Файл: Закон 273фз от 29. 12. 2012 Об образовании в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функциональная карта вида профессиональной деятельности - обобщенные трудовые функции педагога, уровень квалификации.

Характеристика обобщенных трудовых функций - описание требований к образованию и обучению, к опыту практической деятельности, к условиям допуска к работе, к необходимым компетенциям и т. д.
Сведения об организациях-разработчиках - указывается организация, ответственная за разработку профессионального стандарта [14].

В основе профессионального стандарта «Педагог» лежат трудовые функции работников образовательных организаций.

Общепедагогическая функция

способность преподавателя разрабатывать программы по своему учебному предмету и активно участвовать в формировании программ с целью обеспечения адекватных условий в процессе обучения;

формирование умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, разработке и использовании тестовых заданий и других видов автоматизированного контроля;

планирование и проведение учебных занятий с ориентацией на федеральные государственные образовательные стандарты с целью формирования мотивации и интереса у обучающихся.

Воспитательная функция

владение методами и формами проведения внеклассных мероприятий с целью расширения кругозора у обучающихся;

контроль, анализ и регулирование взаимоотношений между обучающимися с целью обеспечения безопасной и коллективной обучающей среды;

постоянное общение и установление контакта с обучающимися;

формирование ценностной культуры ребенка;

помощь в создании и развитии ученических органов самоуправления;

поддерживание уклада, атмосферы и традиций жизни школы, внесение в них своего положительного вклада и предложений.

Развивающая функция

умение предвидеть различные виды учебных конфликтов и способ их предотвратить;

организация помощи и психолого- педагогической поддержки на основе различных приемов обучения;

разработка и реализация индивидуальных программ развития обучающихся с учетом их личностных и возрастных особенностей;

изучение и отслеживание динамики развития индивидуальности школьника;

владение психолого-педагогическими технологиями для работы с одаренными, социально уязвимыми детьми;

формирование и развитие универсальных учебных действий, образцов и ценностей, навыков поликультурного общения и толерантности;

умение подбирать и использовать специальные методики, позволяющие осуществлять коррекционно-развивающую работу.


В целом, данные характеристики трудовых функций делают установку на становление активной личности педагога.

В подтверждение вышесказанного приведем примеры условий, которые необходимы для формирования качеств активной личности педагога:

приучаться работать в разнообразных условиях;

выполнять работу активно и ответственно;

браться за интересную, трудную, но посильную работу;

формировать волевые качества, повышая устойчивость внимания;

одновременно выполнять несколько профессиональных действий при высоком темпе работы;

формировать навык переключения внимания, чередуя вид деятельности или ее цели:

- совершенствовать практический опыт в преподавании учебных дисциплин

- применять педагогические технологии для развития и совершенствования универсальных учебных действий учащихся.

Результатом созданных условий для развития активной личности современного педагога, как показывает наш собственный опыт, становится выбранная технология проведения учебного занятия, которая должна целенаправленно формировать универсальные учебные действия учащихся. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии

Это значит, что профессиональный стандарт «Педагог» необходимо дополнить еще одной общепедагогической функцией - владение не только информационно-коммуникативными, но и педагогическими технологиями.

Отсюда педагогическая технология — это проектирование целей, принципов, содержания, форм, методов, способов, приемов и средств обучения, которое образует единую систему функционирования учебного процесса с учетом возрастных, психолого-физиологических особенностей обучающихся и направлено на поступательное развитие универсальные учебных действий учащихся, обеспечивающих гарантированный результат, в том числе при последующем воспроизведении.

Немаловажное значение в профессиональном стандарте придается вопросу об умении педагога формулировать цели технологии, чтобы оценить по четким критериям уровень сформированных универсальных учебных действий школьников. По нашему глубокому убеждению, требуется включить в профессиональный стандарт «Педагог» дополнительные профессиональные качества педагога:

- готовность к совместной деятельности с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей работы и постановке учебных задач;



- умение выбирать формы, средства и методы, адекватные цели;

- умение учитывать возрастные и психологические особенности школьников и выбирать действия в соответствии с возможностями ученика;

- умение использовать проблемные ситуации во время проведения споров и дискуссий;

- владение навыками проведения нестандартных уроков;

- умение и стремление создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- готовность к применению групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности, познавательных и дидактических игр;

- владение навыками эмоционального общения с учащимися;

- умение создавать позитивные ситуации для самовоспитания учащихся через применение поощрений и порицаний, вера учителя в возможности ученика и умелое психологическое сопровождение детей по выбранной образовательной траектории;

- умение сформировать адекватную самооценку учащихся, оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- готовность и способность к реализации педагогических технологий.

По новому профессиональному стандарту «Педагог» учитель должен уметь анализировать свою деятельность на основе всесторонних видов контроля: обзорный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий, коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль и саморефлексия, административный плановый и внеплановый, текущий, предварительный, промежуточный, итоговый, эпизодический, периодический, регулярный.

Считаем, что итоговая оценка профессиональной деятельности педагога должна производиться по результатам обучения, воспитания, развития и формирования личностных качеств обучающихся на основе концептуальных положений педагогической технологии, реализуемой педагогом. Осуществляя столь сложный и комплексный анализ деятельности педагога, следует принимать во внимание уровень индивидуальных особенностей обученности, предрасположенности, возможности конкретного ученика, его образовательных траекторий и личного вклада педагога в учебный процесс.

Итоговая оценка деятельности педагога должна включать сочетание показателей динамики развития качеств личности учащегося, его положительного отношения к школьному образованию, высокой степени активности и вовлеченности во внеклассные мероприятия (концерты, экскурсии, КВН-игры и т. д.) и личный вклад учителя в развитие ученика. Процесс всесторонней оценки деятельности учителя должен оцениваться только комплексно и иметь интегративные показатели.


Должностная инструкция учителя начальных классов

Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя ГПД. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства.

Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами субъекта Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

Учитель должен знать:

  • Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;


методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

средства обучения и их дидактические возможности;

основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

Составляет рабочие программы, тематические планы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебный год и рабочий план на каждый урок и занятие.

Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

Контролирует систематически качество знаний обучающихся, выполнение ими домашних заданий.

Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

Проверяет контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1-4-х классах к следующему уроку.

Выставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.