящей из множества слов.

3. На уроках русского языка по теме «Предложение» учащимся необходимо было прочитать полученные вырезки из газет и составить из них словосочетания, предложения, что развивает и формирует внимание, мышление, речь. Возможны варианты другой работы: прочитать вырезки статьи и подобрать имена существительные определенного рода, числа, падежа. В данном задании у учащихся формируются и развиваются мышление, память, речь.

Таким образом, учитель начальных классов И.В. Кузьмина использует различные дидактические игры, схемы, таблицы и т.п., что, безусловно, способствует активному формированию и развитию познавательных процессов.

В статье «Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики» Н.Д. Шевченко, являющаяся учителем Новокиевской средней школы Новоаннинского района Волгоградской области, предложила статью по проблеме выявления познавательных способностей у младших школьников.

Н.Д. Шевченко в своей статье остановилась на некоторых моментах развития познавательного интереса, мышления и речи учащихся на уроках русского языка. Планируя работу по этим предметам, были продуманы средства, приемы, методы, которые должны были активизировать мыслительную деятельность, развивать творческое воображение, устную, письменную речь.


Из методов развития познавательных способностей у учащихся в учебно-воспитательном процессе были выделены: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фантограмм.

Фантограмма - новое словообразование, которое связано с понятиями «фантазия», «фантастика», что значит способность воображать, представлять, мыслить. Использование данного метода позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение, обогащать их словарный запас.

Темы фантограмм, которые предлагались учащимся:

«Что было бы, если бы ручка подсказывала?», «Что было бы, если бы девочка играла на ветках с яблоками?», «Что было бы, если бы машина летала?». Учащиеся, используя свою фантазию, воображение, мышление пишут самостоятельно сочинение, соблюдая все орфограммы, написание всех ударных, безударных.

Также учитель в своей работе уделяет внимание риторическому анализу устных и письменных текстов, риторическим задачам, играм. Почти на каждом занятии проводит речевые, ортологические разминки, практикует проведение неподготовленных диалогов, монологов, что развивает спонтанную речь, то есть развивается правильная и грамотная речь.

Монолог - развернутое высказывание одного человека. Чем дольше говорит ученик на заданную тему без помощи учителя, тем лучше. Этот навык вырабатывается через ролевые, деловые игры. Темы монологов: «Саша ушел с уроков», «В столовой», «В походе»

Диалог - развернутое высказывание 2 человек. Он тоже развивает речь. Темы диалогов: «На репетиции» Темы монологов: «Я люблю осень».

Учитель подводит итог всему сказанному: «В основе успешного усвоения знаний лежат познавательные способности. Поэтому необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учащихся новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию обучения».

В статье «Развитие познавательного интереса на уроках русского языка», И.В. Захарова, учитель высшей категории средней школы № 12, высказывает мнение, что на каждом уроке она стремится организовывать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Для этого она использовала нетрадиционные формы, позволяющие развивать познавательный интерес к предмету, устранить пробелы в знаниях. Предложенный материал вносит в урок разнообразие, развивает интерес к предмету.

И.В. Захарова использует перфокарты на уроках русского языка, представляющие из себя сочетания жи-ши, ча-ща, оло-оро и другие сочетания слогов, с помощью которых учащихся быстрее запоминают правильное написание слов.