Файл: Поэма Блока "Двенадцать".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   Особенности музыкальности поэзии А. Блока:

   1. Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. "Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт "создает зданье из песен", его "дух, обнаженный для всех, поет".

   Черты протяжной лирической песни явно проступают в стихотворении "Осенняя воля" с его размеренно плавной ритмикой и "распетыми слогами":

   Запою ли про свою удачу,

   Как я молодость сгубил в хмелю...

   Над печалью нив твоих заплачу,

   Твой простор навеки полюблю.

   Образ плясовой песни передан моторно - акцентной ритмикой стихотворения цикла "Заклятие огнем и мраком":

   Гармоника, гармоника!

   Эй, пой, визжи и жги!

   Эй, желтенькие лютики,

   Весенние цветы!

   Стихотворение "Песельник" - это импровизация русского старинного хоровода, где сольный широкий запев перерастает в кружащийся танец:

   Я - песельник. Я девок вывожу

   В широкий хоровод. Я с ветром ворожу.

   Д. Е. Максимов отмечает: "Концепция "музыки" как некоторой условно именуемой философско-поэтической категории пришла к Блоку, в конечном счете, от немецких и русских романтиков и главным образом от Ницше, который в свою очередь почти целиком заимствовал ее у Шопенгауэра".

   "Музыка" для Блока - это еще только путь к совершенству, это движение - внутренняя сущность любого явления, а музыка - основа всякого вида искусства. По словам Т. Манна, "мысль, образное слово, драматический прием и звук настолько неразрывно сливаются..., что это слияние уже перестает быть музыкой". Что мы и наблюдаем в стихах А. Блока.

   Исследователи поэтики Блока (Д.Самойлов, А. Краснова, А. Михайлов, Б.С. Локшина, И.Т. Крук и др.) отмечают, как достигается эффект музыкальности стиха поэта:

  - с помощью звукописи стиха;

  - интонации ("смысловой" мелодии строя речи);

  - мелодической основы (чередования рифмующихся строк), которую отмечает А. Михайлов.

   К. Чуковский заметил, что музыка стихов Блока строится

   а) на гласных;

   б) на преобладании мягких звуков (ль, ли, ни, не);

   в) преобладает аллитерация;

   г) господствуют шипящие звуки.

   Б. С. Локшина раскрыла ассонансность поэзии Блока:

   Россия, нищая Россия, -

   Мне избы серые твои,


   Твои мне песни ветровые -

   Как слезы первые любви!

   Звучание построено на перекликающихся гласных [и] - [ы]

   "Широко представлена у Блока и внутренняя рифма, создающая неповторимую мелодию его стихов, углубляющая конечные созвучия".

   Некоторые исследователи поэтики Блока связывают такие звуки, как: скрип, лязг, визг с темой антимузыкальности мира зла, "страшного мира".

   С музыкальностью, напевностью связывает Брюсов блоковскую свободу ритмов. "Столь же свободно относится Блок к рифме. Часто он сознательно заменяет ее аллитерацией (гибели - вывели, прорубью - поступью) или созвучием неравносложных окончаний (изматывающий - падающий, оснеженный - безнадежный)".

   Андрей Белый назвал следущие характерные для Блока стихотворные средства:

   а) неточные рифмы - женские и дактилические, ударные окончания мужских спасают их от неточности;

   б) усеченные рифмы (звонко - ребенком, ночи - пророчит);

   в) перекличка звуков, находящихся на определенном удалении от образующей гласной, - у Блока означает движение, перемещение созвучий, преодоление барьера образующей:

   соленый - вольный (л'о н - о л'н)

   улица - поцелуемся (л'иц - цил).

   Внутренние замещения необычны, т. е. Блок разрушает звуковые закономерности, естественно сложившиеся в русской неточной рифме6.

   Именно на звуковом уровне проявляется сила лирики Блока. Поколение А. А. Блока отмечает огромную силу его лирики. Тайна его мелодии навсегда останется тайной, хотя Крук указаны немногие внешние особенности его поэтической техники:

   - чрезмерное тяготение к аллитерациям и ассонансам;

   - перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм и рифмоидов;

   - чисто звуковое мышление;

   - показательно для его звукового безволия ощущение гласных, а не согласных звуков, т.е. в которых есть динамика напева и темпа;

   - инерция звукового мышления сказалась у Блока в том, что он во время творчества часто мыслил чужими стихами, не отделяя чужих от своих, чувствуя чужие своими, причем воспроизводил не столько слова, сколько интонации и звуки.

   "Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой", - утверждал В.Г. Белинский. Литературно-музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка - душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте - творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки - искусства и стихийно - природной "музыки" мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в "звукообразах".



   Все это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы "Двенадцать". Традиционный ямб и чаще всего звучащий в поэме хорей сочетаются с разностопными модификациями классических размеров, с дольником, а иной раз и с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, вульгарную, уличную лексику.

