Файл: Закон 273фз от 29. 12. 2012 Об образовании в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).

Приказ Министерства образования и науки РФ №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».

ФГОС второго поколения:

  • включает в себя требования к :

  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

– условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;


– результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Рассмотрев Закон «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий, в частности, и правовую подготовку учителей начальных классов, было установлено, что в Законе отражены практически все стороны практической деятельности учителей начальных классов:

- общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;

- осуществление права на бесплатное образование;

-обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы;

- образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Федеральный базисный учебный план, индивидуальный учебный план, типовой учебный план для образовательных учреждений - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на изучение по ступеням общего образования. Анализ методических писем, рекомендаций к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения гигиенических требований в условиях обучения в начальной школе показал, что в типовом учебном плане начальной школы основной акцент делается на развитие не только познавательных способностей детей, но и на формирование прочных гигиенических навыков, обеспечение состояния здоровья учащихся. В современной начальной школе реализуются следующие направления работы, связанные с внедрением здоровье сберегающих образовательных технологий: медицинское обслуживание; физическое развитие учащихся; создание природосообразных, экологически оптимальных условий, формирование гармоничных взаимоотношений с природой, обеспечение безопасности жизнедеятельности.



ФГОС НОО предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.

Какие нормативные документы определяет изменения в ФГОС НОО.

1.Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 26 ноября 2010 года « О внесении изменений в  федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  №373

2.Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241)

3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо от 12 мая 2011 г. N 03-296)

4. Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357)

Что представляет собой ФГОС НОО?

   Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Какие требования включает в себя ФГОС НОО?

Стандарт  включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Каков нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП  НОО)?

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.

Какой подход лежит в основе ФГОС НОО?

Системно – деятельностный.

На становление каких личностных характеристик выпускника начальной школы ориентирован ФГОС НОО?

Это характеристики, отвечающие требованиям информационного общества, инновациям экономики, задачам построения общества на основе толерантности, духовно – нравственного развития.


Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

 - любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Что должно учитываться при итоговой оценке качества освоения ООП НОО в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов?

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

3.Профессиональный стандарт учителя начальных классов
01.01.2017г. вступил в силу приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 о профессиональном стандарте педагога. Данный стандарт ориентирован не только на инновационное проведение уроков, семинаров, лекций, внеклассных мероприятий, но и на долгосрочную перспективу творческого становления педагога и одновременно становления личности учащихся через самореализацию, саморазвитие под руководством педагога.

Главной предпосылкой к созданию и введению в действие нового профессионального стандарта министерством образования РФ стали явно наметившиеся противоречия:

в определении квалификации педагогического работника;

в размытости границ обязательных трудовых функций;

в оценке модернизации как отдельно взятого образовательного процесса, так и системы образования в целом.


Противоречия потребовали появления нового профессионального стандарта, который включил бы в себя изменения во всех видах профессиональной деятельности: в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и высшем образовании.

Целью профессионального стандарта становится четкое определение функций и обязанностей педагогических работников, что непосредственно связано с их квалификацией, уровнем самопознания, саморазвития, владения педагогическими методами, методиками и технологиями.

Требования, предъявляемые к педагогу на основе профессионального стандарта, следующие:

соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога,

не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога,

избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей,

побуждать педагога к поиску нестандартных методических решений,

соответствовать международным нормам и регламентам,

соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.д.

Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических работников к труду, собственному образованию, установить единые требования к содержанию, качеству профессиональной деятельности и подготовить педагогов к управлению образовательной организацией.

В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит следующее:

возможность конкретного человека работать в педагогической сфере,

размер оплаты труда,

порядок исчисления стажа,

определение размера пенсии,

планирование карьеры педагогического работника.

С началом действия профессионального стандарта льготы педагогов будут зависеть не от названия должности, а от функционала сотрудника, его профессионализма. Предполагается, что для адаптации под требования рынка труда профессиональные стандарты будут дополняться каждые три года (по некоторым позициям - каждые пять лет).

Для создания профессионального стандарта используется единый макет, состоящий из следующих разделов.

Общая характеристика профессии - название профессии, деятельность работников, вид экономической деятельности, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.