Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Общественное сознание заключает в себе различные формы:

            = мораль;

            = искусство;

            = философию;

            = религию;

            = науки.

            NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;

в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;

общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;

общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.

1. Общая характеристика

 

                а) Сознание – это высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидением их результатов.

            - Сознание (по А.Г.Спиркину) – способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

            - Сознание проявляется в эмоциональной оценке действительности.

            - Сознание – не только образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.


           

2. Сознательное и бессознательное.

 

а) Сознательное – сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.

- Сознательное включает:

            = знание;

            = мировоззрение;

            = нравственность;

 

 

Сознание

Общественное

Индивидуальное

-Общечеловеческое;

-Национальное;

-Групповое.

-Знание;

-Личный жизненный опыт;

-Мышление и разум;

-Интересы и духовные;

-Ценности и убеждения.

 

Ценностно-мотивационная компонента

- фантазии;

- продуктивное воображение;

- интуиция.

 

 

                                                                      IV

Логико-понятийная

- общие понятия;

- аналитико-синтетические мыслительные операции;

- логические доказательства.

 

II

 

                                                                      III

 

Эмоциональная компонента сознания

-инстинктивно-аффектные состояния;

-эмоции;

-чувства.

 

 I

 

Телесно-перцептивные способности

-ощущения;

-восприятия;

-представления.

Схема «поля» сознания.

 

Структура сознания

Бессознательное

Сознательное

Самосознание

 

                                = политико-правовые взгляды;

                        = эстетические взгляды;

                        = социально-коммуникативные потребности;

                        = цели и интересы;

                        = эмоции и чувства.

 

б) Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю сознания.



- Бессознательное включает:

                               = сновидения;

                        = гипнотические состояния;

                        = сомнабулизм;

                        = состояния невменяемости.

 

Бессознательное

Индивидуальное

Коллективное

 

- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида.

в) В генезе психики человека бессознательное является первым этапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.

Бессознательное и сознательное – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.

Между бессознательным и сознательным часто возникают конфликты, но эти две стороны психики взаимосвязаны.

 

3. Самосознание, его предметность и рефлексивность.

 

а) Самосознание – системообразующая основа духовного мира личности, субъективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы, витальные переживания и волю.

Самосознание объединяет и перерабатывает части социального знания через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.

Самосознание является структурой индивидуального сознания.

- Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка (А.Г.Спиркин).

Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания.

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и определяет свое отношение к нему.

В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субъект практической деятельности.

Благодаря самосознанию субъект делает объектом самого себя, а объектом анализа – собственные представления, мысли и чувства.

Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.

 

4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания.

 

Решающим моментом в самосознании являются витальные переживания (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.)


Витальные переживания приводят к формированию основных психологических установок и мотивов поведения личности.

Витальные переживания определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).

Скрытыми мотивами поведения личности являются: стремление к славе, власти, богатству.

Самосознание строит свое «Я» и разрушение этого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.

1. Общая характеристика

 

а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией.

- Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовным и материальным творчеством.

В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.

Психологи изучают мировоззренческий и гносеологический аспекты творческой деятельности.

В социальном смысле в творчестве главной является диалектика предметной и духовной деятельности.

Для всестороннего развития творческой деятельности человека необходима гармония с природой.

Противопоставление целей человека естественному ходу вещей – есть второй аспект социального рассмотрения творчества.

 

2. Виды творчества.

 

а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества – субстанционально-атрибутивного, относящегося к объективному бытию основания творчества.

 - Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:

            = общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;

            = социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.

б) Также встречаются следующие виды творчества:

- производственно – технические;

- изобретательские;

- научные;

- политические;

- организаторские и т.д.

1. Общая характеристика

 

а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.

- Идеальное – главный признак сознания, 
обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.

Идеальная форма – форма вещи, существующая вне этой вещи, в сознании человека.

Идеальное – это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.

К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей.

Идеальное есть способность личности иметь «информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции.

б) Материальное.

- В отличие от объективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.

Выводится за пределы идеального неорганическая и органическая природа.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

 

2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.

Самым трудным остается вопрос взаимосвязи материи и сознания, в частности – психофизиологическая проблема.

- В советский период сущность сознания раскрывалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание – функция мозга» (материалистический монизм).

- Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг – нейрофизиология.

Психология изучает сознание с помощью субъективных переживаний;