Файл: Формирование у младших школьников представлений о площади фигуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

В процессе исследования нами были решены все поставленные задачи, а именно: проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме «Величины и их измерения»; раскрыты математические основы изучения величин в начальном курсе математики; изучена практика работы школы по формированию представлений о площади у младших школьников; разработаны методические рекомендации по повышению эффективности процесса формирования у младших школьников представлений о площади фигуры.

В результате выполненной работы мы пришли к следующим выводам. Разработка проблемы дидактических и педагогических основ формирования понятий «величина», «площадь», представлений о единицах площади, проводимая исследователями А.В. Тихоненко, С.Е. Царевой, Н.Б. Истоминой и др. на протяжении многих лет, коснулась ряда актуальных вопросов педагогической науки и практики, что подробно представлено в методических пособиях и монографиях названных исследователей. Изучая эти работы, было установлено, что понятие «величина» является важнейшим понятием математики, и изучение величин имеет большое значение и для установления связи математики с жизнью, и для развития младших школьников.

Изучение каждой из величин, в том числе и площади фигуры, имеет свои методические особенности, но можно выделить и общие этапы в технологии изучения величин.

Также установлено, что формирование представлений о площади у учащихся 1 – 2 классов основывается на интуитивном представлении; знакомство с понятием «площадь» осуществляется в 3 классе; исследование понятия площади происходит с опорой на представления обучающихся о том, что все фигуры занимают определенной место не плоскости.

В результате изучения темы школьники должны научиться различать единицы длины и площади; воспроизводить по памяти правила нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата), знать единицы измерения площади (см², дм², м²) и соотношения между ними; применять знания (вычислять площадь прямоугольника (квадрата)).

Выполненный анализ методической литературы по вопросу использования исторических сведений при изучении площади и ее измерения показал, что использование исторического материала возможно на уроках математики, и некоторыми учебными программами предусмотрено изучение исторических сведений о величинах. Было установлено, что изучение истории измерений площади в начальных классах возможно реализовать и во внеурочной деятельности.


Для подтверждения теоретических выводов нами была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая педагогическое наблюдение, анкетирование учителей начальных классов, письменную проверочную работу учащихся.

Содержание работы было подобрано в соответствии с программными требованиями по данному вопросу курса математики и включало задания на проверку умения осуществлять выбор адекватных единиц площади в конкретной ситуации; представлений о значении конкретной величины (площади) на основе жизненного опыта детей и определения значения величины «на глаз»; осознания того, какие величины являются однородными; умения сравнивать однородные величины, выраженные в разных единицах; умения выполнять арифметические действия с однородными величинами; умения пользоваться для измерения и сравнения площадей геометрических фигур палеткой; умения составлять плоские фигуры (прямоугольник) из других фигур (квадратов) меньших размеров и вычислять площадь полученного прямоугольника.

Результат констатирующего эксперимента позволил выявить ряд трудностей в усвоении учащимися экспериментального класса материала по теме «Площадь фигуры»: дети путают единицы площади и длины; имеют слабые представления об измерениях площадей, осуществляемых в повседневной жизни; практически не имеют понятия об исторических единицах измерения площади и длины; не имеют четкого представления о том, какие единицы измерения площади целесообразно применить в конкретных условиях; не умеют вычислять площадь прямоугольника при решении задач.

Исправлению этого положения, на наш взгляд, будут способствовать задания развивающего и практического характера на сравнение площадей окружающих предметов (книг, крышки стола и т.п.); задачи, которые помогут учащимся установить взаимосвязь между геометрическими фигурами, их построением и вычислением площади геометрических фигур; задания, связанные с краеведением, с историческими единицами измерения площади и длины. Рекомендации по включению указанных видов заданий мы предлагаем в своей работе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась.



Литература

  1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отделений пед. уч-щ / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова; - 3-е изд., – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.

  2. Бантова М.А., Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2008. – 170 с.

  3. Берлянд И.Е. Загадки и числа: воображаемые уроки в 1-м классе: пособие для учителя / И.Е. Берлянд. – М.: Академия, 2007. – 37 с.

  4. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность: проблемы преподавания математики в начальной школе / Ж. Вернье. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – 81 с.

  5. Волкова С.И. Математика и конструирование в 1 классе: кн. для учителя / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 1993. – 47 с.

  6. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе: пособие для учителя четырехлетн.нач.шк. / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2006. – 61 с.

  7. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики во 2 классе: пособие для учителя четырехлетн.нач.шк. / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2009. – 109 с.

  8. Глейзер Г. И. История математики в школе: 4–6 кл. Пособие для учителей / Г. И. Глейзер. М.: Просвещение, 1981. 239 с..

  9. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики / Я.И. Груденов.– М.: Педагогика, 1987. – 71 с.

  10. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: книга для учителя / О.Б. Епишева.– М.: Просвещение, 2007. – 97 с.

  11. Зильберг Н.И. Урок математики в 1-м классе / Н.И. Зильберг. – Оса: Россиани, 2004. – 56 с.

