ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 461

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об

объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или

реорганизацией суда;

12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

В отношении судей Конституционного Суда РФ их полномочия могут

быть прекращены по решению Конституционного Суда РФ ввиду неучастия

судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования

свыше двух раз подряд без уважительных причин, а также по решению Совета

Федерации ввиду нарушения порядка назначения судьи на должность и в случае

совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

Решения квалификационных коллегий судей о приостановлении или

прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую

квалификационную коллегию судей РФ и в судебном порядке.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов

прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за

ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность

председателя, заместителя председателя суда.


38)Отставка судьи

Отставка Судьи- почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, исчерпывающе перечисленным в Законе о статусе судей: например, по собственному желанию, по состоянию здоровья или иной уважительной причине, мешающей работать судьей, в связи с отказом от перевода в другой суд и др. Ушедший в отставку судья, имеющий стаж работы судьей десять и более лет, считается почетным судьей. За пребывающим в отставке судьей сохраняются гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Ему предоставляются соответствующее материальное обеспечение (пенсия или ежемесячное пожизненное содержание) и льготы, которыми пользуются работающие судьи.


39)Неприкосновенность судьи

Неприкосновенность судьи - ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам. Наиболее детально гарантии Н. с. обозначены в ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" 1992 г., где в отношении судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов сказано: "1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. 2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. 3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. 4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. 5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. 6. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр, личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. 7. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации".



40) Судейское сообщество и его органы

Судейское сообщество в Российской Федерации (далее - судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества. Статья 5.

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.


41)Квалификационные коллегии и аттестация судей.

Закон РФ "О статусе судей в РФ" 1992г., Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное Верховным Советом РФ, 1993г.

- утверждение состава экзаменационных комиссий для проверки знаний лиц, претендующих на судебные должности.

- дача заключений о возможности назначения кандидата в судьи или на должность председателя районного суда, об освобождении от этой должности (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ дают заключение о возможности назначения конкретных кандидатов судьями этих судов или об их освобождении от этой должности).

- проведение квалификационной аттестации судей и принятие решений о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ присваивают с пятого по первый класс).


- принятие решений по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела в отношении судьи, привлечением к уголовной ответственности, арестом или приводом.

- предупреждение судьи о необходимости прекращения деятельности, несовместимой с должностью судьи, решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи, а также прекращением отставки судьи.

- рассмотрение жалоб или представлений, касающихся действий либо бездействия судьи, которые умаляют авторитет судебной власти.

- дача заключений по вопросам представления судей к награждению государственными наградами или присвоению им почетных званий.

  • выполнение иных полномочий, возлагаемых на квалификационные коллегии судей действующим законодательством.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СУДЬИ - проверка и оценка профессионального уровня и иных деловых качеств судьи, производимые в соответствии с предписаниями законодательства при представлении судьи к присвоению первого или очередного квалификационного класса, назначению в вышестоящий суд, назначению на должность судьи без ограничения срока полномочий (если судья был назначен на определенный срок); утверждению в должности председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии вышестоящего суда. К. а. с. проводится квалификационной коллегией судей по материалам, подготавливаемым председателями соответствующих судов.

Квалификационная аттестация судей общих, арбитражных и военных судов проводится при представлении судьи:

  • к избранию в вышестоящий суд;

  • к избранию на очередной срок полномочий в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации;

  • к избранию без ограничения срока полномочий, если судья был избран на определенный срок полномочий;

  • к утверждению на должность председателя, заместителя председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда;

  • к присвоению квалификационного класса.

Квалификационную аттестацию судей и присвоение им квалификационных классов проводят соответствующие квалификационные коллегии судей в порядке, предусмотренном Положением о квалификационных коллегиях судей.

На судью, подлежащего квалификационной аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна отражать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств. Судья должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не позднее чем за две недели до квалификационной аттестации, которая проводится в присутствии судьи в месячный срок со дня поступления соответствующего представления. При неявке судьи на заседание квалификационной коллегии без уважительных причин квалификационная аттестация может быть проведена в его отсутствие.


42)Организационное обеспечение д-ти судов.

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (направлений) правоохра­нительной деятельности. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

В состав данной фун­кции входит осуществление следующих задач:

— разработка и внесение в соответствующие органы государ­ственной власти предложений по вопросам организации судов (со­здание новых судов, упразднение или реорганизация уже существу­ющих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др);

— разработка и внесение предложений по вопросам увеличе­ния или сокращения штатной численности судей;

— подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

— обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, про­веряющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

— дача заключений о пригодности или непригодности канди­датов в судьи;

— организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; проверка законности избрания, назначе­ния или отбора таких заседателей;

— организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

— организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

— организация и ведение судебной статистики,

— оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (органи­зация своевременного получения судами официальных текстов за­конов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодификационной работы и поддержание в рабочем состоянии того "правового хозяйства", которым судам приходится пользоваться постоянно; содействие ведению картотек, облегчающих поиск зако­нодательства, иных актов и документов, специальной литературы;

обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т.д.);

изучение деятельности судов в масштабах отдельных реги­онов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработ­ка и внесение предложений по ее развитию и совершенствовании и т.д

Непосредственное организационное и техническое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда, состоящий из: 1) руководящие работники аппарата суда. 2) админ суда, который назначается начальникам управления отдела Судебного департамента при ВС РФ, действует под контролем судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его 1 помощником. 3) консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обдающих опред юр знаниями для ведения суд статистики, обобщение судебной практики, выполнение работы с законодательством. 4) заведующий канцелярией, который организует работу канцелярии и отвечает за неё. 5) секретари суда – ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещдоков, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение которых законченно, и задают их в архив. 6) секретари суд заседаний – ведут протоколы суд заседаний, вызывают народных заседателей, участников суд заседания, свидетелей.



43)Органы юстиции

Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе, в исполнении уголовных наказаний, адвокатуре, нотариате, обеспечении установленного порядка деятельности судов и исполнении судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

Функции: представление предложений о подготовке, заключении и исполнении междун. договоров РФ; участие в согласовании их заключений; дача заключений по вопросам соответствия положений договоров рос. законодат-ву; обеспечение юр помощью граждан и организаций. Все ведомственные нормат. акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей чел-а и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомств. характер, проходят гос. регистрацию в МЮ РФ. На МЮ возложено создание банка нормативных правовых актов субъектов РФ и ведение федер. регистра таковых. Основные задачи Министерства юстиции:

  1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

  2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

  3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Систему Министерства юстиции РФ образуют:

    • Министерство юстиции РФ – центральный аппарат;

    • Территориальные органы Минюста России по субъектам РФ;

    • Органы и учреждения, подчиненные Министерству юстиции РФ, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

    Министерство юстиции РФ возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы. Количество заместителей устанавливается Президентом РФ. Структурными подразделениями Министерства юстиции России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы. В Министерстве юстиции образуется коллегия в составе министра (председатель) и его заместителей, руководителей подведомственных федеральных служб.

    Выполнение некоторых функций Министерства юстиции РФ осуществляется территориальными органами юстиции по субъектам РФ (управлениями, отделами).