Файл: Курс лекций по дисциплине Теория организации для студентов ВлГУ, обучающихся по направлениям 38. 03. 02 Менеджмент, 38. 03. 03 Управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 во внешней среде организации. Модель рассмотренной совокупности ценностей организа- ции представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Базовые ценности организации
Если подходить аналитически к развитию системного управления организациями, то можно предложить трехфазную модель развития организаций: фаза становления предпри- нимательства (первопроходческая фаза, или фаза «тусовки»); фаза специализации и фор- мирования технических подсистем организации (фаза дифференциации); фаза интеграции, объединяющая коллектив совместно работающих людей. Эволюция систем управления представлена в табл. 1.3.
При ином подходе к организации управления можно построить и другие модели орга- низационного развития. Но, несмотря на разнообразие моделей, существуют устоявшиеся принципы организации. По определению, принципы являются оптимальными правилами, которые сформулировали люди. Структурная схема подобных принципов организа- ции приведена на рис. 1.4.
Таблица 1.3
Эволюция систем управления
Основываясь на указанных принципах, необходимо выделить следующие направления возможных изменений организаций в будущем:
1) децентрализация управления организацией, направленная на сокращение промежу- точных инстанций между лицом, принимающим решение, и исполнителем;

16 2) диверсификация и нововведения как способ не проиграть в конкурентной борьбе в среднесрочной перспективе;
3) стратегическая ориентация, обеспечивающая ясность целей организации в будущем и формирующая специфическую социальную (корпоративную) культуру организации;
4) использование потенциала внутреннего предпринимательства, обеспечивающего снижение издержек на проведение учета и отчетности, накладных расходов, эффективная организация информационных потоков;
5) динамичное соответствие изменениям внешней среды – гибкость и адаптивность; поддержка индивидуальности и формирование команд управления; внутренняя конкуренто- способность персонала и его диверсификация.
Существуют и другие классификации организаций и менеджмента.
Рис. 1.4. Структурная схема принципов организации
Контрольные вопросы
1. Что является предметом изучения теории организации?
2. Как связаны между собой элементы организационных взаимоотношений?
3. Назовите общие черты различных типов организаций.
4. Чем отличается теория менеджмента «Х» от теории «У»?


17 5. В чем заключаются современные принципы управления (теория «Z»)?
6. Назовите фазы эволюции систем управления (моделей предпринимательства).
7. Перечислите основные подсистемы организации.
8. Чем организация отличается от механических систем?
9. Охарактеризуйте общинную модель организации.
10. Что понимается под термином «организация»?
11. Каково значение организации для рынка?
12. В чем организация превосходит рынок?
13. За счет чего организация может снижать издержки на рынке?
14. Что влияет на изменения, происходящие в организациях?
15. Как влияет мотивация работников на циркуляцию информации в организациях?
16. Как влияет различное мотивирование работников на цели организации?
17. Можно ли упорядочить мотивации работников в организации?
18. В чем состоит цель механизмов стимулирования в организациях?
19. Объясните, чем выгоднее внутренняя свобода в организациях по сравнению со сти- мулированием.
20. Чем отличается стратегия собственника от стратегии менеджера?
21. Зачем нужны правила в организациях?

18

Глава 3
Основополагающие законы организаций
3.1. Общие понятия о зависимостях,
законах и закономерностях
В организации всегда присутствуют процессы, среди которых можно выделить упра- вляемые, неуправляемые и частично управляемые. Например, процесс, изображенный на рис. 3.1, обладает следующими особенностями: запаздыванием обратной связи, наличием порога нечувствительности, ограничением на переменные, схождением на намеченный уро- вень или расхождением от него.
Рис. 3.1. Схема управленческих процессов в организации
Так, на входе в организацию поступают ресурсы, которые трансформируются в про- дукцию, поступающую на выходе из организации во внешнюю среду. Входные воздействия и результаты на выходе связаны между собой. Указанная связь выражается графически, сло- весно, в виде формулы, инструкций, правил и т. д.
Например, зависимость производительности труда от количества работников с выс- шим образованием можно представить так, как это изображено на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Пример графической зависимости: П
тр
– производительность труда; К
раб
– количество работников с высшим образованием
Зависимость – это связь между переменными входа и выхода. Зависимости могут быть:
• объективными и субъективными. Объективные зависимости формируются незави- симо от сознания и воли людей. Субъективные – формируются людьми для реализации их целей;
• кратковременными и долговременными. К кратковременным относится, например, зависимость подбора кадров от личных качеств нового руководителя. К долговременным – зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию;

19
• моральными и аморальными. Моральные связаны с соблюдением норм поведения человека, а аморальные – с обычаями и традициями, так или иначе нарушающими права человека. Из категории «зависимость» вытекает понятие закона.
Закон это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах (кон- ституции, законодательных актах и т. д.) и является общепризнанной нормой для большой группы людей и организаций, получила признание и поддержку авторитетных ученых.
Между категориями «закон» и «закономерность» существует взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зави- симостей и законов.
Развитие и функционирование сложных систем подчиняются ряду закономерностей. К ним можно отнести: закономерности целостности, интегративности, коммуникативности и иерархичности.
Таким образом, закономерность является частью закона. С позиций управления закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и мето- дами их достижения.
Законы имеют механизм действия и механизм использования. Механизм действия
представляет собой формирование зависимости выходных параметров от входных; опреде- ление допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм исполь-
зования – это набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия, с ука- занием перечня его прав и ответственности.
Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти за счет как анализа большого количества конкретных систем, так и переноса закономерно- стей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем.
Чаще всего специалисты выделяют две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, сформулированные людьми. Законы при- роды объективны, непротиворечивы и нерушимы. А законы, сформулированные людьми, переменчивы, непоследовательны и противоречивы.
Поэтому принято считать, что законы организации – это объективные законы, а законы для организаций – законы субъективные.
Частные (специфические) законы изучаются отдельными естественными науками
(физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, эко- номикой и др.).
Кроме писаных законов, определяющих жизнь в обществе, существуют сотни непи- саных, неформальных законов, представляющих собой нормы поведения, традиции и при- вычки.
Применительно к организации закон – это «необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение».
Законы организации состоят из общего и особенного. Общая часть имеет механизм действия независимо от географического положения, сферы деятельности организации.
Особенное – это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организа- ций как социальной системы.
Законы организации позволяют адекватно оценивать происходящие события и анали- зировать опыт.
Руководитель при принятии решений может руководствоваться либо законом, либо здравым смыслом, который обычно приводит к центробежным движениям в организации – развалу («хотел, как лучше, а получилось, как всегда»).


