Файл: Метод отрасли права социального обеспечения. Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ отрасли права социального обеспечения
1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ: общая характеристика
ГЛАВА 2. МЕТОД ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 Актуальные проблемы социального обслуживания граждан в РФ
2.3 Основные направления совершенствования политики социального обслуживания населения в РФ
2.3 Основные направления совершенствования политики социального обслуживания населения в РФ
Новый федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» вступил в силу 1 сентября и пока действует на территории всего 16 регионов. Закон предполагает, что услуги предоставляются гражданам за счет бюджета при наличии социального сертификата. Этот документ дает право выбирать исполнителя услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и туризма, в том числе - из списка негосударственных организаций.
Данные нововведения предоставляют возможность выбора в сфере социального обслуживания населения.
Принятию этого закона предшествовала большая работа, которая позволит значительно систематизировать существующие практики регионов и привести их к единому знаменателю, - отметил замминистра.
Новый закон призван обеспечить публичность государственного социального заказа и конкурентный способ отбора, в котором теперь должны участвовать и госучреждения, и негосударственные поставщики (исполнители) социальных услуг.
Поскольку госзаказ формируется на три года, поставщик может планировать свою деятельность на эту перспективу и, например, взять заранее заемные средства.
У потребителей услуг появляется возможность выбрать поставщика, который больше устраивает его по различным причинам: это может быть близкое расположение к дому, уровень компетенции сотрудников, наличие бесплатных дополнительных услуг, которые не включены в госзаказ, и так далее.
Новый закон будет вполне органично сочетаться с федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Те наработки, которые имеем в рамках закона об основах социального обслуживания, очень хорошо укладываются и в новый закон о государственном социальном заказе.
В 2021 году будет продолжаться работа по 189-му закону в отношении полустационарных услуг, которые сейчас оказывают госучреждения - это социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, участия в трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. По этим услугам будет сформирован заказ в виде государственного задания. Надомное социальное обслуживание будет сформировано по сертификату.
Остальные надомные и полустационарные услуги, которые оказывают социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), пока пойдут в рамках 442-го закона.
По большому счету, 2021 год будет пилотным. Предстоит отработать механизм по сертификату на небольшой части надомных услуг, и если все будет хорошо работать, то с 2022 года будут переведены на сертификат и полустационарные услуги, которые оказывают СОНКО.
С 2020 года для тех, кто присутствует в реестре, уже доступны такие услуги, как бесплатная реклама, разработка маркетинговых стратегий, написание инвестиционных бизнес-планов. Все остальные могут участвовать в обучающих мероприятиях и пользоваться консультациями.
Кроме того, в 2020 году обновлено положение конкурса на лучший социальный проект года, и теперь участвовать в нем помимо социальных предпринимателей могут и социально ориентированные некоммерческие организации.
Создание системы долговременного ухода уже применяется в ряде регионов (шесть регионов), как пробный проект, но только с 2021 года оно становится обязательным и понемногу будет вводится в разные регионы. В данных регионах работали над основными наиболее важными аспектами: индивидуальный подход к пожилому человеку, профилактика заболеваний, обучение родственников основам ухода за пожилым человеком.
Подобное направление вынуждает стремительное старение населения. По статистическим прогнозам доля граждан старше трудоспособного возраста уже в к 2025 году увеличится до 27,7% и это будет 40,5 млн. человек. Именно поэтому система долговременного ухода будет особенно актуальна.
Поэтому Минтруд России совместно с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов активно с 2018 года продвигают данный пилотный проект. Также благотворительный фонд «Старость в радость» разрабатывал основные, наиболее важные меры поддержки. Аналитическая служба фонда исследовала подобные направления за рубежом.
Главная цель долговременного ухода - обеспечить лицам, нуждающимся в социальном обслуживании качественные социальные услуги и медицинскую помощь и на дому, и в стационаре.
Важным аспектом в данном проекте выступает поддержка семей пожилых людей и инвалидов, обучение их основам ухода и оказания первой помощи.
В 2021 году система долговременного ухода начнет функционировать в 24 регионах и охватит 133 тысячи человек.
Система долговременного ухода заменит стационары для пожилых людей и граждан с инвалидностью на полноценный и качественный уход на дому. Ее типовая модель была разработана и утверждена в сентябре 2020 года.
