Файл: Метод отрасли права социального обеспечения. Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ отрасли права социального обеспечения
1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ: общая характеристика
ГЛАВА 2. МЕТОД ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 Актуальные проблемы социального обслуживания граждан в РФ
2.3 Основные направления совершенствования политики социального обслуживания населения в РФ
Пенсионеров объединили в группы по 20 человек. С ними занимаются адаптивной физкультурой. Кружки и секции, утренники и чаепития. Двухразовое питание по расписанию.
В «дедсаду» разработана специальная программа для тренировки памяти, внимания, мелкой моторики рук. Эти группы созданы в помощь родственникам пожилых людей, которые могут передать бабушку или дедушку в надежные руки и в течение дня спокойно заниматься работой. Есть возможность сэкономить на сиделке, но при этом нет необходимости на долгое время полностью отрывать пожилого человека от семьи.
Чтобы предоставить людям, нуждающимся в социальном обслуживании выбор поставщика социальной услуги, повысить качество ее предоставления, в сферу социального обслуживания все чаще включаются негосударственные организации. И хотя в данном аспекте существует много проблем, положительные примеры в регионах все же имеются. Последнее время успешный опыт их деятельности популяризируется в средствах массовой информации. Каждый субъект Российской Федерации готов поделиться реализуемым инновационным опытом.
В Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРА обращает на себя внимание активность предпринимательства в самом ресурсоемком секторе социального обслуживания – стационарном обслуживании. Так, в 2015 г. в регионе был запущен проект «Резиденция для пожилых».
На условиях аренды индивидуальным предпринимателям были переданы помещения под пансионаты для пожилых граждан и инвалидов в трех муниципальных образованиях. Социальные предприниматели, в свою очередь, взяли на себя обязательства инвестировать свои средства в ремонт и создание комфортных условий проживания2.
Наряду с арендой оказался востребованным и другой механизм государственно-частного партнерства – аутсорсинг (передача на договорной основе отдельных функций учреждений социального обслуживания населения области сторонним организациям).
Аутсорсинг в социальном обслуживании пожилых выражается в привлечении бизнеса к развитию сети частных учреждений социального обслуживания для пожилых и к оказанию социальных услуг пожилым людям на дому и в стационарных учреждениях.
Первый вариант – частный центр по уходу за пожилыми людьми. Например, центр «Ключ жизни» (Усть-Кубинский район, с. Заднее), оказывающий комплексную помощь по уходу за пожилыми людьми с любой степенью самостоятельности; ООО «Почтенный возраст» (Вологодский район, п. Васильевское) – пансионат для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, куда на проживание принимаются граждане пожилого возраста после инсульта, инфаркта, перелома шейки бедра, с диагнозом «деменция», онкологические больные.
В Республике Татарстан существует и успешный частный социальный проект – сеть резиденций для пожилых «Гармония».
В общей сложности есть 3 пансионата в г. Казани, в каждом из которых работают квалифицированные сиделки, подготовленные для работы с пожилыми людьми.
Пансионаты оказывают социально-бытовой уход людям со следующими заболеваниями:
-
сердечно-сосудистые заболевания; -
деменции (старческого слабоумия); -
болезнь Альцгеймера в различных стадиях; -
снижение умственной деятельности; -
заболевания нервной системы; -
нарушения опорно-двигательного аппарата; -
заболевания суставов и остеохондроз; -
травмы и переломы различной степени тяжести.
При обращении в данное предприятие специалисты подберут вариант в зависимости от предпочтений, возраста, состояния здоровья, степени самостоятельности пожилого человека, а также с учетом комнаты размещения и длительности пребывания.
2.2 Актуальные проблемы социального обслуживания граждан в РФ
На данный момент со времени принятия Закона № 442-ФЗ прошло 5 лет и уже можно подводить некоторые итоги его эффективности. Данный закон принимали взамен некоторых важных законодательных актов, которые определяли предыдущий значительный этап в развитии социального обслуживания в нашей стране.
К таким законам относились Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[1] и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»[2] . Некоторые положения, закрепляющие право отдельных категорий граждан на социальное обслуживание содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1], от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[2], от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[3].
