Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:
- установить терминологические аналогии диалектики и медицины;
- показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в
таблицах (1,2).
Таб.1
Законы диалектики
Методическое замечание 2: студент – медик должен не только понять и усвоить смысл и назначение законов диалектики, но и уметь применить их в качестве логической основы клинического мышления врача при анализе заболевания. В качестве примера еще раз покажем философский и медицинский смысл законов диалектики в таблице 2.
Табл.2
Философский и медицинский смысл законов материалистической диалектики (сравнительный анализ)
Методическое замечание 2: студенту-медику необходимо запомнить, что все три закона диалектики функционируют не «по очереди», а сразу и одномоментно закладываются и начинают функционировать.
Вопрос третий: «Противоречие как сущность и механизм I закона диалектики»
Методическое замечание: этот вопрос является главным теоретическим вопросом всей лекции и его надо особенно отработать и знать.
3.1. Суть I закона диалектики:
- во-первых, это основной закон диалектики, так как:
= он есть «суть и ядро» диалектики;
= он – причинный (то есть, уровень действия I закона диалектики – этиологический (причинный);
- во-вторых, в качестве этиологического (причинного) I закон диалектики – это:
= закон первоначала живой материи;
= он есть «начало начал», зарождение объекта в живой материи;
= он – первоисточник в любом развитии (вскрывает источник и причину развития).
- в-третьих, суть I закона диалектики – это утверждение противоречивой сущности всей живой материи. Живая материя зарождается как противоречие, развивается как противоречие и эволюционирует как противоречие. I закон диалектики всегда там, где есть противоречие.
3.2.Виды противоречия
7) Противоречия бывают:
а) внутренние – противоборство (столкновение) сторон, тенденций внутри самого объекта материи;
б) внешние – противоречия между различными объектами (определяющими противоречиями являются внутренние);
в) основное – определяет всю совокупность других противоположностей;
г) неосновное – это производное противоречие, результат и следствие основного;
д) антагонистические противоречия – это социальные противоречия (нередко разрешаемые революцией);
е) неантагонистические противоречия, их разрешение возможно (диалектические):
- через реформирование;
- эволюционные преобразования;
- усовершенствование объекта (процесса, явления).
8) Взаимопереход противоречий:
- неантагонистические противоречия (при определенных условиях) можно перерабатывать в антагонистические;
- антагонизм может ослабевать и превращаться в неантагонистическое противоречие.
NB: антагонизм (противоположности) – это фундаментальное свойство материи.
3.3. Формально – логическое и диалектическое противоречия: структурно-функциональное различие
Обе логики правы, так как каждая говорит о своих противоречиях. И здесь диалектическая позиция в том, что противоречия как формы мышления – это отражение реальных, предметных противоречий всех видов живой материи.
3.4. Гносеологические корни противоречия
В теоретической философии «противоречие» - это понятие двух логик – формальной и диалектической. В истории философии «формальная логика» была сформирована Аристотелем, а диалектическая в ХХв. и представляет собой новейший уровень в истории диалектики.
а) Аристотель смотрел на мозг с его мыслительной деятельностью как на биологический вид материи (наряду с физическим и химическим миром). Это во-первых.
- во-вторых, мозг, мышление, сознание – это социокультурные образования, формировавшиеся в процессе миллионов лет биоэволюции как вид живой материи;
- в третьих, в результате этой биоэволюции человеческий мозг с его мыслительными функциями стал высшим уровнем развития живой материи. Вся живая материя (физический и химический мир) изначально развивалась в сторону биоэволюции и появления в будущем психики (смотрим таблицу Леонтьева – Фабри в лекции №3 «Основы НИР», где даны этапы, виды и формы этой эволюции – от одноклеточных до человеческого мозга с его сознанием и мышлением»).
- в – четвертых, поскольку мозг человека эволюционировал в рамках и на основе физической и химической форм живой материи, появившихся исторически раньше, то вполне естественно, что в нем проходят физические (например, электрические и др.) и химические процессы.