В 2022 году данная система будет работать по всей России, поэтому в настоящее время так важно отработать основы этой системы на экспериментальных регионах.
Система долговременного ухода будет способствовать изменению самого механизма социального обслуживания.
Главной чертой системы будет «выявительный принцип».
То есть в настоящее время, согласно данному проекту, выявлять нуждающихся в помощи будут непосредственно сотрудники социальных служб. Например, при посещении пожилого человека, сотрудник может оценить его возможности в самообслуживании и в связи с этим назначать нужные социальные услуги.
В регионах России открываются гериатрические кабинеты в поликлиниках, куда можно обратиться с вопросом о профилактике и лечении болезней старческого возраста. Для пожилых граждан проводятся бесплатные медицинские обследования.
Система долговременного ухода будет выступать дополнением уже имеющейся системы социального обслуживания населения. Важным направлением создаваемой в России системы долговременного ухода за пожилыми является проведение специальных занятий для их родственников.
Обучение будет проходить на базе областного геронтологического центра. Курс состоит из теоретической и практической части - участники отрабатывают навыки обеспечения безопасной среды, организации жизненного пространства, предупреждения осложнений, связанных с длительным постельным режимом и другие. Также родственники знакомятся с особенностями питания.
В рамках пилотного проекта в субъектах РФ также открываются пункты проката технических средств реабилитации - для пожилых людей и инвалидов, родственники которых ухаживают за ними дома.
Система долговременного ухода предполагает создание новых механизмов, которые со временем позволят как можно больше уйти от стационаров к предоставлению социальных услуг на дому.
Семейное сопровождение поможет частично решить проблему нехватки мест в домах-интернатах, так как фактически станет заменой социального ухода в стационарах.
Для того чтобы официально оформить семейное сопровождение, необходимо заключить трехсторонний договор с участием органа социального обслуживания.
Система долговременного ухода, которая сейчас начинает выстраиваться в регионах, должна поддержать каждого человека, который или из-за болезни, или из-за возраста нуждается в долговременном уходе. Речь идет именно о полноценной жизни людей, возможности даже при наличии разных степеней зависимости от посторонней помощи максимально сохранять и реализовывать свои социальные функции.
Принципиально важно, чтобы уход, реабилитация, социализация позволяли человеку оставаться полноценным членом общества, поддерживать качество жизни.
Дома престарелых должны перестать быть закрытыми учреждениями с устаревшими подходами к уходу и организации жизни в них, с недостаточным количеством персонала, не имеющего к тому же достаточных компетенций, и инфраструктурой, не позволяющей обеспечивать людям комфортную жизнь.
В связи с внедрением системы долговременного ухода потребуется создание новых рабочих мест в социальной сфере и профессиональная переподготовка социальных работников.
Заключение
Роль улучшения социального обслуживания граждан инвалидов и граждан пожилого возраста довольно высока. Социальные услуги, как форма социального обслуживания, должны прежде всего, улучшаться в качестве, должен увеличиваться спектр предоставляемых услуг, модернизироваться их формы, разрабатываться новые возможности.
Для достижения поставленной цели в первой главе магистерской диссертации были исследованы теоретико-методологические и правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Понятие социальное обслуживание - это система организаций и лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности людей, которые не способны удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи. Цель социального обслуживания заключается в охране на достойное существование определенной категории лиц, нуждающихся в таких услугах.
Законодательство о социальном обслуживании населения: преимущественно состоит из Европейской социальной хартии, Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Европейская социальная хартия обеспечивает содействие деятельности и создание соответствующих служб по социальному обслуживанию.
Конституция РФ гарантирует создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека и гражданина и достойные параметры его жизнедеятельности.
Основой правового регулирования выступает Закон № 442-ФЗ, который регулирует порядок предоставления качественного социального обслуживания.
Данный закон отличается большей адресностью, стандартизацией социальных услуг, индивидуальным подходом к потребностям граждан, что в целом свидетельствует о многоступенчатом развитии института социального обслуживания в РФ.
Основными преимуществами закона являются: - выбор поставщика социальных услуг (государственных или негосударственных социально ориентированных предприятий).