Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Г.В. Залевский, Ю.П. Зинченко,
Н.В. Козлова
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
(КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Учебное пособие
Рекомендовано Советом по психологии УМО
по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по направлению и специальностям психологии
Томск
2012
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4Я73
З23
Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В.
З23 Введение в профессию (Клиническая психология) : учеб. пособие. – Томск : Томский государственный университет, 2012. – 240 с.
ISBN 978-5-9462-1395-0
В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические и технологические системы знаний как основа вхождения студентов в обра- зовательное и профессиональное пространство.
Издание содержит современное психологическое знание и позволяет использовать его в реальных практиках образовательного процесса в вузе.
Для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психо- логия», слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительных квалификаций «психолог» и
«клинический психолог», а также студентов психологических и педагоги- ческих специальностей, преподавателей высших учебных заведений, ас- пирантов.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4Я73
ISBN 978-5-9462-1395-0 © Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В.,2012
© Томский государственный университет, 2012
Социально-трудовые отношения: результаты исследования
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие учитывает возможности использова- ния инновационных технологий социально-ориентирующего и профессионально-развивающего обучения, представляющих набор способов и приемов, содержательную технику реализации образо- вательного процесса в вузе с позиций инновационной стратегиче- ской концепции обучения и творческого развития личности кли- нического психолога.
Профессионально-личностными интегрирующими компонен- тами курса являются цели, ценности, смыслы, отношения, твор- ческое исполнение последующей профессиональной деятельно- сти.
Контрольные вопросы и задания, приведенные в учебном посо- бии, ориентируют студентов на развитие личности в творческом плане, самореализацию и саморазвитие, что преобразует мотива- ционно-ценное ядро личности, обеспечивая активную включен- ность студентов в самостоятельную образовательную деятельность на уровне ее самоанализа от цели до результата, и тем самым фор- мирует инновационный стиль мышления и действий.
Структура пособия выстроена в контексте освоения общекуль- турного и общепсихологического блоков программы подготовки клинических психологов, что позволяет рассматривать содержание пособия как системные, междисциплинарные, обобщенные знания.
Процесс их усвоения предполагает организацию многообразных форм поисковой, конструктивной мыслительной деятельности как продуктивного творческого процесса.
Изучение материалов, представленных в учебном пособии и в рекомендованных литературных источниках, а также самостоя- тельный библиографический поиск повысит эффективность и про- дуктивность усвоения курса, а также возможности рефлексии по отношению к собственным стратегиям профессионального станов- ления.
Введение в профессию (Клиническая психология)
4
В учебном пособии отражены тенденции развития психологиче- ского знания и их образовательный потенциал, рассматриваемый с позиций современных тенденций в образовании – необходимости изменения содержания, характера и направленности профессио- нальной подготовки, где процесс приобретения профессиональных знаний преломляется через личностную, ценностно-смысловую сферу субъектов образовательного процесса в вузе.
Итогом изучения данного курса может стать возможность каче- ственно по-новому подойти к построению собственной образова- тельной и профессиональной траектории на протяжении всего времени обучения.
Глава 1. Психология как профессия
5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ
1.1. Профессия и профессионализм: базовые категории
Профессия «психолог» является достаточно популярной. Причи- нами популярности этой профессии являются следующие:
– с одной стороны, потребность общества в психологически ком- петентных специалистах, способных разрешить многие проблемы, существующие в нашей стране (например, увеличение количества наркоманов, алкоголиков, беспризорных детей, преступников, разво- дов в семьях и т.п.). Существует также востребованность психологов в системе образования, здравоохранения, управления производством, государственных структурах, кадровых агентствах и т.д. С наличием специалистов-психологов связывают определенные надежды на успех кадровой политики, продаж, рекламной деятельности и т.д.;
– с другой стороны, выпускники школ имеют желание получить пси- хологические знания не только для того, чтобы работать психологами, но и для других целей (например, для решения собственных проблем или просто повышения компетентности во взаимодействии с людьми).
При любых основаниях актуальными выступают вопросы професси- онализации и профессионализма, накопления профессионального опыта, что позволит быть продуктивным на рынке психологического труда.