- в – пятых, поскольку мозг – это живая биоматерия, то можно сказать, что материя разумна, умеет мыслить и мозг – это модель «мыслящей материи», это ее свойство.
б) концепция Аристотеля:
- наблюдая за деятельностью человеческого мозга, Аристотель понял, что мозг функционирует в трех формах:
= «конъюкция»: ее формула: «А+В+С…». Это объединительная функция мышления мозга;
= «дизъюкция»: ее формула: «либо А – либо В», «или А – или В».Это разъединительная функция мышления мозга (в будущем - антагонизм);
= «импликация»: ее формула: «А → В», читается: «если А, то В». Это в определенной мере также связующая функция мышления мозга. Т.е., Аристотель зафиксировал деятельность человеческого мышления в трех формах (за прошедшие три тысячелетия четвертой формы так и не зафиксировано наукой).
в) Итак, среди трех форм мышления Аристотель зафиксировал две интегративных, позитивных формы и одну («дизъюнкцию») – дезинтегративную, т.е. альтернативное мышление.
В основе альтернативы он отметил две противоположности, противоречивую оппозицию, ведущие к противоречию. То есть, мозг за миллионы лет своей эволюции научился мыслить противоположностями и даже противоречиями. Думаем, что это – «наследие», «родимые пятна» противоречивого развития физического мира («частица - античастица», «гравитация - антигравитация» и т.п.) и химического мира (оксиданты – антиоксиданты и т.п.).
То есть, противоречивое развитие любых видов живой материи – это ее фундаментальная матрица, экзистенциальная основа ее жизнедеятельности.
3.5. Типы противоречий
а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления».
Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий.
Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется». Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития.
Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник».
Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии.
б) Диалектическое противоречие в I законе
В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие.
Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена.
Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».
NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно
«третьего элемента» и его очень видимой
и узнаваемой функции. Он писал: «Но во
всех случаях третий элемент в структуре
вещей смягчает, нейтрализует противоположности
и в этом заключается разрешение любого
противоречия. Опосредование, следовательно,
не способ осуществления, а способ снятия
- установить терминологические аналогии диалектики и медицины;
- показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в
таблицах (1,2).
Таб.1
Законы диалектики
Диалектическое понятие любого явления живой материи | Его клинический аналог (при квалификации болезни) |
а) I закон – закон противоречия (единства и борьбы противоположностей): - это закон источника и зарождения причины; - это закон причинный. | а) I закон – закон этиологии болезни: - это закон источника и причины заболевания; - это закон этиологический (причинный) |
б) II закон – закон развития (перехода количественных изменений в качественные): - это закон «вечного движения» живой материи; - это закон развития зародившегося в противоречиях явления; - закон скачков и меры. | б) II закон – закон патогенеза: - это закон развития заболевания; - это закон скачков (мутаций) и меры (в фармакологии); - выясняет приспособительные механизмы организма. |
в) III закон – закон эволюции (отрицания отрицания): - это закон триединства эволюционных процессов: он объединяет в себе все три закона и показывает дальнейшую эволюцию объекта. | в) III закон – это закон эпидемиологический: - это закон эволюционирования болезни; - это закон распространения болезни. |
Методическое замечание 2: студент – медик должен не только понять и усвоить смысл и назначение законов диалектики, но и уметь применить их в качестве логической основы клинического мышления врача при анализе заболевания. В качестве примера еще раз покажем философский и медицинский смысл законов диалектики в таблице 2.
