Файл: Курс лекций по дисциплине Теория организации для студентов ВлГУ, обучающихся по направлениям 38. 03. 02 Менеджмент, 38. 03. 03 Управление персоналом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Владимирский государственный университет имени Александра
Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Институт экономики и менеджмента
Кафедра стратегического планирования и управления жилищно-коммунальным комплексом
Скуба Роман Васильевич
«Теория организации»
Курс лекций по дисциплине «Теория организации» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлениям:
38.03.02 «Менеджмент»,
38.03.03 «Управление персоналом»,
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Владимир 2022 г.
2
Содержание
Предисловие
Раздел I
Глава 1 1.1. Введение в теорию организации
1.2. Понятие и сущность экономических организаций
1.3. Внутренняя логика организации
1.4. Подходы к управлению организациями
Контрольные вопросы
Глава 2 2.1. Становление системного подхода
2.2. Базовые понятия системного подхода
2.3. Три описания систем
2.4. Суть системного подхода
Контрольные вопросы
Глава 3 3.1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях
3.2. Закон синергии
3.3. Закон самосохранения
3.4. Закон развития
3.5. Законы организации второго уровня
Контрольные вопросы
Глава 4 4.1. Моделирование и определение системы
4.2. Модель «Черного ящика»
4.3. Модель состава
4.4. Модель структуры
4.5. Модель структурной схемы
4.6. Классификация систем
4.7. Типы способов управления и регулирования
Контрольные вопросы
Глава 5 5.1. Анализ и синтез систем
5.2. Модели систем как основания декомпозиции
5.3. Агрегирование и эмерджентность систем
5.4. Система методов анализа
5.5. Этапы системного анализа
Контрольные вопросы
Глава 6 6.1. Внешняя среда и адаптация системы
6.2. SWOT-анализ
6.3. Процедура оценки сильных и слабых сторон
6.4. PEST-анализ
6.5. ПРиМ-анализ
Контрольные вопросы
Раздел II
3
Глава 7 7.1. Типология организаций
7.2. Характеристика организации как системы
7.3. Социальные и социально-экономические системы
Контрольные вопросы
Глава 8 8.1. Системный подход к анализу организации
8.2. Характеристика и классификация организационных структур
8.3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком
Контрольные вопросы
Глава 9 9.1. Структурные схемы управления собственностью в
России
9.2. Модель структуры государственного управления экономикой
9.3. Модель муниципального самоуправления
9.4. Институциональная система управления организациями
Контрольные вопросы
Глава 10 10.1. Слияния, поглощения и присоединения организаций
10.2. Классификация организаций по способу их объединения
10.3. Многонациональные и глобальные корпорации
Контрольные вопросы
Раздел III
Глава 11 11.1. Модели организационного развития
11.2. Развитие организации
11.3. Цикл развития организаций
11.4. Развитие организации в условиях неопределенности
Контрольные вопросы
4
Предисловие
Основное назначение предлагаемого учебного пособия – дать изложение основ курса
«Теория организации», закладывающего фундамент здания системного управления орга- низациями. Это основа, на которой выстраивается умение оперативного и стратегического управления организационными системами, обеспечивающее не только рост, но и развитие организаций.
Системность управления заключается, с одной стороны, в обладании знаниями основ теории систем и теории организации, с другой – в опыте анализа проблемных ситуаций, возникающих в организационных системах.
Курс построен таким образом, что сначала, в разделе I, рассматривается организация как объект системного управления.
Поскольку теория организации является самостоятельным разделом общей теории систем, она изучает общие свойства организации как единого целого. Вместе с тем в зависи- мости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и др.) можно получить разное представление об организации как об объекте управления.
Поэтому, в частности, организация остается не до конца понятным объектом, представляю- щим собой, как говорят специалисты, «черный ящик».
Чтобы преодолеть такую неопределенность, необходимо использовать междисципли- нарный подход к рассмотрению вопросов управления организацией, т. е. системный подход.
В учебном пособии рассматривается не только суть системного подхода, но и основы теории систем: модели систем, классификации систем и типы способов управления. Особое внимание уделяется системному анализу и синтетическим методам исследования систем.
Раздел II знакомит с моделью состава систем управления. Здесь даны классификации организационных структур и классификации самих организаций.
Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модели состава систем управления экономикой на уровне страны, региона, муниципального образования и управления организациями всех форм собственности.
