Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Идеальность образов имеет специфическое значение, выражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей есть необходимое условие ее организации и воспроизводства.

Вопрос четвертый. Общественно-историческая сущность сознания


1. Общая характеристика.

На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

Этим способом бытия является практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия и средства производства, что и является содержанием общественной природы сознания.

- Процесс возникновения сознания связан с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.

Основания общественной природы человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.

- При социальном развитии человечества внутренней основой этого развития выступает исторически создавшееся и развивающееся содержание сознания.

Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно есть процесс социальный.

2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядом, интересов, эмоциональных и психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности.

б) Индивидуальное сознание включает самосознание – процесс осознания человеком самого себя.

в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.


Главным объектом отражения общественного сознания является общественное бытие людей.

- Общественное сознание заключает в себе различные формы:

            = мораль;

            = искусство;

            = философию;

            = религию;

            = науки.

            NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;

в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;

общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;

общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.

План


I. Индивидуальное сознание, его структура

1. Общая характеристика

2. Сознательное и бессознательное

3. Самосознание, его предметность и рефлексивность

4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания

II. Творческая активность сознания

1. Общая характеристика

2. Виды творчества

III. Идеальное и материальное

            1. Общая характеристика

            2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема

            3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга:

            а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональным процессам



            б) Моделирование функций мозга

IV. Регуляторная функция сознания

1. Функциональные системы (по П.К. Анохину)

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия

Вопрос первый: Индивидуальное сознание, его структура

1. Общая характеристика

 

                а) Сознание – это высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидением их результатов.

            - Сознание (по А.Г.Спиркину) – способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

            - Сознание проявляется в эмоциональной оценке действительности.

            - Сознание – не только образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.

           

2. Сознательное и бессознательное.

 

а) Сознательное – сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.

- Сознательное включает:

            = знание;

            = мировоззрение;

            = нравственность;

 

 

Сознание

Общественное

Индивидуальное

-Общечеловеческое;

-Национальное;

-Групповое.

-Знание;

-Личный жизненный опыт;

-Мышление и разум;

-Интересы и духовные;

-Ценности и убеждения.

 

Ценностно-мотивационная компонента

- фантазии;

- продуктивное воображение;

- интуиция.

 

 

                                                                      IV

Логико-понятийная

- общие понятия;

- аналитико-синтетические мыслительные операции;

- логические доказательства.

 

II

 

                                                                      III

 

Эмоциональная компонента сознания

-инстинктивно-аффектные состояния;

-эмоции;

-чувства.

 

 I

 

Телесно-перцептивные способности

-ощущения;

-восприятия;

-представления.


Схема «поля» сознания.

 

Структура сознания

Бессознательное

Сознательное

Самосознание

 

                                = политико-правовые взгляды;

                        = эстетические взгляды;

                        = социально-коммуникативные потребности;

                        = цели и интересы;

                        = эмоции и чувства.

 

б) Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю сознания.

- Бессознательное включает:

                               = сновидения;

                        = гипнотические состояния;

                        = сомнабулизм;

                        = состояния невменяемости.

 

Бессознательное

Индивидуальное

Коллективное

 

- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида.

в) В генезе психики человека бессознательное является первым этапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.

Бессознательное и сознательное – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.

Между бессознательным и сознательным часто возникают конфликты, но эти две стороны психики взаимосвязаны.

 

3. Самосознание, его предметность и рефлексивность.

 

а) Самосознание – системообразующая основа духовного мира личности, субъективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы, витальные переживания и волю.

Самосознание объединяет и перерабатывает части социального знания через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.

Самосознание является структурой индивидуального сознания.

- Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка (А.Г.Спиркин).

Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания.


В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и определяет свое отношение к нему.

В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субъект практической деятельности.

Благодаря самосознанию субъект делает объектом самого себя, а объектом анализа – собственные представления, мысли и чувства.

Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.

 

4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания.

 

Решающим моментом в самосознании являются витальные переживания (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.)

Витальные переживания приводят к формированию основных психологических установок и мотивов поведения личности.

Витальные переживания определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).

Скрытыми мотивами поведения личности являются: стремление к славе, власти, богатству.

Самосознание строит свое «Я» и разрушение этого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.

Вопрос второй: Творческая активность сознания


1. Общая характеристика

 

а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией.

- Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовным и материальным творчеством.

В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.

Психологи изучают мировоззренческий и гносеологический аспекты творческой деятельности.

В социальном смысле в творчестве главной является диалектика предметной и духовной деятельности.

Для всестороннего развития творческой деятельности человека необходима гармония с природой.

Противопоставление целей человека естественному ходу вещей – есть второй аспект социального рассмотрения творчества.

 

2. Виды творчества.

 

а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества – субстанционально-атрибутивного, относящегося к объективному бытию основания творчества.