Файл: Контрольная работа по дисциплине Гражданское право Выполнила Студентка третьего курса, 331 группы Заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судебная коллегия согласилась с доводами апелляционной жалобы, пришла к выводу, что судом нарушены нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения, в связи с чем имеются основания для его отмены.

Так, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что обращения К. от 23.05.2019 г. и 10.06.2019 г. рассмотрены, о чем административному истцу дан письменный ответ от 07.06.2019 г. и вынесено постановление от 25.06.2019г. В то же время, установив, что копия постановления от 25.06.2019 г. направлена должнику с нарушением требований части 7 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, суд признал незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя С. в части нарушения сроков направления постановления.

Вместе с тем, требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска Самарской области С. в части нарушения срока направления в адрес должника К. копии постановления от 25.06.2019 г. в просительной части административного иска, не заявлены.

Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции в отсутствие на то законных оснований вышел за пределы заявленных требований, что противоречит требованиям части 1 статьи 178 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворенных требований отменено с вынесением нового решения, которым К. отказано в удовлетворении административного иска.

Анализ процессуальных нарушений при рассмотрении дел судами первой инстанции, показывает, что причинами отмен судебных постановлений как правило является ненадлежащая их подготовка к судебному разбирательству.

При этом, в соответствии со статьей 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

Согласно статье 134 КАС РФ подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

Статьей 139 КАС РФ предусмотрено, что суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Анализ отмен судебной коллегией по административным делам Самарского областного суда по частным жалобам определений суда первой инстанции показывает, что судами допускаются ошибки на стадии рассмотрения вопроса принятия административного искового заявления к производству.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абз. 4 п. 1 указанного Постановления).

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:



1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

1) Основания отказа в принятии административного искового заявления предусмотрены положениями статьи 128 КАС РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Пример 10. (Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда по делу 33а-14057/2019).

Р. обратился к ОСП Железнодорожного района г. Самары, УФССП России по Самарской области с административным иском, в котором просил признать незаконными действия судебных приставов-исполнителей А. и Л., начальника отдела ОСП Железнодорожного района г. Самары и взыскать с них компенсацию морального вреда по 100 000 руб. с каждого.

Судьей Железнодорожного районного суда г. Самара 09.08.2019г. постановлено определение об отказе в принятии административного иска по основаниям пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ ввиду того, что требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского искового судопроизводства.

Судебная коллегия, отменяя указанное определение по частной жалобе Р., и возвращая материал в суд для рассмотрения со стадии принятия, исходила из следующего.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.


Поскольку, административным истцом заявлены требования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, то данные требования подлежали рассмотрению в порядке КАС РФ. Основания к отказу в принятии административного иска в данной части являются незаконными.

Кроме того, судебной коллегией разъяснено, что при рассмотрении вопроса о принятии к производству административного искового заявления суду следует исходить из положений пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 г. N 451-ФЗ) не допускающего отказ в принятии административного искового заявления по данному основанию, а также учесть, что статьи 16.1 КАС РФ допускает переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, если заявление содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства.

Следует отметить, что суд разрешая вопрос о принятии иска либо в ходе рассмотрения административного, в котором административным истцом объединены требования, рассматриваемые по КАС РФ и по ГПК РФ, вправе руководствуясь положениями статьи 136 КАС РФ выделить требования, рассматриваемые по ГПК РФ в отдельное производство.

Пример 11. (Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда по делу 33а-14645/2019).

Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения директора МБУ «Гимназия №» М. об отказе в приеме ее сына Н. на обучение в 10 класс, признании протокола заседания комиссии МБУ «Гимназия №», которым оформлен индивидуальный отбор обучающихся в 10 класс, восстановлении нарушенного права ее сына Н. на получение среднего общего образования в очной форме, взыскания судебных расходов.

Определением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 04.09.2019 г. в принятии административного иска отказано по основаниям пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, поскольку требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского искового судопроизводства, ввиду наличия спора о праве на получение среднего образования.

Судебная коллегия, отменяя определение суда по частной жалобе Н. и возвращая материал в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия, пришла к выводу, что оно постановлено с нарушением норм процессуального права.

Так, специальным законом, регулирующим общественные отношения,
возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного Закона).

В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4). При этом ребенок не снимается с учета для предоставления места ему должно быть представлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место с 01 сентября следующего года.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа Тольятти Самарской области, организация отдыха детей в каникулярное время, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью согласно второго раздела Положения о департаменте образования администрации городского округа Тольятти, утвержденного распоряжением мэрии городского округа Тольятти от 07.10.2016 N 6318-р/1 относится к полномочиям департамента образования, являющегося структурным подразделением администрации городского округа Тольятти.