Модели структуры системы управления организациями изучаются в разделе III. Опре- деляются процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на раз- ных стадиях ее развития. Показано, что структура системы управления организацией зави- сит не столько от содержания проблем и целей, сколько от связей внутри их и между собой.
Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те из них, которые являются при- чиной возникновения других более мелких проблем.
Организация, обладая многоцелевой структурой, может быть представлена многоце- левым конфигуратором, демонстрирующим взаимосвязи целей организации.
Цель курса можно будет считать достигнутой, если читатель станет успешнее ориен- тироваться в проблемах, которые возникают в организациях каждый день и каждый час.
В конце каждой главы даны контрольные вопросы для активного запоминания прой- денного материала и рефлексии. Учебное пособие содержит список рекомендуемой литера- туры и словарь терминов.
5
Раздел I
Основы системного управления организациями
Глава 1
Специфика управления современной организацией
1.1. Введение в теорию организации
В течение всего XX в. происходило постепенное формирование теории организации как нового научного направления. Современная теория организации и общая теория систем базируются на достижениях таких ученых, как А. Файоль и М. Вебер (организация труда и управления), И. Пленге и Т. Катарбиньский (теория социальных явлений), А. Богданов и Л. Берталанфи (общая теория систем), Н. Винер и Н. Моисеев (кибернетика и разви- тие систем), В. Риттер и Д. Холдейн (биологическая теория организаций), А. Пригожин и Ф.
Хакен (развитие на принципах синергизма) и т. д.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности, связанные с созда- нием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией организаций.
В дословном переводе с латинского организация означает «сообща», «стройный вид»,
«устраиваю». Организацию чаще всего рассматривают как процесс и как явление. Как про- цесс организация представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение людей, стремящихся к достижению общей цели и действующих на основе определенных принципов и правил.
Организации, как правило, построены по иерархическому принципу, который проявля- ется в том, что низшие звенья организации подчинены высшим; иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого; члены организации должны соблюдать правила, за нарушение которых налагаются санкции.
Изучением организации как явления занимается теория организации, которая форми- рует систему научных знаний в области системного анализа социальных организаций. Под
теорией организации принято понимать «область научного знания об общих закономер- ностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель».
Развитие теории организации, как и любой научной дисциплины, включает 6 этапов:
1) cбор фактов, явлений, прогнозов, научных исторических и фольклорных сведений о различных организациях (результаты археологических находок, легенды, мифы);
2) систематизация данных и составление типологии организаций (по эффективности, по времени существования);
3) создание понятийного аппарата – категорий, терминов; определение их взаимосвязи; формирование классов терминов (система, подсистема, элементы, части, связи, структура);
4) нахождение зависимости между изменяемыми параметрами, формулирование зако- нов и закономерностей развития организаций (закон синергии, зависимость между органи- зационной формой и численностью работников организации);
5) привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания проблем орга- низаций (теории мотивации работников, психологии поведения, юриспруденции);
6 6) обобщение имеющейся информации, т. е. отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организации.
Схематически процесс формирования теории организации изображен на рис. 1.1.
Рассматривая этапы становления теории организации как самостоятельной дисци- плины и анализируя само понятие «организация», специалисты приходят к выводу о том, что
под организацией следует понимать сознательно координируемое социальное образование с определенными границами во внешней среде, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих для работников целей.
Рис. 1.1. Процесс формирования теории организации
Выполнение указанных этапов должно быть последовательным: без пропусков и нару- шения очередности.
Таким образом, предметом теории организации являются отношения между органи- зационными объектами как по вертикали, так и по горизонтали. К организационным объек- там относятся как люди, так и образования, в которых они функционируют (страны, орга- низации, структурные подразделения организаций, первичные образования, индивид).
Организационные отношения включают воздействие, взаимодействие и противодей- ствие при создании, развитии, функционировании, реорганизации и ликвидации организа- ции. Организационные отношения подразделяют на структурные и процессорные. К струк-
турным относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.
Под воздействием здесь понимается однонаправленное действие по передаче приказа- ния. Взаимодействие – это положительное действие обратной связи со стороны человека на воздействие со стороны субъекта управления. Противодействие – это отрицательное дей- ствие обратной связи со стороны человека на воздействие.
Взаимосвязи данных элементов организационных отношений представлены на рис.