Табл.2
Философский и медицинский смысл законов материалистической диалектики (сравнительный анализ)
Назначение законов диалектики в философии | Действие законов диалектики в медицине |
а) Задача I закона диалектики – закона противоречия (в виде единства и борьбы противоположностей) – это: - раскрывать (вскрывать, находить) источник (первопричину) зарождения любых процессов в окружающем мире; - диалектико-материалистическая теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (зарождение) любых видов материального мира возникает в результате взаимодействия двух противоположностей, дающих противоречие: = в математике – «плюс-минус»; = в физике: «частица - античастица», «симметрия – асимметрия», «гравитация - антигравитация»; = в химии: оксиданты – антиоксиданты и др.; = в физиологии: «возбуждение - торможение» и т.д. | а) По логической схеме I закона диалектики: - болезнь возникает в результате взаимодействия двух противоположностей – «повреждающий фактор – защитноприспособительные силы организма»; - врач должен быть теоретически грамотным и знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов и состояние иммунитета и т.п.); - врач должен учитывать и противоположное действие лекарства на организм пациента (по противоречивой схеме терапевтическое – токсическое); - необходимо запомнить: в медицине I закон диалектики – «закон противоречия» - это теоретическая, схема регуляции функций - важнейшего механизма поддержания гомеостаза в биоорганизме. |
б) II закон диалектики – это: - теория развития любых явлений и процессов живой материи (окружающей среды) на двух ее уровнях: = объективной реальности (явлений физических, химических, биологических); = субъективной реальности (идеальной, духовной сферы – психических процессов, состояний, свойств); - исследуя развитие любых объектов объективной и субъективной реальности, II закон диалектики фиксирует и управляет количественными и качественными изменениями самого процесса развития, его внутренние взаимопереходы NB: современная кибернетика доказала, что не только количество в процессе развития переходит в качество, но и достигнутое качество также детерминирует (обусловливает, определяет) количественные векторы его дальнейшего развития. - в соответствии с теорией кибернетики в процессе развития любого объекта работают кибернетические механизмы: = саморегуляции; = самоорганизации; = самовоспроизводства. - кибернетика доказала, что любой процесс развития – это синергетический процесс, когда развитие идет нелинейно (скачкообразно); - во II законе диалектики научно разработаны «теория меры» и «теория скачка» в ходе процесса развития объекта; - II закон диалектики функционирует там, где есть развитие, в любых развивающихся объектах живой материи (окружающего мира и среды); - II закон диалектики начинает функционировать сразу же в момент зарождения какого-либо объекта или явления на основе двух противоположностей в их противоречивом единстве; - «теория скачка» во II законе диалектики может быть применена для исследования мутаций в эпидемиологии. | б) II закон диалектики хорошо «работает» в медицине с развивающимися патологическими процессами и функциональными расстройствами биоорганизма; - диалектические категории «количество», «качество», «мера», «скачок» (как терминальные точки процесса развития патогенеза) дифференцируют состояние биоорганизма на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные качества «нормы» и «патологии»; - II закон диалектики фиксирует количественные (накопительные) изменения в патогенезе, которые предшествуют качественным (осложнениям). Руководствуясь данными знаниями, врач предупреждает момент перехода в другое качество (на уровень осложнения). Необходимо вспомнить превентивную (предупредительную) медицину; - II закон диалектики – это теоретическая схема механизма компенсаторно-приспособительных реакций в физиологии; - в фармакологии «мера» - это доза! Парацельс: лекарство и яд отличаются дозой – все зависит от количества принятого лекарства. - не только нормогенез в формировании здоровья, но и патогенез (процесс болезни, расстройство здоровья) в своем развитии находятся (если их не лечить) в состоянии самовоспроизводства, самоорганизации и саморегуляции = Патофизиолог А.И.Полунин (1856) отметил: «… различие здорового и больного тела заключается только в разнице условий, при которых обнаруживаются законы жизни». = Р.Вирхов (патологоанатом): «болезнь сама по себе, оторванная от жизни, быть не может. Общее основание всех явлений, как здоровых, так и болезненных, есть только сама жизнь». = К.Бернар (патофизиолог): «нет никакого коренного различия между природой явлений физиологических, патологических и терапевтических. Все эти явления происходят по законам, которые будучи свойственны живой материи, тождественны по своей сущности и различаются только вследствие различных условий, в которых обнаруживаются явления». = И.В. Давыдовский (патологоанатом), 1969г.: «фактически нет ни одного патологического процесса, который не имел бы своего прототипа в физиологии» (Цит. По Д.С.Саркисову, с. 189 - 190). |
