Файл: Тема Знакомство с базой практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая перфокарта: «Наряди елочку», где необходимо в каждом слове написать гласную или согласную букву, глухую или звонкую букву, проверяемую или непроверяемую букву. С помощью данной перфокарты можно проводить проверку на правописание представленных групп орфограмм, также проводить распределительные диктанты. В результате при систематическом выполнении данных заданий у обучающихся будет развиваться внимание, память и мышление.

Вторая перфокарта «Корабль», где нужно с помощью сочетаний –оро -оло составить ряд слов на данную орфограмму.

И.В. Захарова использует в своей профессиональной деятельности морфемный анализ с помощью перфокарт. С помощью этого занимательного, раздаточного материала дети узнают, как устроены слова, расширяют словарный запас, свой кругозор. Перфокарта представляет собой один слог слова, а вокруг другие слоги. Учащимся необходимо, поразмышляв, соединить один слог в центре со слогами, находящимися за пределами этого слога. При выполнении данного упражнения у каждого учащегося развивается и формируется мышление, воображение.

В статье «Развитие познавательных способностей младших школьников с помощью интеллект-карт» свой педагогический опыт предложила Е.Н. Башкирова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии младшего школьника, институт детства Московского педагогического государственного университета.

Е. Н. Башкирова утверждает: «Если процесс постижения нового сопровождается повышением сложности интеллектуальной деятельности на фоне положительных эмоций, то происходит развитие способностей. И поддержать познавательный интерес помогает технология интеллект-карта(карта «разума»)».

Оригинальное название интеллект- карт mindmaps-рисунок с центральным образом (темой, проблемой, целью), от которого в разные стороны отходят ветви-ассоциации, пути решения этой проблемы, подразделы темы. Карту рисуют с центра, помещая в середине образ-ассоциацию. От центра нужно провести несколько линий, на которых будут основные темы, разделы. От первичных используются вторичные ветвления. Рядом с этими ветвлениями необходимо записывать ключевые слова, стремиться к краткости, использовать разные шрифты, цвета, иллюстрации по заданной теме. Ученики получают задание, где необходимо заполнить пустую интеллект-карту по пройденному материалу по русскому языку.

Высшим уровнем освоения технологии учениками является создание собственной разветвленной карты по определенному тексту и выступление. Материал может стать надежным помощником при подготовке к устному сообщению на уроке.


Интеллект- карты помогают понимать и запоминать информацию, классифицировать, делать выводы, придумывать новое. Интеллект- карты могут использоваться как средство повышения эффективности памяти, развития творческого мышления, познавательных способностей.

Таким образом, в данной статье был проанализирован педагогический опыт учителей начальных классов по проблеме формирования и развития познавательных способностей младших школьников на уроках русского языка. Каждый учитель использовал различные методы, формы, приемы работы, способствующие эффективному формированию познавательных способностей у обучающихся.

Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира1

С.В. ШАБРОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Чердаклинская средняя школа № 1 имени доктора Л.М. Рошаля, Ульяновская область

1 УМК «Планета знаний»

На уроках окружающего мира учащиеся не всегда бывают активны. Учебный материал усваивается ими с трудом, качество знаний падает.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Хочу поделиться опытом организации групповой работы на уроках окружающего мира.

В чем преимущества групповой работы для учителя, стремящегося не только дать учащимся знания, но и сформировать коммуникативные умения учащихся, а также сплотить классный коллектив?

Цель деятельности при групповой работе осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива. Организация этой деятельности предполагает разделение труда, в ее процессе между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива.

Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда свои мысли он излагает вслух.

Темп работы группы зависит от ее состава. Я практикую при проведении уроков окружающего мира формирование групп из пяти-шести учащихся, организация работы таких групп требует особой расстановки мебели. Группы могут быть как постоянного, так и временного состава.



Для лучшей организации деятельности в группе учителю лучше самому определить рабочее место каждому ученику. При формировании групп постоянного состава следует учитывать психологическую совместимость учащихся, их желание работать в таком составе. В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остается стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.

Каждая группа формируется из учащихся, разных по уровню знаний, характеру и темпераменту. Необходимо, чтобы в группе были ученики обоего пола.

Покажу на примере, как я использую групповую работу на уроках окружающего мира в IV классе. При изучении темы «Природные зоны» класс делится на три группы: группа ботаников, группа зоологов и экологов. Каждая группа получает свое задание (план деятельности). Первой группе надо составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности. Второй группе - узнать о видах и местах обитания животных на этой территории. А третьей группе - выявить экологические проблемы данной природной зоны и разработать рекомендации и предложения по охране природы, нарисовать экологические знаки.

Выполняя задание в группах, учащиеся пользуются справочной литературой, учебником, находят нужную информацию, обсуждают прочитанное, делятся информацией -каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.

Учащиеся первой группы в процессе работы в группе изучили учебный материал раздела «Виды животных», учащиеся второй группы – раздела «Виды растений», учащиеся третьей группы – экологические темы. Затем представители групп раскрывают свои вопросы, выступая перед учащимися всего класса и, в результате, происходит активный обмен усвоенными знаниями.

Наблюдая за речевым поведением учащихся во время составления рассказа по плану, я заметила, что они используют элементы полемики (это разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу), дополняют ответы товарищей, разъясняют, выстраивают доказательства, формулирую определения. Часто ли младшие школьники задействуют такие широкие возможности своей речи при индивидуальных ответах или коллективном опросе? Я также обратила внимание на стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», проявить себя в группе.