1.2.
В основе организационных отношений лежат правила функционирования организа- ции в пространстве и во времени. Они бывают формальные и неформальные. Формальные правила имеют силу нормы закона (положения, регламенты, инструкции). Неформальные не имеют такой формы, но по содержанию оказывают мощное воздействие на деятельность организации, поскольку составляют основу корпоративной и социальной культуры органи- зации.
7
Рис. 1.2. Взаимосвязи элементов организационных отношений
В общем виде типология организаций может быть представлена схемой, изображенной на рис. 1.3.
Сам термин «организация» имеет множество производных: формальная организация , организация производства, организационный эффект, самоорганизация, дезорганизация, системология организаций и т. п.
Чаще всего термин «организация» используется в двух значениях:
1) процесс организации деятельности людей, объединенных для достижения поста- вленной перед ними цели;
2) форма объединения людей.
Следовательно, с одной стороны, организация представляет собой форму, а с другой
– содержание одного и того же явления, которое связано с объединением людей для дости- жения определенной цели.
Таким образом, организация производства – это форма соединения труда с ресур- сами производства для достижения определенной цели. При этом организация не является замкнутым образованием, а сообщается с внешней по отношению к ней средой и обмени- вается с ней ресурсами.
Рис. 1.3. Типология организаций
Внешняя среда также может быть представлена совокупностью таких характеристик, как конкурентная среда, политическая, экологическая и т. д. Взаимодействуя с элементами
8 внешней среды, организация вступает с ними в определенные отношения. Например, отно- шения вуза и внешней среды (города, Министерства образования и науки Российской Феде- рации, законодательства, других вузов).
Общими чертами всех указанных типов организаций является наличие по крайней мере одного человека, цели деятельности организации, а также трансформация какого-либо ресурса в процессе деятельности организации.
1.2. Понятие и сущность экономических организаций
Особенность экономических организаций заключается не только в ограниченности формальных моделей, с помощью которых можно описать подобные системы, но и в их спо- собности адаптироваться и быть целеустремленными, противостоять разрушающим (энтро- пийным) процессам, в изменчивости и непредсказуемости поведения. Принципиальной осо- бенностью организационных систем является наличие в них людей.
В силу общественного разделения труда организацию можно представить как харак- теристику социально-экономической общности. В этом смысле, по словам К. Эрроу, саму рыночную экономику можно рассматривать как большую организацию с характерной для нее децентрализацией решений и преобладанием рыночного механизма координации.
С точки зрения принципа дополнительности организация есть экономическая форма, дополнительная по отношению к рынку, в силу чего рыночная экономика представляет собой сосуществование двух различных механизмов управления: организации и рынка.
Экономисты с мировым именем определяют организацию и как совокупность средств, предназначенных для измерения производительности и вознаграждения, и как группу людей, сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы. Общим для выдвигаемых определений экономической организации является специфическая процедура координации, успешно осуществляемая в условиях, когда рыночные механизмы становятся непригодными в целом или частично.
В современной экономической литературе рынок предстает главным образом как институт особого рода, обеспечивающий реализацию механизма передачи прав собственно- сти. Свойство же организации, обеспечивающее во многих случаях ее превосходство над рынком, – это гибкая способность изменять внутренние правила игры, зачастую в предельно сжатые сроки.
Институт, которым является организация, как пишет профессор Парижского универ- ситета К. Менар, характеризуется тем, что он реагирует на структурные ограничения, поро- ждая новые ограничения, а рынок – тем, что он содержит механизмы выбора, реализо- ванного под принуждением, причем принуждение (ограничение) носит преимущественно конъюнктурный характер. Таким образом, понятие «организация» предстает на стыке этих двух определений. Приноравливаясь к ограничениям, порожденным институциональной средой, она может или изменить их, или приспособиться к ним. В той мере, в какой орга- низация обладает властью рынка (какой бы малой и локально действующей та ни была), она обладает и властью над институтами. Параллельно с этим организация характеризуется созданием внутренних ограничений: она представляет собой всегда институционализацию экономических отношений между агентами посредством выбранной иерархической струк- туры, стимулирующих механизмов, правил внутренних изменений и т. д.
Потребность в организации объясняется существованием транс-акционных издержек, под которыми понимаются издержки, связанные с использованием рынка при размещении ресурсов и передачей прав собственности.