Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
- внутреннее конкретное тождество;
- тождество многообразного;
- закон, проявляющаяся в единичном, многообразие, особом.
в) определение «аффективной патологии депрессивного спектра» на
уровне диалектики «общего»:
- «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций
(гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их
динамики (лабильность, ригидность и др.);
- о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда
эмоции деформируют поведение и вызывают социально-
психологическую дезадаптацию;
- гипотемия - основное синдромообразующее расстройство
(для депрессивного синдрома);
- для гипертемии «общим» является состояние эйфории
(благодушно-беспечный аффект);
NB: эйфория бывает общим признаком многих самых
различных экзогенных и соматических поражений
головного мозга (интоксикация, гипоксия, опухоли
мозга, обширные распадающиеся внемозговые
новообразования , тяжёлые поражения печёночной и
почечной функции, инфаркт миокарда и д.р.) и может
сопровождаться бредовыми идеями величия.
- общим для депрессий являются такие симптомы, как:
=дисфория (внезапные приступы гнева);
= тревога (сопровождается метанием, неусидчивостью,
беспокойством, напряжением мышц);
= амбивалентность (одновременное сосуществование
двух взаимоисключающих эмоций);
= апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности
эмоций);
= эмоциональная лобильность (чрезвычайная
подвижность, неустойчивость, легкость возникновения
и смены эмоций);
= эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и,
тугоподвижность, склонность долго переживать чувства,
особенно неприятные).
г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в
диалектике «общего»:
- в диалектике детерминанты - это факторы, обусловлива-
ния какого-либо феномена (его появления, движение,
развитие);
- понятие «детерминанты» - множественность числа
Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:
- факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к
болезни) - статический материал эпидемиологических
исследований позволяет анализировать различные биологические,
климатические и социокультурные факторы;
- факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние
(факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных
отношений и социально-психологического климата;
- особо исследуются такие факторы как:
= генетические = нейрофизиологические
= биохимические = структурно-морфологические
= иммунологические = социально-психологические
6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне
диалектики «общего»:
клинические проявления начальной депрессии:
- потеря интересов;
- потеря способности радоваться или получать удовлетворение;
- утрата эмоциональной реактивности;
- нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность
заснуть вечером, пробуждение ночью);
- понижение настроения по утрам.
10. Категории «целое и часть»
1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно. NB: любой единичный предмет может быть понят только в единстве с целым. NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и выяснять характер связи между ними, уяснить природу частей. 2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей. 3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям. 4) Категории целого и части – это соотносительные категории: - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть другого целого (молекулы); - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого (организма) и т.д.; - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей мысли. 5) Виды систем (целостностей): - простые – одноклеточные, водоросли и т.п. - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная система, иммунная система и др.) 6) единство и дифференциация целого: - целое не есть сумма его частей; - целое устойчивее его частей; - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего принципа развития); - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное качество; - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические, политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности; - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей (т.е. это киберсистема) NB: Напомним, киберсистемами называются такие системы, которые имеют хотя бы первых три своих механизма: саморегуляцию, самоорганизацию и самовоспроизводство; - высшей формой целостности является общество; - в системном целом действует обратная связь: = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с внешним окружением); = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и сплочение всех элементов в единое целое); 7) Регресс целого: противоречивый процесс: - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот. Пример: - прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов; = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы. |
Выводы:
Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и
функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал,
выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей
живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы
диалектики.
Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все
сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы
получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями
Бога».
В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».
Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими
ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику
существования материального мира в диалектико-материалистическое
мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Вопрос первый: Проблема сознания в философии и науке
- Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии.
- Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности.
- Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско -мировоззренческую основу.
- Серьёзный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.
- Однако центральный вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.
- Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условиям его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга).
- Сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения.
Сознание отражает и творит мир:
= оно является общественным продуктом; возникает и развивается только в совместной деятельности людей;
= участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определённые нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской и составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.