Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 588

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 - Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:

            = общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;

            = социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.

б) Также встречаются следующие виды творчества:

- производственно – технические;

- изобретательские;

- научные;

- политические;

- организаторские и т.д.

Вопрос третий. Идеальное и материальное


1. Общая характеристика

 

а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.

- Идеальное – главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.

Идеальная форма – форма вещи, существующая вне этой вещи, в сознании человека.

Идеальное – это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.

К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей.

Идеальное есть способность личности иметь «информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции.

б) Материальное.

- В отличие от объективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.

Выводится за пределы идеального неорганическая и органическая природа.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

 

2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.


Самым трудным остается вопрос взаимосвязи материи и сознания, в частности – психофизиологическая проблема.

- В советский период сущность сознания раскрывалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание – функция мозга» (материалистический монизм).

- Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг – нейрофизиология.

Психология изучает сознание с помощью субъективных переживаний; физиология изучает мозг с помощью экспериментальных наблюдений.

Для расширенного и углубленного изучения связи «сознание - мозг» больше подходит психофизиологический монизм, который позволяет установить относительность противопоставления «психического», «физиологического», «идеального» и «материального», сблизить эти понятия.

- На первый план выходят принципы изоморфизма соответствия между нейродинамическими процессами и актами сознания.

Изоморфизм включает принципы дополнительности и интеракционизма (взаимодействие нейронального и психического равноправно) - Дж. Экклс, К.Поппер.

 

3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.

 

а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональным процессам.

- Мозг – макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

На сознание и состояние психики влияет условно-рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация.

Согласно натуралистическому направлению исследования сознания для голодного человека окружающий мир будет казаться другим, нежели для сытого.

То есть один из факторов, влияющий на характер восприятия мира есть физиологическое и химико-биологическое состояние мозга.

- Ошибка натуралистического направления заключается в игнорировании им специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности и вещественности сознания.

Философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания – это отношение органа, материального субстрата и его функции.

б) Моделирование функций мозга.

- Источником сознания является 

и космическое информационно-смысловое поле.

В настоящее время выдвинута гипотеза и волновой квантово-механической природе мозга.

- Исследования показали: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии».

«Мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, во всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».

Вывод: Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания


1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).

 

П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

- это осознается и приводит к принятию решения;

- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);

- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.

 

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.

а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.

б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:

- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?

- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?

в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).

г) Принцип нервизма:

- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.


- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.

- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).

- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.

- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).

д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:

- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.

На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.

Расстройство сознания.

Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.

Базовые характеристики сознания:

-воображение;

- отражение (рефлексия).

Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

          NBхарактеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».

Признаки самосознания (в норме):

- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;

- осознание собственного единства в каждый момент времени;

- осознание собственной идентичности;

- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».

Расстройства сознания:

- выключенное сознание;

- расстроенное сознание.

            NB: выключенное сознание:

            = обнубиляция;

            = сопор;

            = кома.

            NB: расстроенное сознание:

            = делирий;

            = аменция;

            = онейроид;

            = сумеречное состояние сознания.


- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;

            NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.

            NB: расстройства личности:

= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);

= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.

NBТипичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.