Файл: "Философская пропедевтика феноменология философского знания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 607
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
Интерактивная лекция по теме №5. "Диалектико-материалистическая концепция мышления".
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»
То есть, все движется в живой материи – от микро- до макромира:
= движение – постоянное (т.е. существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения):
NB: общий закон движения и развития таков: превращение в иное качество осуществляется путем изменения коренных свойств.
= движение качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств;
= движение количественное – перенос энергии и материи в пространстве – это самоизменение материи в двух видах – динамическом и популяционном:
+ динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм;
+ популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, формирующее новый объект, переходу от одной формы материи к другой
NB: популяционное движение – изменение может происходить, как эволюционно, так и «эмержентно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).
б) Самоорганизация материи:
- самоорганизация – это один из механизмов кибернетических систем:
NB: кибернетическими системами называются такие системы, в которых функционируют хотя бы три основных механизма:
- самоорганизация;
- самореализация;
- самовоспроизводство.
- самоорганизация материи – это самосоздание, самосовершенствование и самовоспроизводство самой себя (без участия внешних сил).
- в основе этих изменений лежит флуктация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения;
- в результате этих флуктаций изменяются связи между элементами материи и появляются новые – материя приобретает новое состояние – «диссипативную структуру» (неустойчивую);
- дальнейшее развитие возможно по двум векторам:
= «диссипативная структура» укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды), и затем развивается по динамическому типу;
= «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.
NB: Учение о самоорганизации материи получило в науке название «синергетика». Изначально эту тему разрабатывал бельгийский ученый Илья Пригожин.
в) Размещенность материи в пространстве и времени:
- в истории философии (Демокрит, Эпикур) и науки имел место субстанциональный подход: то есть, считалось, что наряду с материей пространство и время – это самостоятельные субстанции;
- в современной науке утвердился реляционный подход (Аристотель, Лейбниц, Гегель): то есть, пространство и время – это отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов:
= время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования (ее состояний);
= пространство – форма бытия материи, характеризует ее протяженность, структуру и внутреннее взаимодействие.
NB: время и пространство происходят одновременно.
- ХХ век, Теория относительности А. Энштейна подтвердила реляционный подход, как отношения внутри материи.
NB: А. Энштейн называл их «пространство - время», которые не абсолютны, а относительны (в зависимости от условий взаимодействия материальных тел).
г) Отражение – четвертое базовое свойство материи:
- отражение – способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других систем (в их взаимодействии); наличие следов одних объектов на других;
- виды отражения:
= физическое;
= химическое;
= механическое;
= биологическое (стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения);
- высший уровень отражения – сознание: согласно диалектико – материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир.
Вопрос пятый. Идеальное и материальное
1) Особенность идеального:
- суть и содержание: мысли, идеи, планы, знания, образы, мышление;
- идеальные явления невозможно исследовать с помощью органов чувств или эксперимента;
NB: для познания идеального остается только теоретический анализ.
2) Диалектико-материалистическая трактовка идеального:
- мысли по своей природе идеальны, хотя их генетический источник вполне материальный;
- мысли – это формы отражения явлений материального мира;
- мысли возникают и существ
уют в материальных структурах мозга, но сами по себе они идеальны, т.е. нематериальны
DF: К.Маркс «Капитал»: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., т.23, с.21).
- первичность материи мозга и вторичность мысли (идеального).
- мысли, знания и др. являются материальными
NB: идеальное – это противоположность материи, как идеальный феномен:
= идеальное противоположно материи, как нематериальный феномен;
= суть идеальности заключается в ее нематериальности;
= идеальное противоположно не субъективному, а материальному.
NB: понятие «идеальное» шире субъективного.
- материальное и идеальное – две предельные по широте категории и могут определяться только друг через друга.
3).Различие «материального» и «идеального»:
Материальное: Идеальное:
а) материя существует в форме: а) существенные признаки
- тел; мысли как идеального:
- веществ; - истинность; - обобщенность;
- физических полей; -ложность; - субъективность.
