Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
- Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:
= общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;
= социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.
б) Также встречаются следующие виды творчества:
- производственно – технические;
- изобретательские;
- научные;
- политические;
- организаторские и т.д.
Вопрос третий. Идеальное и материальное
1. Общая характеристика
а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.
- Идеальное – главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.
- Идеальная форма – форма вещи, существующая вне этой вещи, в сознании человека.
- Идеальное – это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.
- К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.
- Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей.
- Идеальное есть способность личности иметь «информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.
- Идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции.
б) Материальное.
- В отличие от объективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.
- Выводится за пределы идеального неорганическая и органическая природа.
- К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.
а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.
- Самым трудным остается вопрос взаимосвязи материи и сознания, в частности – психофизиологическая проблема.
- В советский период сущность сознания раскрывалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание – функция мозга» (материалистический монизм).
- Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг – нейрофизиология.
- Психология изучает сознание с помощью субъективных переживаний; физиология изучает мозг с помощью экспериментальных наблюдений.
- Для расширенного и углубленного изучения связи «сознание - мозг» больше подходит психофизиологический монизм, который позволяет установить относительность противопоставления «психического», «физиологического», «идеального» и «материального», сблизить эти понятия.
- На первый план выходят принципы изоморфизма соответствия между нейродинамическими процессами и актами сознания.
- Изоморфизм включает принципы дополнительности и интеракционизма (взаимодействие нейронального и психического равноправно) - Дж. Экклс, К.Поппер.
3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.
а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональным процессам.
- Мозг – макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.
- На сознание и состояние психики влияет условно-рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация.
- Согласно натуралистическому направлению исследования сознания для голодного человека окружающий мир будет казаться другим, нежели для сытого.
- То есть один из факторов, влияющий на характер восприятия мира есть физиологическое и химико-биологическое состояние мозга.
- Ошибка натуралистического направления заключается в игнорировании им специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности и вещественности сознания.
- Философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания – это отношение органа, материального субстрата и его функции.
б) Моделирование функций мозга.
- Источником сознания является
и космическое информационно-смысловое поле.
- В настоящее время выдвинута гипотеза и волновой квантово-механической природе мозга.
- Исследования показали: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии».
- «Мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, во всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».
Вывод: Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания
1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).
П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.
Этапы модели поведения:
- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;
- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;
- это осознается и приводит к принятию решения;
- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);
- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.
2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.
а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.
б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:
- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?
- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?
в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).
г) Принцип нервизма:
- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.
- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.
- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).
- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.
- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).
д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:
- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.
- На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.
Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.
Расстройство сознания.
Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.
Базовые характеристики сознания:
-воображение;
- отражение (рефлексия).
Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.
NB: характеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.
Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».
Признаки самосознания (в норме):
- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;
- осознание собственного единства в каждый момент времени;
- осознание собственной идентичности;
- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».
Расстройства сознания:
- выключенное сознание;
- расстроенное сознание.
NB: выключенное сознание:
= обнубиляция;
= сопор;
= кома.
NB: расстроенное сознание:
= делирий;
= аменция;
= онейроид;
= сумеречное состояние сознания.
- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;
NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.
NB: расстройства личности:
= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);
= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.
NB: Типичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.