в) III закон диалектики – закон эволюции (закон «отрицания отрицания») является не только одним из всеобщих законов диалектики, он синтезирует в себе I и II законы диалектики воедино; - в III законе диалектики сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции развивающихся процессов всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных, идеальных, психических); - III закон диалектики – это структурно – логическая матрица механизма эволюции; - III закон эволюции синтезирует и обеспечивает не только преемственность и скачкообразность переходов на новый уровень эволюции на линейном, но и на нелинейном (в форме спирали), что доказано кибернетикой и синергетикой. - III закон диалектики – закон эволюции (процесса) какого – либо объекта строится по следующей схеме: = как данное явление возникло? = какие этапы в своем развитии оно прошло? = какие черты при этом оно приобрело? = какие черты обнаружило? = чем оно стало теперь? | в) Патогенез функционирует по формуле Гегеля «тезис – антитезис - синтез» или «позиция – антипозиция – их синтез»: = «здоровье – болезнь - выздоровление»; = «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотиков – измененная микрофлора»; - в соответствии с III законом диалектики о процессах эволюции в патогенезе раскрываются тенденции развития болезни и выздоровления; - точно по III закону диалектики в патогенезе заболевания раскрываются взаимосвязи и преемственность его этапов; - согласно III закону диалектики причина и механизм поступательного развития любых объектов – это отрицание старых форм новыми: = восходящее развитие – организм человека развивается и крепнет; = нисходящее развитие – организм, меньше развиваясь, слабеет и дряхнет; = хаотичное развитие – состояние организма не имеет направленности (ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых); Обеспечивается наследственное развитие патологических процессов и заболеваний. |
Методическое замечание 2: студенту-медику необходимо запомнить, что все три закона диалектики функционируют не «по очереди», а сразу и одномоментно закладываются и начинают функционировать.
Вопрос третий: «Противоречие как сущность и механизм I закона диалектики»
Методическое замечание: этот вопрос является главным теоретическим вопросом всей лекции и его надо особенно отработать и знать.
3.1. Суть I закона диалектики:
- во-первых, это основной закон диалектики, так как:
= он есть «суть и ядро» диалектики;
= он – причинный (то есть, уровень действия I закона диалектики – этиологический (причинный);
- во-вторых, в качестве этиологического (причинного) I закон диалектики – это:
= закон первоначала живой материи;
= он есть «начало начал», зарождение объекта в живой материи;
= он – первоисточник в любом развитии (вскрывает источник и причину развития).
- в-третьих, суть I закона диалектики – это утверждение противоречивой сущности всей живой материи. Живая материя зарождается как противоречие, развивается как противоречие и эволюционирует как противоречие. I закон диалектики всегда там, где есть противоречие.
3.2.Виды противоречия
7) Противоречия бывают:
а) внутренние – противоборство (столкновение) сторон, тенденций внутри самого объекта материи;
б) внешние – противоречия между различными объектами (определяющими противоречиями являются внутренние);
в) основное – определяет всю совокупность других противоположностей;
г) неосновное – это производное противоречие, результат и следствие основного;
д) антагонистические противоречия – это социальные противоречия (нередко разрешаемые революцией);
е) неантагонистические противоречия, их разрешение возможно (диалектические):
- через реформирование;
- эволюционные преобразования;
- усовершенствование объекта (процесса, явления).
8) Взаимопереход противоречий:
- неантагонистические противоречия (при определенных условиях) можно перерабатывать в антагонистические;
- антагонизм может ослабевать и превращаться в неантагонистическое противоречие.
NB: антагонизм (противоположности) – это фундаментальное свойство материи.