  12. Игнатова Л.В. Формирование представлений о зависимости величин в курсе начальной математики / Л.В. Игнатова. //Начальная школа №27 - 1985. – 48 с.

  13. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение, 1985. – 85 с.

  14. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2005. – 110 с.

  15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 197 с.

  16. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальной школе. Вопросы частной методики / Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение, 1986. – 91 с.

  17. Карп А.П. «Даю уроки математики»: книга для учителя: из опыта работы / А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2000. – 103 с.

  18. Клименченко Д. Величины и их измерение / Д. Клименченко. // Начальная школа №6 1990. – 42 с.

  19. Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации / В.Н. Костицын. – М.: Владос, 2007. – 67 с.

  20. Колягин Ю.М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения / Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова. / Начальная школа №4, 2009. – 48 с.

  21. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в начальных классах. Вопросы частной методики: учеб.пособие / Ю.М. Колягин. – М.: Просвещение, 2009. – 97 с.

  22. Моро М.И. Математика в 1-м классе: пособие для учителя трехлетн.нач.шк / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 1999. – 89 с.

  23. Моро М.И. Математика во 2-м классе: пособие для учителя трехлетн.нач.шк / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2006. – 140 с.

  24. Моро М.И. Средства обучения математике в начальных классах: пособие для учителя / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2005. – 89 с.

  25. Моро М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 2007. – 136 с.

  26. Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее проявления / Н.Н. Паболкова. //Начальная школа №3 2004. – 100 с.

  27. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х частях / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2004. – 513 с.

  28. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс, кн. 1 / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1999. – 548 с.

  29. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, пункт 9 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29082013-n-1008/

  30. Прохоров В.А. Липецкая топонимия / В.А. Прохоров. – Воронеж.: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1981. – 160 с.

  31. Пчелко А.С. Математика в 3 классе: пособие для учителя трехлетней нач.шк / А.С. Пчелко. – М.: Просвещение, 1988. – 99 с.

  32. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики / А.С. Пчелко. – М.: Просвещение, 2016. – 98 с.

  33. Рудаков Л.Е. По следам легенд. Очерки по истории городов и памятников архитектуры Липецкой области / Л.Е. Рудаков. – Воронеж.: Центр. – Черноземное кН. Изд-во, 1980. – 136 с.

  34. Рыжик В.И. 25000 уроков математики: книга для учителя / В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2000. – 79 с.

  35. Сластенин В.А. Педагогика. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –3-е изд – М.: Просвещение, 2004. – 390 с.

  36. Смирнов С.И. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / С.И. Смирнов. – М.: изд. Дом «АКАДЕМИЯ», 1998. – 309 с.

  37. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 2-го класса / С.В. Степанова. //Начальная школа №8 1989. – 80 с.

  38. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» / Л.П. Стойлова. М.: Просвещение, 1988. 320 с.

  39. Тесленко И.Ф. Методика преподавания планиметрии: метод.пособие / И.Ф. Тесленко. – Киев.: Рад.шк., 2008. – 101 с.

  40. Тихоненко А.В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы / А.В.Тихоненко – Ростов – н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 174 с.

  41. Уткина Н.Г. Изучение трудных тем по математике в 1 – 3 классах: из опыта работы учителей г. Москвы: сборник / Н.Г. Уткина. – М.: Просвещение, 1982. – 68 с.

  42. Федеральный закон «О дополнительном образовании» от 12.07.2011г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eduimpulse.ru/index.php/vcard/2014-09-27-04-15-54/impdocs/2013-10-14-05-16-59/2013-10-25-02-07-36 (02.04.2017)

  43. Федеральный закон «О дополнительном образовании» от 16.07.2001г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eduimpulse.ru/index.php/vcard/2014-09-27-04-1554/impdocs/2013-10-14-05-16-59/2013-10-25-02-07-36 Статья 13

  44. Фролова Л. Значение старинных мер измерения величин на Руси// Среднее образование и школы. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/225613/starinnyie-meryi-izmereniya-dlinyi-ploschadi-massyi-znachenie-starinnyih-mer-izmereniya-velichin-na-rusi (16.03.2017).

  45. Чилингирова Л.К. Играя, учимся математике: пособие для учителя / Л.К. Чилингирова. – М.: Просвещение, 2009. – 135 с.

  46. Шалыгина Ю. В. Дидактические игры как средство формирования представления о величине у детей 5–7 лет / Ю. В. Шалыгина, Н. Б. Тимофеева. Стерлитамак: АМИ, 2016. 301 с.

  47. Шалыгина Ю. В. Старинные меры измерения величин в начальном курсе математики / Ю. В. Шалыгина, Н. Б. Тимофеева. – М.: Просвещение, 2017. 649 с.




Выпускную квалификационную работу выполнила _________ / Москвичева А.С.

Приложение 1

Протоколы уроков

Приложение 2

Анкеты для учителей

Приложение 3

Проверочные контрольные работы