ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях – возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.
Диалектическая методология познания - это всеобщая (универсальная от слова «универсум» фундаментальная база научно-исследовательской деятельности всех конкретных наук - естественных и социально-гуманитарных. Появление кибернетики с её механизмами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико-материалистического метода в научном анализе объектов живой природы включая (биоорганизм).
В лице кибернетики материалистическая диалектика пополнила свою концепцию развития тезисами «самодвижение», «саморазвитие», «саморегуляция», «самоорганизация», «самовоспроизводство» и т.п. Все три закона диалектики расширили свою методологическую базу и фундаментальные векторы научного анализа во всех конкретных науках, в том числе и в медицине.
Все три закона диалектики имеют фундаментальное методологическое значение - всеобщей матрицы - как для всех наук и всех видов частнонаучного знания, так и медицинского познания - анализа патогенеза, этиологии и клинической картины болезни, физиологических состояний биоорганизма. Диалектико-материалистический подход в медицинском исследовании является основой формирования клинического мышления врача и студентов и аспирантов-медиков.
Так, миссия Первого закона – «Закона противоречия» («Закона единства и борьбы противоположностей») методологически раскрывать (вскрывать, находить) источники формирования и дальнейшего развития любых процессов в природе, обществе, психике (мышлении, сознании). Теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (любых видов материи) возникает в результате взаимодействия двух противоположностей (в физике: материя – антиматерия, гравитация – антигравитация; в химии: оксиданты –антиоксиданты, распад - синтез веществ; в биологии: наследственность – среда, энтропия – негэнтропия, гуморальные - нервные явления и т.п.).
Поскольку вся живая природа функционирует и управляется одними и теми же фундаментальными (всеобщими, диалектическими) законами, то по этой же логической схеме болезнь (как живое, развивающееся явление биоорганизма) возникает также в результате взаимодействия двух противоположностей – повреждающего фактора и защитно- приспособительных сил организма. Более того, в случае врачебной деятельности врач должен знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов, состояние иммунитета и т.д.). Также необходимо учитывать и тот фактор, что лекарства тоже имеют противоположное действие (терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом (возможные аллергии, индивидуальная непереносимость - ещё одно противоречие между силой лекарства и непереносимостью его данным организмом).
В медицине закон противоречия - это теоретико-методологическая схема антагонистической регуляции функции механизма поддержания гомеостаза всего биоорганизма.
Второй закон диалектики - это «Закон развития» («Закон перехода количественных изменений в качественные) - имеет дело уже с процессами развития (в любых сферах живой материи) в соответствии с рождением новообразования по первому закону диалектики.
В биоорганизме этот закон «работает» с развивающимися патологическими процессами, а диалектические категории «количество» и «качество» дифференцируют состояние биоорганизма, соответственно, на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные его качества «норму» и «патологию».
В философской теории данного закона количественно-качественные изменения – это всегда результат взаимодействия «вещей и процессов», в которых количественные «накопление» изменения предшествуют качественным (осложнение в биоорганизме). Студент-медик должен знать, что врач руководствуется этим диалектическим знанием для понимания степени и динамики развития патологического процесса с целью предупреждения самого момента перехода данного состояния в другое качество (то есть, предупреждения осложнения).
Необходимо также вспомнить и фармакологический аспект терапии (философское количественно-качественное понятие «мера», в фармакологии – «доза»), где имеет место во врачебном мышлении феномен действия лекарственных препаратов и дозы, а также всевозможные их комбинации и схемы.
Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающие, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства.
Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511).
В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») – сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм эволюции начавшегося процесса развития.
Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития.
В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283).
Примеры: Биологические противоречия
1) Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех
диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.
Закон противоречия в диалектике (I закон диалектики): | Закон противоречия в биологии (идёт конкретизация I закона диалектики): |
- основной закон всего живого: всё живое в материальном мире рождается и существует на основе двух противоположностей - созидания и разрушения | - основной закон жизни биоорганизма: любые реакции и процессы биоорганизма складываются из двух главных противоположностей созидания и разрушения (гипо- и гипертонуса и т.п.) |
– патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух
противоположностей представляет собой основное внутреннее
противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую
силу» (стр. 44).
– диалектически противоречивое развитие - это универсальный (от слова
«универсум», т. е. всеобщий для всего живого) закон действия, также и
для биоорганизма.
2) Пример из биологии и физиологии клетки:
– в клетке идут два диалектически разнонаправленные процесса –
деструктивные изменения и их восстановительные функции;
– логическое основание собственного врачебного мышления Д.С. Сарки-
сов закладывает диалектическое противоречие и делает два научно-
обоснованных вывода:
= во-первых, клеточная деструкция - это равнодействующая от
диалектического единства между процессами деструкции и
регенерации;
= во-вторых, клиническая картина болезни - это «всегда есть сумма
двух слагаемых деструкции тканей и степени её компенсации
(Саркисов стр. 56);
– если I закон диалектики - это универсальный (всеобщий, для всех) закон
противоречия, то на молекулярном уровне действие разрушения и
созидания выступает тоже универсально - как фундаментальный закон
жизни.
3) Пример: противоречивый процесс дистрофии:
– если клетка находится в норме, эти процессы не видны; если же клетка
находится в патологическом состоянии, она становится ярко
выраженной и видимой. Естественно, и противоречие между
разрушением и созиданием в клетке протекает в «чистом виде»
(Саркисов стр. 45);
– однако теоретики общей патологии обращают внимание на то, что врачи
к изучению дистрофии подходят весьма односторонне – вырывают из
противоречивого единства именно разрушительный фактор и на этом
основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех
учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия
– повреждениями, разрушениями и т.п.;
– теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его
односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости
дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь-
ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо-
речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле-
дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про-
цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов,
стр. 45).
В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни).
В теоретико-методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание», «причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время», «возможность и действительность», «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).