Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







 

 

ГЕМОГЛОБИН  ( гемопротеины – сложный белок )













            ХОЛЕСТЕРИН (простые липиды – стероиды )

 

 

 

 

 

 

ГЛЮКОЗА ( простой углевод)

 

 

 

 

 

 


ВИТАМИН В12 (КОБАЛАМИН)
 

Здесь мы показали глубокие связи в химической форме материи. Связи скрепляют всю живую материю во всех ее формах – физической, химической, биологической, социальной, психической.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

  Принцип всеобщей связи явлений В.И. Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, В.И. Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»),  развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; -внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления…, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».

Приведем примеры связи в биоорганизме. Если в диалектике связь – это способ существования материи, то и в биологии этот принцип сохраняется.

  В биоорганизме есть даже «прямой представитель» связи и взаимодействия от всего универсума и всей живой материи – это соединительная ткань.  Именно соединительная ткань является управляющей по отношению к функциям рабочих клеток органов.

Соединительная ткань участвует в количественных механизмах боорганизма. В настоящее время развивается научное направление, основанное на диалектико- материалистической методологии, – «Системная интегративная медицина».



Кроме того, анализ и синтез в организме осуществляет нервная система, биоорганизм осуществляет интегративную деятельность. Причем нейрофизиологи давно доказали, что в этой интегративной деятельности первое место занимает мозг. Более того, мозг выполняет эту работу, используя диалектическую схему «анализ - синтез». Поэтому деятельность мозга в диалектической терминологии так и называется – «аналитико-синтетическая деятельность мозга».

Авторы учебника «Физиология человека» (2002) приводят пример глубокого научного отношения нашего отечественного нейрофизиолога, академика И.П. Павлова к диалектичес-кому материализму. Прежде всего, говорил И.П. Павлов, «выживаемость организма зависит от степени его приспособления к окружающей среде. Она тем выше, чем совершеннее свойство анализа и синтеза». Во-вторых, «под свойством анализа и синтеза понимается способность нервной системы анализировать, т.е. выделять из внешней среды большее или меньшее количество раздражителей, действующих на организм, и синтезировать, т.е. объединять те из них, которые в данный момент совпадают с какой-либо его деятельностью» (Смирнов, с.520).

Кора головного мозга (КГМ) осуществляет аналитико-синтетическую деятельность.

Примеры:

- условный рефлекс: проходит через ряд стадий, главные из которых –генерация (синтез) и специализация (анализ).

- динамический стереотип: это модель системной деятельности КГМ, как высшей формы аналитико-синтетической деятельности, осуществляющей взаимосвязи. Так в опытах Э.А. Асратяна у собак вырабатывали условный рефлекс. В результате, в КГМ «создавались условия для включения последующих (подпороговая интеграция), которые воспроизводились автоматически».

Надо сказать и о том, что опытным путем было доказано, что модели «динамического стереотипа», создаваемые мозгом, тормозят творческое начало.

Именно поэтому психологи утверждают, что человека легче научить чему-нибудь заново, чем его переучить. По их мнению переучивание (устранение стереотипа) – это физиологически нервное напряжение (стресс). Хотя в жизни человека стереотип играет важную роль: жизнь начинается у ребенка, прежде всего, с овладения стереотипами (через подражание, научение общечеловеческим моделям поведения).

Примером разрыва связей в организме является глаукома. Плохие сосуды – это плохой кровоток (нарушение связи). Эмбриональные стволовые клетки сохраняют в себе потенцию связи и способны воспроизводить до 50 объектов (органов). ДНК и РНК – это тоже связи: информация переводится из РНК в белки, а белки – архивны. Вирус – это «почтальон» в природе (переносит и сохраняет связи). Шизофрения : нарушен ген «С4» на шестой хромосоме (латентно сохраняется и проявляется в юности). В онкологии также имеются наследственные связи и др.


в) Принципы тождества (единства) диалектики, логики, теории познания

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление , и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалисти-ческой диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным»  существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

           г) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того,  

Df: абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.

 В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.

Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл.  

Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета.


 Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим.

   Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

д) Принцип единства логического и исторического

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.

Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития.

Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.

 Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.

 Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают.

Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э.В. Ильенков).