Трудовая деятельность (и, в частности, деятельность профессио- нальная) – это прежде всего продуктивная деятельность,т.е.деятель- ность, отличающаяся высокими характеристиками качества по основ- ным показателям, допускающим квантификацию производительно- сти, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности и стабильности, преследующая по- ложительно социально-значимые цели, сохраняющая здоровье специ- алиста и развивающая его как личность. Таким образом, в профессии человек стремится делать что-то полезное для окружающих, но также реализовать все лучшее, что у него есть. В этом он создает и для са- мого себя полноценное счастье, т.е. ориентируясь на других людей
(на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого
Введение в профессию (Клиническая психология)
6 себя как состоявшуюся личность. В особой степени это относится к профессии психолог– профессии,ориентированной на помощь дру- гим людям в решении их самых сложных жизненных проблем, име- ющей выраженную гуманитарную ориентацию (ориентацию на чело- века с его проблемами), ставящей на первое место интересы тех лю- дей, которые доверились в самых сущностных вопросах – вопросах смысла своей жизни, вопросах своего развития и достойного поведе- ния в сложных жизненных ситуациях.
Для определения понятия «профессия» обратимся к специалисту в области психологии труда Е.А. Климову, представившему следующие аспекты данного понятия (рис. 1, табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Различные аспекты понятия «профессия»
Профессия как общность людей
Это общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки наклады- вает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). При этом уровень жизни (при общности самого образа жизни) у них может различаться, они могут иметь разную степень успешности (кто-то научился «хо- рошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в профессии «психолог»), но базовая система ценно- стей у представителей профессии «психолог» при- мерно одинаковая, что и позволяет им говорить
Профессия
Род деятельности с определенной системой трудовых функций
Определенная систе- ма профессиональной подготовки
Общность людей, занятых определен- ной деятельностью
Социально признаваемый и/или юридически фиксиро- ванный трудовой пост
Качественная определен- ность человека (знания, умения, навыки, опыт, ква- лификация, пригодность)
Рис. 1. Основные аспекты рассмотрения профессии по Е.А. Климову
Глава 1. Психология как профессия
7
О к о н ч а н и е т а б л. 1 о ком-то из своих коллег, как о более или менее со- стоявшемся специалисте (даже независимо от полу- чаемых «доходов»)
Профессия как область приложения сил
Область, связанная с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной дея- тельности. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализо- вать себя как профессионал
Профессия как деятельность и область проявления личности
Профессиональная деятельность, не просто позво- ляющая «производить» какие-то товары или услуги, но, прежде всего, позволяющая человеку реализо- вывать свой творческий потенциал и создающая условия для развития этого потенциала
Профессия как исторически развивающаяся система
Само слово «профессия» восходит к лат. profiteri –
«говорить публично». Сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может суще- ственно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповто- римой личности человека, может в определенные исторические периоды («темные эпохи») использо- ваться для откровенной манипуляции обществен- ным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно, когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами)
Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда
Это означает, что даже культурно-историческая ситу- ация (эпоха) не является тотально доминирующей; многое зависит от конкретных людей. Именно они должны сами определять место своей профессии
(и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Ве- роятно, подлинное величие того или иного професси- онала определяется тем, насколько он сумел содей- ствовать развитию своей науки не столько «благода- ря» сложившимся обстоятельствам (и социально- экономическим условиям), сколько «вопреки» им.
А идеальным вариантом творческой самореализации является ситуация, когда профессионал даже небла- гоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо, так как нередко именно преодоление трудно- стей позволяет сделать что-то действительно значи- тельное)
Введение в профессию (Клиническая психология)
8
В поле понятий, касающихся «профессии», существует целый ряд понятий, необходимых для вступивших на путь профессионального становления.
Понятие «профессия»– необходимая для общества и ограничен- ная (разделение труда) область применения, приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития. В целом же понятие «профессия» включает следующие ха- рактеристики:
– это ограниченный вид труда, что неизбежно предполагает со- трудничество со смежными специалистами;
– это труд, требующий специальной подготовки и постоянной пе- реподготовки (заметим, что профессия «клинический психолог» предполагает только высшее образование);
– это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга);
– это общественно полезный труд (эта характеристика по- настоящему еще не осмыслена даже самими психологами);
– это труд, дающий человеку определенный статус в обществе.