На момент принятия Закона № 442-ФЗ все описанные выше нормативные правовые акты изрядно устарели и уже плохо отвечали потребностям общества в данной сфере. Кроме того их серьезно критиковали исследователи и сотрудники соответствующих организаций социального обслуживания.
Так, еще в 2002 г. А. Л. Благодир писала о необходимости кодификации законодательства о социальном обслуживании и принятия «обособленного нормативного акта, законодательно закрепляющего всю систему социального обслуживания»[4].
Но причинами смены законодательства были совсем другие. С позиции Л. Н. Шипулиной, «законодательная база и система организации социального обслуживания населения не в полной мере удовлетворяют его потребности в социальных услугах надлежащего качества.
Развитие рыночных отношений в сфере предоставления социальных услуг диктует необходимость разработки современных механизмов, новых технологий социальной работы и их нормативного закрепления»[5].
Главным в новом законодательстве выступает ориентир на повышение качества социального обслуживания[6]. Поэтому существенно изменился порядок предоставления социальных услуг.
Если Закон № 122-ФЗ и Закон № 195-ФЗ основывались на государственной системе социального обслуживания и основные услуги в данной сфере предоставлялись через систему специализированных государственных учреждений, которые были бесплатными[1], то с принятием Закона № 442-ФЗ государственность и бесплатность стали только одной из форм социального обслуживания.
В настоящее время предоставление социальных услуг основывается на двух секторах:
- государственном
- негосударственном[2].
Такое разделение активизировало еще больше споров и дискуссий, так как имеются и сторонники, и противники подобного разделения. Кроме того ведутся споры об отраслевой принадлежности социального обслуживания.
В целом следует согласиться с категорией исследователей, которые утверждают, что правовое регулирование социального обслуживания должно быть межотраслевое (комплексное) и должно осуществляться различными отраслями права (административным, финансовым, правом социального обеспечения и гражданским правом)[3].
В данном аспекте стоит согласиться с позицией В. Ш. Шайхатдинова о том, что вопрос о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения решать лишь в контексте ФЗ № 442 нельзя, ибо... социальное обслуживание включает не только предусмотренные в ФЗ № 442 виды социального обслуживания, но и другие[4].
Также следует отметить, что социальное обслуживание выступает сферой, стержнем которой является публично-правовое регулирование (государственное и муниципальное), но в которой возможно задействовать и частноправовые институты[1].
Если разграничивать по-другому отраслевое влияние в ситуации разгосударствления данной области, то это может привести к безосновательному отнесению социального обслуживания к области действия гражданского права[2].
В целом, отметим, что наличие частноправовых начал в социальном обслуживании стоит рассматривать как отрицательное явление. Законодатель старается придать данным отношениям гражданско-правовой характер, увеличить влияние политической функции
[3], что не совсем правильно.
Правовая наука не может развернуть данную тенденцию, но может позаботиться о защите прав граждан. В конкурентной среде лица, получающие социальные услуги, бесспорно, имеют более слабую позицию и им особенно необходима защита со стороны государства.
Закон № 442-ФЗ пытался урегулировать отношения, имеющие различную отраслевую природу, едиными инструментами правового воздействия. Именно поэтому, в аспекте социального обслуживания, стали складываться «элементы конкурентной среды». В связи с этим увеличен круг субъектов, которые должны обеспечивать социальное обслуживание (к поставщикам социальных услуг теперь относятся не только государственные учреждения, но и юридические лица, включая социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели).
Данные элементы также обнаруживаются в ст. 9 Закона № 442-ФЗ, закрепляющей право получателя социальных услуг на выбор поставщика социальных услуг, а также в ст. 4 Закона № 442-ФЗ, в которой провозглашен принцип достаточности количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании.
С наибольшими трудностями на практике столкнулись в процессе реализации такой услуги как «договор». Это нововведение довольно спорно используется негосударственными поставщиками социальных услуг.
Так как договорные отношения всегда связаны с оплатой и коммерциализацией сферы социального обслуживания, а потребители данной услуги чаще всего не способны к оплате и нуждаются как раз таки в помощи государственных структур.
Следует отметить, что в данный период экономического развития подобная норма, как договор в сфере социального обслуживания мало эффективна. Она мало используется на практике, так как у потребителей данных услуг нет на это финансовых возможностей[1].