б) признаки материальности:
- абстрагированность;
- объективность;
- цвет; б) нематериальность:
- запах; - смысл слов;
- вкус; - суждения;
- вес; - умозаключение;
- твердость; - понятия;
- мягкость и т.д. - планы, идеи и т.д.
в) «Идеальное- это термин, который означает признак нематериальности мыслей, возникающий в процессе их продуцирования» (Виденеев Н.В., с.20).
- материя – носитель - мысль – носитель материальных свойств; свойства нематериальности;
- мысли нельзя отделить - мысли – это содержание
от материи, так как материя мыслит; форм мышления и общения;
- мысль – это не какая-то «тон-
чайшая материя» и не разно-
видность материи: мысль нахо-
дится за пределами объема по-
нятия (по своему качеству).
г) Сущность идеального объяснима лишь как противоположность материального:
NB: вопрос о соотношении идеального и материального – чисто фило-
софский.
NB: объяснить категорию «идеальное» можно только одним способом –
противопоставить свойства материального и идеального.
4) Философия данного вопроса состоит не в противопоставлении материального и идеального, а в открытии их диалектического единства и взаимоперехода. В этом суть диалектики:
а) мышление как целостный процесс является идеальным по содержанию и материальным по происхождению, существованию и коммуникации идеального содержания;
б) мышление – это сложный, диалектический материально- идеальный процесс.
Примеры: - активность мышления надо выводить не из сути самого
идеального, а из материальных потребностей и условий
жизни;
- причины возникновения сознания надо искать в материальном
способе возникновения мыслей.
Выводы.
Из данной лекции следует ряд выводов:
- во – первых, философия бытия и материи – это фундаментальная теория для всех наук, которые должны конкретизировать и адаптировать данную теорию в своем частно – научном знании;
- во-вторых, философская теория материи в настоящее время хорошо подтверждается развитием кибернетики, синергетики, квантовой механики;
- в – третьих, в функциональных системах биоорганизма конкретизируются базовые принципы, свойства и характеристики живой материи;
- в – четвертых теоретические постулаты данной темы будут более подробно раскрыты в последующих темах предмета философии.
= движение – постоянное (т.е. существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения):
NB: общий закон движения и развития таков: превращение в иное качество осуществляется путем изменения коренных свойств.
= движение качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств;
= движение количественное – перенос энергии и материи в пространстве – это самоизменение материи в двух видах – динамическом и популяционном:
+ динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм;
+ популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, формирующее новый объект, переходу от одной формы материи к другой
NB: популяционное движение – изменение может происходить, как эволюционно, так и «эмержентно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).
б) Самоорганизация материи:
- самоорганизация – это один из механизмов кибернетических систем:
NB: кибернетическими системами называются такие системы, в которых функционируют хотя бы три основных механизма:
- самоорганизация;
- самореализация;
- самовоспроизводство.
- самоорганизация материи – это самосоздание, самосовершенствование и самовоспроизводство самой себя (без участия внешних сил).
- в основе этих изменений лежит флуктация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения;
- в результате этих флуктаций изменяются связи между элементами материи и появляются новые – материя приобретает новое состояние – «диссипативную структуру» (неустойчивую);
- дальнейшее развитие возможно по двум векторам:
= «диссипативная структура» укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды), и затем развивается по динамическому типу;
= «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.
NB: Учение о самоорганизации материи получило в науке название «синергетика». Изначально эту тему разрабатывал бельгийский ученый Илья Пригожин.
в) Размещенность материи в пространстве и времени:
- в истории философии (Демокрит, Эпикур) и науки имел место субстанциональный подход: то есть, считалось, что наряду с материей пространство и время – это самостоятельные субстанции;
- в современной науке утвердился реляционный подход (Аристотель, Лейбниц, Гегель): то есть, пространство и время – это отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов:
= время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования (ее состояний);
= пространство – форма бытия материи, характеризует ее протяженность, структуру и внутреннее взаимодействие.
NB: время и пространство происходят одновременно.
- ХХ век, Теория относительности А. Энштейна подтвердила реляционный подход, как отношения внутри материи.
NB: А. Энштейн называл их «пространство - время», которые не абсолютны, а относительны (в зависимости от условий взаимодействия материальных тел).
г) Отражение – четвертое базовое свойство материи:
- отражение – способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других систем (в их взаимодействии); наличие следов одних объектов на других;
- виды отражения:
= физическое;
= химическое;
= механическое;
= биологическое (стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения);
- высший уровень отражения – сознание: согласно диалектико – материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир.
Вопрос пятый. Идеальное и материальное
1) Особенность идеального:
- суть и содержание: мысли, идеи, планы, знания, образы, мышление;
- идеальные явления невозможно исследовать с помощью органов чувств или эксперимента;
NB: для познания идеального остается только теоретический анализ.
2) Диалектико-материалистическая трактовка идеального:
- мысли по своей природе идеальны, хотя их генетический источник вполне материальный;
- мысли – это формы отражения явлений материального мира;
- мысли возникают и существ
уют в материальных структурах мозга, но сами по себе они идеальны, т.е. нематериальны
DF: К.Маркс «Капитал»: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., т.23, с.21).
- первичность материи мозга и вторичность мысли (идеального).
- мысли, знания и др. являются материальными
NB: идеальное – это противоположность материи, как идеальный феномен:
= идеальное противоположно материи, как нематериальный феномен;
= суть идеальности заключается в ее нематериальности;
= идеальное противоположно не субъективному, а материальному.
NB: понятие «идеальное» шире субъективного.
- материальное и идеальное – две предельные по широте категории и могут определяться только друг через друга.
3).Различие «материального» и «идеального»:
Материальное: Идеальное:
а) материя существует в форме: а) существенные признаки
- тел; мысли как идеального:
- веществ; - истинность; - обобщенность;
- физических полей; -ложность; - субъективность.
б) признаки материальности:
- абстрагированность;
- объективность;
- цвет; б) нематериальность:
- запах; - смысл слов;
- вкус; - суждения;
- вес; - умозаключение;
- твердость; - понятия;
- мягкость и т.д. - планы, идеи и т.д.
в) «Идеальное- это термин, который означает признак нематериальности мыслей, возникающий в процессе их продуцирования» (Виденеев Н.В., с.20).
- материя – носитель - мысль – носитель материальных свойств; свойства нематериальности;
- мысли нельзя отделить - мысли – это содержание
от материи, так как материя мыслит; форм мышления и общения;
- мысль – это не какая-то «тон-
чайшая материя» и не разно-
видность материи: мысль нахо-
дится за пределами объема по-
нятия (по своему качеству).
г) Сущность идеального объяснима лишь как противоположность материального:
NB: вопрос о соотношении идеального и материального – чисто фило-
софский.
NB: объяснить категорию «идеальное» можно только одним способом –
противопоставить свойства материального и идеального.
4) Философия данного вопроса состоит не в противопоставлении материального и идеального, а в открытии их диалектического единства и взаимоперехода. В этом суть диалектики:
а) мышление как целостный процесс является идеальным по содержанию и материальным по происхождению, существованию и коммуникации идеального содержания;
б) мышление – это сложный, диалектический материально- идеальный процесс.
Примеры: - активность мышления надо выводить не из сути самого
идеального, а из материальных потребностей и условий
жизни;
- причины возникновения сознания надо искать в материальном
способе возникновения мыслей.
Выводы.
Из данной лекции следует ряд выводов:
- во – первых, философия бытия и материи – это фундаментальная теория для всех наук, которые должны конкретизировать и адаптировать данную теорию в своем частно – научном знании;
- во-вторых, философская теория материи в настоящее время хорошо подтверждается развитием кибернетики, синергетики, квантовой механики;
- в – третьих, в функциональных системах биоорганизма конкретизируются базовые принципы, свойства и характеристики живой материи;
- в – четвертых теоретические постулаты данной темы будут более подробно раскрыты в последующих темах предмета философии.