Понятие «специальность» – это более конкретная область прило- жения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями являются: «клиническая психология», «социальная психология» и т.п.
Понятие «должность», или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций.
Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким обра- зованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и кон- кретные должности. Например, можно сказать, что специалисты по клинической психологии «занимаются» вопросами, связанными с от- клонениями в развитии, что предполагает рассмотрение и проблем воз- растно-психологического развития, и проблем детско-родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально-экономических особенностей об- щества (в котором они собираются самоопределяться) и т.п.
Понятие «квалификация»– уровень подготовленности и степень освоения профессиональных знаний, умений и навыков; степень под- готовленности к какому-либо виду труда.
Понятие «компетентность» – общая подготовленность к дей- ствию, возможность его совершить в специфической ситуации, харак-
Глава 1. Психология как профессия
9
теристики которой можно выявить, наблюдая за действиями, умения- ми человека. Компетентность рассматривается как потенциальная возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность находить, выявлять оптимальное действие, подходящее для решения задачи (проблемы). Понятие «компетентность» включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно- волевые и др.) качества, определяется как более широкое понятие, соотносимое и с гуманистическими ценностями образования. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценност- ных ориентаций, привычки и т.д.
Понятие «компетентность специалиста» – это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональ- ной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Зоны компетентности могут быть очерчены кругом специальных вопросов, определяющих широту сфе- ры осведомленности специалиста:
1) в отношении своих рабочих функций и своего рабочего места;
2) в смежных видах профессиональной деятельности и смежных рабочих местах;
3) в своей профессиональной сфере в широком смысле;
4) в области своего функционирования в контексте СБЕ (стратеги- ческой бизнес-единицы);
5) в целях, миссии, стратегии организации;
6) в той области рынка, которую занимает его организация.
Эти зоны формируются прежде всего за счет профессиональной практики специалиста и зависят не только от характера предъявляе- мых к нему требований, но и от двух условий, которые не регламен- тируются нормативными производственными документами, а реали- зуются самим специалистом. Это, во-первых, активность самого субъекта и, во-вторых, организационная культура.
Понятие «профессиональное самоопределение» – процесс разви- тия личности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможно- стей. На каждой стадии профессионального самоопределения лично-
Введение в профессию (Клиническая психология)
10
стью осознаются и формируются определенные цели и задачи, кото- рые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нор- мативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ре- сурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.
Понятие «профессиональное самоутверждение» – мотивационный процесс психической активности, направленный на достижение лич- ностно значимых результатов в профессиональной сфере посредством актуализации «Я-концепции» личности и создания дополнительного мотива профессиональной деятельности. Содержание профессиональ- ного самоутверждения определяется степенью выраженности потреб- ности личности в профессиональной деятельности, профессиональны- ми притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной са- мооценкой и интернальностью в сфере профессиональной деятельно- сти. В стратегиях профессионального самоутверждения взаимно пре- ломляются события профессиональной жизнедеятельности человека и его индивидуально-типологические особенности.
Понятие «личностно-профессиональный рост» – непрерывный процесс, в рамках которого личность приобретает способность управ- лять текущими событиями, формировать конструктивные и позитив- ные межличностные взаимоотношения, интеллектуальные, организа- торские способности как «по вертикали», так и «по горизонтали», воспринимать жизнь во всем ее многообразии, быть открытым для жизненного и социального опыта и т.д.
Понятие «профессионал» – это личность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназна- чение в профессии, ориентированная на высокие достижения, гармо- нично сочетающая личные интересы и интересы общества.
А.К. Маркова различает понятия нормативного и реального професси- онализма, подчеркивая, что реальный профессионализм работника за- частую весьма далек от нормативно заданного. Нормативным профес- сионализмом она предлагает называть нормативные требования про- фессии к личности человека, тогда как реальный профессионализм, по ее мнению, есть внутренняя характеристика личности, позволяющая человеку соответствовать нормативным требованиям профессии. В си- лу названных обстоятельств ею выделяются две стороны профессиона-