Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях – возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.

Диалектическая методология познания - это всеобщая (универсальная от слова «универсум» фундаментальная база научно-исследовательской деятельности всех конкретных наук - естественных и социально-гуманитарных. Появление кибернетики с её механизмами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико-материалистического метода в научном анализе объектов живой природы включая (биоорганизм).

 В лице кибернетики материалистическая диалектика пополнила свою концепцию развития тезисами «самодвижение», «саморазвитие», «саморегуляция», «самоорганизация», «самовоспроизводство» и т.п. Все три закона диалектики расширили свою методологическую базу и фундаментальные векторы научного анализа во всех конкретных науках, в том числе и в медицине.

 Все три закона диалектики имеют фундаментальное методологическое значение - всеобщей матрицы - как для всех наук  и всех видов частнонаучного знания, так и медицинского познания - анализа патогенеза, этиологии и клинической картины болезни, физиологических состояний биоорганизма. Диалектико-материалистический подход в медицинском исследовании является основой формирования клинического мышления врача и студентов и аспирантов-медиков.

 Так, миссия Первого закона – «Закона противоречия» («Закона единства и борьбы противоположностей») методологически раскрывать (вскрывать, находить) источники формирования и дальнейшего развития любых процессов в природе, обществе, психике (мышлении, сознании). Теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (любых видов материи) возникает в результате взаимодействия двух противоположностей (в физике: материя – антиматерия, гравитация – антигравитация; в химии: оксиданты –антиоксиданты, распад - синтез веществ; в биологии: наследственность – среда, энтропия – негэнтропия, гуморальные - нервные явления и т.п.).


 Поскольку вся живая природа функционирует и управляется одними и теми же фундаментальными (всеобщими, диалектическими) законами, то по этой же логической схеме болезнь (как живое, развивающееся явление биоорганизма) возникает также в результате взаимодействия двух противоположностей – повреждающего фактора и защитно- приспособительных сил организма. Более того, в случае врачебной деятельности врач должен знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов, состояние иммунитета и т.д.). Также необходимо учитывать и тот фактор, что лекарства тоже имеют противоположное действие (терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом (возможные аллергии, индивидуальная непереносимость - ещё одно противоречие между силой лекарства и непереносимостью его данным организмом).

В медицине закон противоречия - это теоретико-методологическая схема  антагонистической регуляции функции механизма поддержания гомеостаза всего биоорганизма.

            Второй закон диалектики - это «Закон развития» («Закон перехода количественных изменений в качественные) - имеет дело уже с процессами развития (в любых сферах живой материи) в соответствии с рождением новообразования по первому закону диалектики.

В биоорганизме этот закон «работает» с развивающимися патологическими процессами, а диалектические категории «количество» и «качество» дифференцируют состояние биоорганизма, соответственно, на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные его качества «норму» и «патологию».

В философской теории данного закона количественно-качественные изменения – это всегда результат взаимодействия «вещей и процессов», в которых количественные  «накопление»  изменения предшествуют качественным (осложнение в биоорганизме).  Студент-медик должен знать, что врач руководствуется этим диалектическим знанием для понимания степени и динамики развития патологического процесса с целью предупреждения самого момента перехода данного состояния в другое качество (то есть, предупреждения осложнения).

Необходимо также вспомнить и фармакологический аспект терапии (философское количественно-качественное понятие «мера», в фармакологии – «доза»), где имеет место во врачебном мышлении феномен действия лекарственных препаратов и дозы, а также всевозможные их комбинации и схемы.

Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающие, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства.



Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511).

В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») –  сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм  эволюции начавшегося процесса развития.

 Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития.

В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283).

           Примеры: Биологические противоречия

1)      Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех

диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.

 

Закон противоречия в диалектике

(I закон диалектики):

 

Закон противоречия в биологии
(идёт конкретизация I закона диалектики):

- основной закон всего живого:

 всё живое в материальном мире
 рождается и существует на основе
 двух противоположностей -
 созидания и разрушения

 

- основной закон жизни биоорганизма: любые реакции и процессы биоорганизма складываются из двух главных противоположностей созидания и разрушения (гипо- и гипертонуса и т.п.)

 

                                     – патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух

                                        противоположностей представляет собой основное внутреннее


                                        противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую

                                        силу» (стр. 44).

                                     – диалектически противоречивое развитие - это универсальный (от слова

                                         «универсум», т. е. всеобщий для всего живого) закон действия, также и

                                        для биоорганизма.

                                2)   Пример из биологии и физиологии клетки:

                                     – в клетке идут два диалектически разнонаправленные процесса –

                                        деструктивные изменения и их восстановительные функции;

                        – логическое основание собственного врачебного мышления Д.С. Сарки-

                           сов закладывает диалектическое противоречие и делает два научно-

                           обоснованных вывода:

                      = во-первых, клеточная деструкция - это равнодействующая от

                         диалектического единства между процессами деструкции и

                         регенерации;

                      = во-вторых, клиническая картина болезни - это «всегда есть сумма

                          двух слагаемых деструкции тканей и степени её компенсации

                         (Саркисов стр. 56);

                       – если I закон диалектики - это универсальный (всеобщий, для всех) закон

                          противоречия, то на молекулярном уровне действие разрушения и

                          созидания выступает тоже универсально - как фундаментальный закон

                          жизни.

3)      Пример: противоречивый процесс дистрофии:

– если клетка находится в норме, эти процессы не видны; если же клетка

   находится в патологическом состоянии, она становится ярко

   выраженной и видимой. Естественно, и противоречие между

   разрушением и созиданием в клетке протекает в «чистом виде»

  (Саркисов стр. 45);

                                     – однако теоретики общей патологии обращают внимание на то, что врачи

                                        к изучению дистрофии подходят весьма односторонне – вырывают из

                                       противоречивого единства именно разрушительный фактор и на этом


                                       основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех

                                       учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия

                                        – повреждениями, разрушениями и т.п.;

                                     – теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его

                                        односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости

                                        дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь-

                                        ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо-

                                        речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле-

                                        дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про-

                                        цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов,

                                        стр. 45).

В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).

В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность»,  «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).