3.3. Формально – логическое и диалектическое противоречия: структурно-функциональное различие
Противоречие в формальной логике | Противоречие в диалектической логике |
- противоречие – это ошибка в мышлении; нарушает ход нормального мышления, заблуждение, форма незнания; - выдвигает принцип недопустимости противоречий; - противоречие – это «внешнее» явление; - противоречие – это две противоположных мысли в одно и то же время; - противоречие устраняется субъективно; - противоречие – это исключающие друг друга утверждения; - между противоположностями нет посредника (в медицине - гомеостаза). | - появление противоречия не зависит от воли; - нет мышления без противоречий; - противоречие в естественной природе рождается внутри объекта; - между противоположностями есть посредник (в медицине – это гомеостаз); - противоречие невозможно устранить субъективными рецептами; - противоречие – главное содержание развития идей, гипотез, теорий; - противоречие – это опосредованное промежуточным звеном единство противоположностей (в медицине - гомеостаз). |
Обе логики правы, так как каждая говорит о своих противоречиях. И здесь диалектическая позиция в том, что противоречия как формы мышления – это отражение реальных, предметных противоречий всех видов живой материи.
3.4. Гносеологические корни противоречия
В теоретической философии «противоречие» - это понятие двух логик – формальной и диалектической. В истории философии «формальная логика» была сформирована Аристотелем, а диалектическая в ХХв. и представляет собой новейший уровень в истории диалектики.
а) Аристотель смотрел на мозг с его мыслительной деятельностью как на биологический вид материи (наряду с физическим и химическим миром). Это во-первых.
- во-вторых, мозг, мышление, сознание – это социокультурные образования, формировавшиеся в процессе миллионов лет биоэволюции как вид живой материи;
- в третьих, в результате этой биоэволюции человеческий мозг с его мыслительными функциями стал высшим уровнем развития живой материи. Вся живая материя (физический и химический мир) изначально развивалась в сторону биоэволюции и появления в будущем психики (смотрим таблицу Леонтьева – Фабри в лекции №3 «Основы НИР», где даны этапы, виды и формы этой эволюции – от одноклеточных до человеческого мозга с его сознанием и мышлением»).
- в – четвертых, поскольку мозг человека эволюционировал в рамках и на основе физической и химической форм живой материи, появившихся исторически раньше, то вполне естественно, что в нем проходят физические (например, электрические и др.) и химические процессы.
- в – пятых, поскольку мозг – это живая биоматерия, то можно сказать, что материя разумна, умеет мыслить и мозг – это модель «мыслящей материи», это ее свойство.
б) концепция Аристотеля:
- наблюдая за деятельностью человеческого мозга, Аристотель понял, что мозг функционирует в трех формах:
= «конъюкция»: ее формула: «А+В+С…». Это объединительная функция мышления мозга;
= «дизъюкция»: ее формула: «либо А – либо В», «или А – или В».Это разъединительная функция мышления мозга (в будущем - антагонизм);
= «импликация»: ее формула: «А → В», читается: «если А, то В». Это в определенной мере также связующая функция мышления мозга. Т.е., Аристотель зафиксировал деятельность человеческого мышления в трех формах (за прошедшие три тысячелетия четвертой формы так и не зафиксировано наукой).
в) Итак, среди трех форм мышления Аристотель зафиксировал две интегративных, позитивных формы и одну («дизъюнкцию») – дезинтегративную, т.е. альтернативное мышление.
В основе альтернативы он отметил две противоположности, противоречивую оппозицию, ведущие к противоречию. То есть, мозг за миллионы лет своей эволюции научился мыслить противоположностями и даже противоречиями. Думаем, что это – «наследие», «родимые пятна» противоречивого развития физического мира («частица - античастица», «гравитация - антигравитация» и т.п.) и химического мира (оксиданты – антиоксиданты и т.п.).
То есть, противоречивое развитие любых видов живой материи – это ее фундаментальная матрица, экзистенциальная основа ее жизнедеятельности.
3.5. Типы противоречий
а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления».
Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий.
Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется». Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития.
Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник».
Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии.
б) Диалектическое противоречие в I законе
В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие.
Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена.
Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».
NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно
«третьего элемента» и его очень видимой
и узнаваемой функции. Он писал: «Но во
всех случаях третий элемент в структуре
вещей смягчает, нейтрализует противоположности
и в этом заключается разрешение любого
противоречия. Опосредование, следовательно,
не способ осуществления, а способ снятия