   Вслед за "Двенадцатью" было написано стихотворение "Скифы", в котором противопоставляется цивилизованный Запад и революционную Русь, и поэт призывает народы Европы положить конец ужасам войны и вложить старый меч в ножны. Стихотворение завершается призывом к единению:

   В последний раз опомнись, старый мир!

   На братский пир труда и мира,

   В последний раз на светлый братский пир

   Сзывает варварская лира!

   Символом такого единения в "Двенадцати" стал образ Иисуса Христа, который был еле заметен сквозь метель и пожары, убийства и огонь - вообще стихию.

  

  

  

   Часть 6.

   Образ родины в русской литературе часто ассоциировался с образом матери. Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не "как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт - с чувством жгучей, интимной любви". Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. "В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим", - говорил поэт.

   В изображении образа России Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию "прекрасными чертами", он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Поэт приписывает ей облик любимой женщины, тем самым придавая ему глубоко интимный характер. Родина у великого символиста - полная сил и страсти женщина, наделенная "разбойной красой". Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной:

  
И невозможное возможно,
 Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...


  
     Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной
, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлебанные дороги...
  Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что "душа хочет любить только прекрасное", поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а "сострадание есть уже начало любви".

    Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: "Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика..."

   Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены "отчетливой исторической памятью". Написаны они от лица сына "страшных лет России". В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: "Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее..." В конце 1908 года поэт отправил необычайно важное по своему значению письмо К. С. Станиславскому, заинтересовавшемуся в то время драмой "Песня Судьбы"; в своем письме Блок говорит в связи с возникшей перед ним "темой о России":

   "Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела - прямой, как стрела - действенный. Может быть, только не отточена моя стрела. Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть и смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель..."

   Только в решении этой темы видит поэт возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она "исполнит его восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть его проклятое "татарское" иго сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной тоски, "декадентской иронии" и пр. и пр., все то иго, которое мы, "нынешние", в полной мере несем. Не откроем сердца - погибнем (знаю это, как дважды два четыре)" (то же письмо).


   Неизменно связывая эту богатую тему с вопросом о положении и судьбе народа, Блок вдохновенно и неустанно разрабатывал ее и в лирике ("На поле Куликовом" и многие другие стихи, вплоть до "Скифов"), и в эпосе ("Возмездие", "Двенадцать"), и в драме ("Песня Судьбы"), и в публицистике.

   Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с нею одной жизнью, болел ее болями, радовался ее радостям. Его судьба - в судьбе родины, неотделима от нее, неразрывно связана с нею, и "его рука - в руке народной...". Душу русского человека - своего современника, ее национальный тип, ее особый строй он объяснял русской исторической действительностью, событиями русской жизни начала ХХ века:

   Мы - дети страшных лет России -

   Забыть не в силах ничего!

   Испепеляющие годы!

   Безумья ль в вас, надежды ль весть?

   От дней войны, от дней свободы -

   Кровавый отсвет в лицах есть.

  

   Есть немота - то гул набата

   Заставил заградить уста.

   В сердцах, восторженных когда-то,

   Есть роковая пустота...

  

   То, что открылось поэту в грозах революции, "переворачивало" его душу, и теперь он в новом свете увидел родину - во всей ее славе и силе, в ее суровой и бессмертной красоте, полностью и навсегда захватившей его сердце.

   В теме родины переплетается все - и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к "лживой жизни", и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в "новый век". Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер:

   Так - я узнал в моей дремоте

   Страны родимой нищету

   И в лоскутах ее лохмотий

   Души скрываю наготу.

   Стихотворения Блока - страстное излияние любви к России, жажда увидеть ее свободной и счастливой:

   Россия, нищая Россия,

   Мне избы серые твои,

   Твои мне песни ветровые, -

   Как слезы первые любви!..

   Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна любовь к ней, униженной, скованной, - поэт прозревает в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам.

   Блок воспринимает родину как живое существо, которое "живет и дышит" рядом с человеком. "Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм": "...на каждый удар или укол она поднимает гневную голову, под каждой лаской становится нежной и страстной".

   Самый образ России принимает в стихах Блока глубоко своеобычное, новое для русской поэзии лирическое воплощение. Россия Блока - чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века (этот аспект образа встречается и у Блока), а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с нею напоминают настоящий любовный роман. "О Русь моя, жена моя!..", "О, бедная моя жена", "...невеста, Россия", "И пусть другой тебя ласкает...", "Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена..." - так обращается Блок к родине. Она предстает поэту то "статной царевной", которая "обнимает рукой" и оплетает косой", то прекрасной девушкой "разбойной красы", в узорном платочке, надвинутом до бровей, то сказочной красавицей, плененной колдуном. Этот лирический и опоэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделен в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода "портретными" чертами: