Файл: Контроль в управлении качеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 750

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По влиянию на возможность последующего использования продукции различают разрушающий контроль и неразрушающий контроль.

При разрушающемконтроле продукция после обработки и проверки непригодна к дальнейшему использованию. Такой вид контроля используется преимущественно на предприятиях пищевой промышленности. При неразрушающем контроле бездефектные изделия могут быть переданы в эксплуатацию (детали, сборочные единицы и так далее).

В последние годы широкое распространение в промышленности находят новые физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на использовании ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных изотопов. Эти методы позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа технологических процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило, обеспечивая экономический эффект.

В зависимости от исполнителей контроля различают: самоконтроль, контроль мастеров, контроль ОТК, многоступенчатый контроль (исполнитель – мастер – ОТК).

По принимаемым решениям различают контроль активный и пассивный.

При активном (корректирующем) контроле принимаются решения об изменениях параметров, последовательности работ и так далее, позволяющих улучшить качество.

При пассивном (констатирующем) контроле фиксируется действительное положение, то есть количество бракованной или дефектной продукции в партии.

В зависимости от используемых средств и методов различают:

-измерительный контроль, применяемый для оценки значений контролируемых параметров изделия (по точному значению или по допустимому диапазону значений с помощью шаблонов, калибров);

-регистрационный контроль (для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета событий, изделий, качественных признаков);

-органолептический контроль;

-визуальный контроль (частный случай органолептического, когда контроль осуществляется только органом зрения);

-контроль по образцу (эталону);

-технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости с привлечением простейших средств контроля и др.

Методы контроля характерны для каждого участка производства и каждого объекта контроля. Различают:

-визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов, например, при визуальной оценке качества жести;


-измерение размеров, позволяющее определить правильность форм и соблюдение установленных размеров, например, при определении линейных размеров стеклянной тары с помощью калибров;

-лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических и других свойств изделий;

-механические испытания, например, для определения твердости зерна гороха;

-радиологические, например, при определении содержания радионуклидов в сырье и др.

Регистрационные методы контроля в практике консервных заводов используются при подсчете банок с микробиологическим браком для оценки возможности реализации консервированной продукции.

Наиболее распространенный вид контроля – инструментальный. В этом случае средствами контроля являются различные средства измерений. Средствами контроля по альтернативному признаку являются предельные калибры. Для контроля качества химикатов применяются стандартные вещества, взаимодействие которых с контролируемым веществом оценивается по результатам измерений.

Контроль качества продукции по альтернативному признаку может осуществляться органолептический или визуально. В этом случае используются органы чувств человека, в частности, органы зрения. В таких случаях могут применяться усиливающие средства (оптические, механические, химические), а также различного рода эталоны и образцы.

Контроль качества продукции осуществляется в соответствии с планом. План контроля – это совокупность данных о виде контроля, объемах контролируемой партии товара, объеме выборок или проб, о контрольных нормативах и решающих правилах.

https://studfile.net/preview/2891487/page:28/

1.2 Сущность контроля качества продукции

Одним из составных элементов системы управления качеством на стадиях производства и реализации продукции является технический контроль.

Техническим контролем называется проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям с использованием известных методов (измерительного, органолептического, регистрационного).

Объектами технического контроля являются: продукция, процессы ее создания, применения, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта, а также соответствующая техническая документация.

В систему технического контроля входят объекты технического контроля, контрольные операции и их последовательность, техническое оснащение, режимы, методы, средства механизации и автоматизации контрольных операций.



Система технического контроля является неотъемлемой частью производственного процесса и разрабатывается одновременно с разработкой технологии технологическими службами предприятия или проектно-технологическими организациями и в обязательном порядке должна фиксироваться в утверждаемых технологических инструкциях.

Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, о состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений. Технический контроль призван обеспечить требуемую настроенность процесса производства и поддерживать его стабильность.

Важнейшей составной частью технического контроля является контроль качества продукции. Суть контроля качества заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т.п. документах.

Назначение контроля качества продукции – выявление дефектов и брака продукции. Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям называется дефектом. По возможности обнаружения дефект может быть явным или скрытым. Для выявления явного дефекта в нормативных документах на продукт предусмотрены соответствующие правила, методики и средства измерения. Например, к явным дефектам томатной пасты, выявляемым при органолептическом и физико-химическом контроле, можно отнести недостаточное количество сухих веществ и жидкую консистенцию, высокое содержание минеральных примесей, высокую кислотность и запах плесени.

Скрытым называется дефект, для выявления которого в нормативных документах не предусмотрены соответствующие методы и средства. То есть речь идет об оценке важных потребительских характеристик, для которых не разработаны стандартизованные методики.

По значимости влияния на качество дефекты подразделяются на критические, значительные и малозначительные. Критическим называется дефект, при наличии которого использование продукции по назначению недопустимо. Значительный – это дефект, который существенно влияет на свойства продукции. Малозначительный – дефект, существенно не влияющий на использование продукции по ее назначению. Количественный учет и оценка значительных и маловлияющих дефектов положены в основу деления реализуемой продукции на сорта.


Продукция с критическими дефектами называется браком.

https://studfile.net/preview/2891490/page:15/#::text=Одним%20из%20составных%20элементов%20системы,известных%20методов%20(измерительного%2C%20органолептического%2C%20регистрационного)

1.3 Методы контроля качества

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества.

Эти методы достаточно разнообразны, в связи с чем используются их различные классификации. Наиболее распространена классификация, в соответствии с которой они делятся на общенаучные и конкретные.

Общенаучные методы включают анализ и синтез, а также метод научной абстракции, которые применяются при исследовании определенных проблем в области управления качеством.

Однако особое значение имеют конкретные методы и приемы. В зависимости от целей применения и спектра решаемых задач данные методы можно разделить на следующие группы: организационные, экономические, социально-психологические, технологические, экспертные (Таблица 1).

Таблица 1



Организационные методыв основном применяются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организаций. Они включают стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политики в области качества, положений о структурных подразделениях и др. , а также с ознакомлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструкций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качеством. Применение дисциплинарных методовобусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижения в работе.

Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование

Экономические методы
управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом (Таблица 2).


Таблица 2 «Экономические методы»

Экономические методы включают стимулирование деятельности отдельного работника, стимулирование деятельности группы, стимулирование деятельности организации в целом.

К стимулированию деятельности отдельного работника или группы работников относится оплата, связанная с выполнением индивидуальной (групповой) работы, разовое вознаграждение за личные (групповые) достижения, участие в прибыли организации или ее подразделения. Кроме единовременных и иных выплат применяются различные гибкие системы оплаты труда, основанные на участии персонала в прибыли организации или в распределении доходов. В организациях используются различные программы участия работников в прибылях, в частности для образования пенсионных фондов, оплаты труда менеджеров, для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной организацией прибыли. Система распределения доходов предполагает создание определенного механизма распределения дополнительных средств, полученных в результате роста производительности труда в том подразделении, где работник трудится. При этой системе премиальные выплаты зависят от производительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей, надежности работы. Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности конкретного подразделения. При такой системе существует тесная взаимосвязь между результатами работы и величиной премии каждого сотрудника. Многие организации в целях определения объема выплат используют рейтинговую систему оценки качества труда.

К стимулированию деятельности организации в целом относятся экономические стимулы со стороны государства (например, льготное кредитование, преимущества при предоставлении государственного заказа), поощрения со стороны общественных организаций и ассоциаций, партнеров по бизнесу, участие в конкурсах на соискание премий в области качества.

Социально-психологические методы