20
По важности законы организации делят на два уровня: основополагающие и менее важные. К законам первого уровня относится закон синергии.
3.2. Закон синергии
Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют в основном сле- дующие элементы: производительность, микроклимат в коллективе, заинтересованность, кадровый, научный и технический состав, отношение к внешней среде, перспективы разви- тия, имидж.
Сочетание указанных элементов может создавать множество вариантов потенциала организации: от высокого (например, в случае совпадения целей работников и целей органи- зации) до низкого (например, в случае приобретения некомплектного оборудования, уволь- нения «генераторов идей» и т. п.).
Проявление результатов соединения потенциалов элементов системы находится в соответствии с законом синергии, который состоит из двух частей:
1) эффект, полученный в результате соединения двух и более систем, больше или меньше простого сложения;
2) существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо суще- ственно меньше.
Применительно к организации синергия – это «такое приращение ресурсного потен- циала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поста- вленной цели, при котором полученный результат больше-меньше, чем простое сложение используемых ресурсов».
Потенциал может меняться пропорционально привлечению дополнительных ресурсов или скачкообразно (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Варианты изменения потенциала организации: 1 – потенциал имущества предприятия; 2 – потенциал репутации предприятия; 3 – потенциал работников предприя- тия; 4 – потенциал одного вновь принятого работника (например, директора); 5 – приобре- тение некомплектного оборудования, которое не установлено и лежит на складе
Соединение ресурсов 1, 2 и 3 дает меньший прирост потенциала, чем соединение тех же ресурсов с ресурсом 4, обладающим небольшим потенциалом. Привлечение ресурса 5 снижает потенциал организации (см. рис. 3.3).
Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.
Закон синергии означает, что для любой организации существует такой набор элемен- тов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потен- циалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
В биологических системах синергические процессы позволяют накапливать и пере- давать энергию, запасенную на молекулярном уровне, в ее макроскопические формы. Они


21 проявляются в мышечном сокращении, электрических колебаниях в мозге, в образовании электрического заряда у некоторых рыб и т. д.
В социологии находит объяснение известное положение о том, что в процессе фор- мирования общественного мнения индивидуумы взаимно влияют друг на друга. При неко- торых внешних условиях (например, в области политики или экономики) может резко меняться общественное мнение, что проявляется в возникновении разного рода кризисных ситуаций.
Известные в экономике колебания между спросом и предложением на рынке товаров и услуг количественно описываются методами синергии. Примером демонстрации действия закона синергии могут служить и альянсы организаций, в которых суммарный доход выше суммы доходов каждой из организаций, работающих в одиночку. В данном случае эффект масштаба и общий объем инвестиций обусловливают в интегрированной компании суще- ственный синергетический эффект, который достигается с помощью тщательного отбора товаров и рынков, а также соответствующей конкурентной позицией.
Но синергизм имеет отрицательный знак при переходе компании в отрасль с высо- кой турбулентностью. Синергизм продаж возникает в ситуации, при которой реализация нескольких товаров производится через единую сеть распределения и координируется из единого центра, а также продажу сопутствующих товаров, совместную рекламу различных товаров.
В рамках теории систем закон синергии проявляется в следующих формулировках:
• сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого вошедшего в состав целого элемента в отдельности;
• совокупность элементов, образующих систему, организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов по отдельности.
Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему.
Существо эффекта проявляется через связи, которые устанавливаются между частями, т. е. связи являются необходимым организационными элементами.
Связи должны обеспечивать наилучшее сочетание компетенций организации как системы:
1) в области исследований и разработок;
2) в части операций по закупке сырья, планированию и контролю производства, изго- товлению технической оснастки, по производственному инжинирингу, контролю над каче- ством, запасами и производством товаров и услуг;
3) в области маркетинга – широкая деятельность по созданию приверженности к про- дукту, реклама, стимулирование сбыта и продажи, а также распределение товара (включая транспортировку и складирование), контроль над своевременным выполнением контрактов, анализ эффективности продаж и послепродажного сервиса;
4) общий менеджмент и финансы, которые включают три области деятельности:
• определение общей системы взаимодействий компании с внешней средой;
• обеспечение интегрированного принятия решений;
• обеспечение предоставления разнообразных услуг в функциональных сферах, таких, как бухгалтерский учет, отраслевые отношения, повышение квалификации персонала и осу- ществление функций, наиболее эффективно исполняемых на централизованных уровнях.
Для повышения результативности внутри каждой из обозначенных функциональных областей следует поместить четыре категории навыков и ресурсов: мощности и оборудова- ние; навыки персонала; организационные и управленческие способности.
Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:
1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, что позволяет снизить издержки и увеличить объем продаж;