ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= генетические = нейрофизиологические
= биохимические = структурно-морфологические
= иммунологические = социально-психологические
6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне
диалектики «общего»:
клинические проявления начальной депрессии:
- потеря интересов;
- потеря способности радоваться или получать удовлетворение;
- утрата эмоциональной реактивности;
- нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность
заснуть вечером, пробуждение ночью);
- понижение настроения по утрам.
10. Категории «целое и часть»
1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно. NB: любой единичный предмет может быть понят только в единстве с целым. NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и выяснять характер связи между ними, уяснить природу частей. 2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей. 3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям. 4) Категории целого и части – это соотносительные категории: - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть другого целого (молекулы); - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого (организма) и т.д.; - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей мысли. 5) Виды систем (целостностей): - простые – одноклеточные, водоросли и т.п. - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная система, иммунная система и др.) 6) единство и дифференциация целого: - целое не есть сумма его частей; - целое устойчивее его частей; - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего принципа развития); - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное качество; - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические, политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности; - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей (т.е. это киберсистема) NB: Напомним, киберсистемами называются такие системы, которые имеют хотя бы первых три своих механизма: саморегуляцию, самоорганизацию и самовоспроизводство; - высшей формой целостности является общество; - в системном целом действует обратная связь: = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с внешним окружением); = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и сплочение всех элементов в единое целое); 7) Регресс целого: противоречивый процесс: - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот. Пример: - прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов; = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы. |
Выводы:
Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и
функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал,
выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей
живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы
диалектики.
Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все
сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы
получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями
Бога».
В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».
Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими
ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику
существования материального мира в диалектико-материалистическое
мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.
08с.
- Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии.
- Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности.
- Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско -мировоззренческую основу.
- Серьёзный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.
- Однако центральный вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.
- Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания
по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условиям его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга).
- Сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения.
Сознание отражает и творит мир:
= оно является общественным продуктом; возникает и развивается только в совместной деятельности людей;
= участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определённые нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской и составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.
1. Общая характеристика.
- В изучении вопроса о осознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические , психологические процессы у высших животных и человека).
- Необходимые биологические предпосылки возникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.
- Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга ( И. М. Сеченов, И. П. Павлов).
- Учёные биологи дали научное объяснение химической природе нервного возбуждения. Были открыты ДНК и РНК и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.
- Благодаря созданию новых направлений в биологии таких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т. д. учёные пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являются свойствами лишь части живой материи - общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.
-Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т. д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени. Таким образом, живой природе существуют лишь предпосылки сознания. А переход предпосылок к самому сознанию – это переход от биологической формы отражения к социальной.
2. Отражение как атрибут материи.
а) В основе фундамента всей материи лежит свойство всеобщности отражения, которое определяется универсальностью материального взаимодействия:
- все объекты, явления, процессы объективно существуют в материальном мире и постоянно взаимодействуют между собой; в результате этого взаимодействия они изменяются;
- каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на другие, вызывает в них определённые изменения и оставляет "долю воздействия" в том объекте, на который он влияет и таким образом запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, способность материальных явлений, систем воспроизводить в этих свойствах особенности других явлений и есть всеобщее свойство материи - отражение. Отражение присутствует в любом процессе взаимодействия, а следовательно и всякое взаимодействие включает в себя момент отражения.
б) Отражение является одной из сторон взаимодействия. Оно является фундаментальным свойством самой материи.
- Любые формы и виды отражения сознания возникают в рамках взаимодействия материальных образований и систем разных уровней развития.
- Отражение в гносеологическом смысле есть способность получения адекватных действительности образов. Это способность зарождается у животных и достигает наивысшего проявления у человека. Таким образом, для исследования отражения необходим генетический и исторический подход. Если рассматривать понятие отражения как эффекта материальных взаимодействий, то необходимо обращать внимание на развитие конкретных форм и видов отражения, их совершенствование. Из всеобщего понятия отражения можно вывести конкретные формы отражения материи.
3. Отражение и информация.
а) Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий называется информационным. Результаты внешних воздействий несут определённую информацию об окружающей среде.
- Информацию можно рассматривать, как свойство явлений быть побудителем известных действий в окружающем мире.
- Для возникновения информационного отображения необходимо существование материальных систем, активно строящих своё движение во внешнем мире:
= возможностью построения движения обладают лишь некоторые виды материальных систем;