Выполняя задание, учащиеся третьей группы задействовали не столько репродуктивное, сколько творческое мышление, так как должны были изобрести «Свод правил» экологически правильного поведения сверстников и отразить их в графическом изображении. Вырабатывая кодексы экологически чистого поведения, учащиеся предлагали такие меры, как запрещение в данной местности браконьерства, организация детских «Зеленых патрулей» и даже внесение изменений в закон «Об охране среды». Они предложили ужесточить наказания для нарушителей баланса в природе. При выполнении этого задания в группе можно было наблюдать настоящий творческий бум. Наши «экологи» на одном плакате графически представили идею замены бензиновых двигателей автомобилей на солнечные батареи, а на другом – показали в сравнении два изображения одного и того уголка природы: на одном рисунке – лес до посещения человека, на другом – после. Они также нарисовали знаки, которые, по их мнению, надо установить в наших городах для воспитания у людей бережного отношения к природе.

Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания природы и общества, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, но и на резервы памяти своих товарищей, используют учебные пособия. Данная работа способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Групповая работа улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников.

Групповая работа позволила мне увидеть то, чего я не замечала раньше. Некоторые успешные дети (отличники) проявили себя не с лучшей стороны - чего я никак не ожидала. Например, один мальчик отказался работать в группе, потому что не смог подчиниться большинству. Он не хотел уступать своего лидерства и делиться своими знаниями с другими. Он сел отдельно от своей группы и решил работать самостоятельно, отвечать без предварительного обсуждения вопросов с другими учащимися. Прошло несколько уроков, и этот ученик понял, что работать в группе намного интереснее. Со временем он научился слушать других учеников и уважать их мнение.

Организация групповой работы очень сплотила детский коллектив, сформировала важные коммуникативные умения и положительные личностные качества. Мои выпускники, по мнению классных руководителей среднего звена, активные, терпеливые, идущие на контакт, умеющие доказывать свою точку зрения и с уважением относиться к мнению одноклассников. Они также являются активными участниками олимпиад по истории, природоведению. Это говорит о хороших результатах обученности учащихся.


Можно сделать вывод, что групповая форма организации обучения – это «золотая середина» между индивидуальной и коллективной формами работы. Рекомендую коллегам чаще использовать групповое обучение на своих уроках, ведь даже народная мудрость гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».

А.Ю. НИКИТЧЕНКОВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе, Московский педагогический государственный университет «Изучение святочного цикла русской народной обрядовой поэзии в начальной школе»

«Вопрос об использовании в практике начальной школы произведений русской народной обрядовой поэзии в качестве учебного материала не является новым. Еще в XIX в. К.Д. Ушинский в своей хрестоматии «Родное слово» использовал обрядовые тексты для отработки навыка чтения и ознакомления детей с традициями русской народной культуры: подблюдные песни, рождественские и новогодние колядки, заклички и некоторые другие. Немало сведений о народной обрядности содержится в учебном пособии К.Д. Ушинского под рубрикой «Из детских воспоминаний». Более ста лет отделяют нас от времени К.Д. Ушинского — большой срок, за который отечественная педагогическая наука прошла значительный путь своего развития. За редким исключением, русская народная обрядовая поэзия и заговорное творчество практически не используются в современной начальной школе как учебный материал по литературному чтению: представлены отдельные обрядовые тексты, но система учебной работы с ними отсутствует. При этом демонстрируются возможности широкого их использования во внеклассной работе. Обоснование целесообразности изучения произведений русской народной обрядовой поэзии в современной начальной школе требует от учителя знания специфики самой народной обрядовой культуры, а также четкого осознания решаемых учебных задач и методики работы с подобным учебным «Вопрос об использовании в практике начальной школы произведений русской народной обрядовой поэзии в качестве учебного материала не является новым. Еще в XIX в. К.Д. Ушинский в своей хрестоматии «Родное слово» использовал обрядовые тексты для отработки навыка чтения и ознакомления детей с традициями русской народной культуры: подблюдные песни, рождественские и новогодние колядки, заклички и некоторые другие. Немало сведений о народной обрядности содержится в учебном пособии К.Д. Ушинского под рубрикой «Из детских воспоминаний». Более ста лет отделяют нас от времени К.Д. Ушинского — большой срок, за который отечественная педагогическая наука прошла значительный путь своего развития. За редким исключением, русская народная обрядовая поэзия и заговорное творчество практически не используются в современной начальной школе как учебный материал по литературному чтению: представлены отдельные обрядовые тексты, но система учебной работы с ними отсутствует. При этом демонстрируются возможности широкого их использования во внеклассной работе. Обоснование целесообразности изучения произведений русской народной обрядовой поэзии в современной начальной школе требует от учителя знания специфики самой народной обрядовой культуры, а также четкого осознания решаемых учебных задач и методики работы с подобным учебным материалом. Так, учителю важно знать, что обрядовая поэзия — древнейший по своему происхождению вид народнопоэтического творчества, восходящий к мифу как особому типу культуры и соответствующему ему ритуальному образу жизни. В науке принято делить обряды по назначению — на аграрные (календарные) и семейные (бытовые). Аграрные праздники теснейшим образом связаны с народным календарем, который включает два цикла: цикл подготовки урожая — его