Файл: Метод отрасли права социального обеспечения. Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ отрасли права социального обеспечения
1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ: общая характеристика
ГЛАВА 2. МЕТОД ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 Актуальные проблемы социального обслуживания граждан в РФ
2.3 Основные направления совершенствования политики социального обслуживания населения в РФ
Институт социального обслуживания включает следующие понятия:
- социальные службы - это организации социальной сферы, которые обеспечивают определенные социальные услуги,
- социальные услуги - действия по оказанию определенной помощи, лицам в ней нуждающимся.
Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности человека, включать в себя помощь на дому, в условиях стационара, предоставление временного приюта, организацию пребывания в учреждениях социального обслуживания, социально-терапевтические, консультативные, обучающие и коррекционные услуги, психологическую и юридическую помощь в решении проблем, возникающих внутри семьи, в реабилитации детей-инвалидов и других категорий граждан.
Все оказываемые услуги должны быть надлежащего качества, соответствовать определенным нуждам граждан. Для этого государство выделяет необходимые средства, а также организует данные услуги.
В настоящее время социальное обслуживание определяется преимущественно Федеральным законом № 442-ФЗ, который действует с 1 января 2015 года. Если до этого времени социальные учреждения увеличивались приблизительно по одному шаблону, то сейчас разновидность обслуживания и самих учреждений весьма многообразна.
Законом определены новые задачи, которые должны существенно изменить систему социального обслуживания пожилых граждан. К таким задачам относят:
- создание условий для предоставления услуг населению коммерческими и общественными организациями;
- отказ от монополии государственных услуг в пользу этих форм или аутсорсинга;
- изменение номинации «клиент» на номинацию «потребитель или получатель социальных услуг» и соответствующее изменение характера предложения услуг;
- переход на платное или частично платное обслуживание для пожилых граждан, чьи доходы превышают величину прожиточного минимума в полтора раза.
Первые две задачи направлены на то, чтобы данная сфера основывалась не только на государственных аспектах, а частично (хотя бы пока) переводилась на частные. То есть связано с разгосударствлением социального обслуживания1.
Конечно, далеко не все организации подобной направленности могут отказаться от финансирования государства, точнее справится с отсутствием такого финансирования, так как потребители социальных услуг мало платежеспособная категория. Поэтому в настоящее время особенно эффективно используется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Данное направление хорошо применяется в коммерческих домах для престарелых граждан (пансионаты). ГЧП устанавливает приемлемые цены на социальное обслуживание граждан в данных упреждениях, а качество обслуживания делает существенно лучше, чем в обычных аналогичных государственных интернатах.
Кроме того устанавливаются даже гранты для финансирования данных организаций. В законе это определено как социально ориентированные НКО, которые выступают альтернативой государственных домов престарелых и выступают приоритетными адресатами государственных субсидий и президентских грантов некоммерческих организаций.
К числу принципов Института социального обслуживания следует отнести следующие:
- соблюдение прав человека и уважение достоинства личности;
- гуманный характер и недопущение унижения чести и достоинства человека;
- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
- адресность предоставления социальных услуг;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
- конфиденциальность (предполагает недопущение разглашения информации о получателях социальных услуг).
Гарантии соблюдения настоящих принципов не всегда четко представлены в федеральных законах и нормативных правовых актах. Чаще всего применяемыми социальными услугами выступают материальная помощь, выдача пособий, вещевая помощь.
Передача информации о получателе социальных услуг другими лицами, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, допускается по общему правилу только с письменного согласия получателя или его законного представителя.
Таким образом, Институт социального обслуживания населения является одним из значимых механизмов для решения или смягчения многих жизненных проблем граждан, вносящая элементы улучшения качества их жизни путем оптимизации их жизненного уклада. В связи с этим в ближайшие годы значимость социального обслуживания населения будет только возрастать.
Институт социального обслуживания - это система организаций и лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности людей, которые не способны удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи. Цель социального обслуживания заключается в охране на достойное существование определенной категории лиц, нуждающихся в таких услугах.
1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ: общая характеристика
Учреждения социального обслуживания предоставляют услуги на основании государственных стандартов: ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р52495- 2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», ГОСТ Р52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания».
Гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, с учетом их индивидуальных потребностей, предоставляются, согласно ГОСТ Р 53349- 2009, ГОСТ Р 53059-2008, следующие виды социальных услуг (таблица 2)
Таблица 2
Виды социальных услуг
Вид услуги | Направление услуги |
социально-бытовые | направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту |
социально-медицинские | направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья |
социально-психологические | предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия |
социально-педагогические | направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга |
социально-трудовые | направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией |
социально-правовые | направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности |
срочные социальные услуги | Услуг в целях оказания неотложной помощи |
Таким образом, виды социальных услуг довольно разнообразны и разнонаправленны, они затрагивают различные сферы жизнедеятельности (бытовые, правовые, трудовые и т.д.).
Формы социального обслуживания граждан
Согласно ст. 19 федерального закона о социальном обслуживании, социальные услуги предоставляются, в трех формах социального обслуживания: на дому, в полустационарной или в стационарной форме.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются стационарным учреждением социального обслуживания. Оно осуществляет социальное обслуживание граждан в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг пожилым гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам1.
К государственным стационарным учреждениям социально-бытового обслуживания относятся геронтологические центры, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты.
Эти учреждения предназначены для постоянного проживания пожилых людей и престарелых, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании2.
Негосударственными организациями или индивидуальными предпринимателями открываются частные дома для престарелых, преимуществами которых являются более комфортные условия проживания, внимание и забота.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются пожилым организацией социального обслуживания (полустационарным учреждением социального обслуживания) в определенное время суток.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется в полустационарных учреждениях социального обслуживания или отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в центрах социального обслуживания населения