Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации порядок составления и анализ ее основных показателей (на примере мку Отдела образования Ворошиловского района города РостованаДону).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
текущего периода и плановых лет используется счет 0 502 00 000

«Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Состав бухгалтерской отчетности определяется по типу учреждения.

Таким образом, выделяют:

  1. Казенные учреждения (приказ Минфина РФ от 28.12.2010 191н);

  2. Бюджетные и автономные организации (приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

Для отчетности государственных учреждений установлены особые контрольные соотношения, которые периодически публикуются на

официальных сайтах Министерства финансов или Федерального казначейства.

Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются (Таблица 1).
Таблица 1— Перечень форм отчетности государственных учреждений


Общее наименование

Формы

Комментарии

Периодичность

представления формы

Бюджетные

Автономные

Бухгалтерский

Ф. 0503730

Ф. 0503130

Содержит информацию

Годовая

баланс







о показателях бухучета













в разрезе счетов.













Показатели













формируются на начало













и на конец года.













Предусмотрено внутри













форменное разделение













по кодам финансового













обеспечения в части













формы 0503730




Справка по

Ф. 0503725

Ф. 0503125

Содержит информацию

Квартальная,

консолидируемым







о передаче имущества,

годовая,

расчетам







имущественных прав,

месячная для










земельных участков,

казенных










денежных средств,




Справка по

Ф. 0503710

Ф. 0503110

Составляется в разрезе

Годовая

заключению







видов деятельности,




счетов







содержит информацию













о заключительных













оборотах по счетам













бухгалтерского учета




Отчет о принятых

Ф. 0503738

Ф. 0503128

Бланк предусматривает

Квартальная,

бюджетных







заполнение отдельно по

годовая

обязательствах







КФО. Предусматривает













совокупные показатели













принятых обязательств




Отчет об

Ф. 0503737

Ф. 0503127

Документ составляется

Квартальная,

исполнении







отдельно по видам

годовая

бюджета или







деятельности: 1, 2 и 4 и




ПФХД







7, 5 и 6, 3. В отчетной













форме заполняются













плановые и













фактические













показатели исполнения













бюджета или ПФХД в













разрезе кодов вида













расхода





Продолжение таблицы 1


Общее наименование

Формы

Комментарии

Периодичность представления

формы

Бюджетные

Автономные

Отчет о

финансовых результатах деятельности учреждения

Ф. 0503721

Ф. 0503121

Документ формируется до заключения счетов бухгалтерского учета. Содержит информацию о финансовых оборотах учреждения в разрезе показателей.

Предусматривается формирование в

разрезе КФО

Годовая

Отчет о движении денежных средств

Ф. 0503723

Ф. 0503123

Отчетная форма предусматривает внесение показателей движения денежных

средств организации

Квартальная, годовая

Пояснительная записка

Ф. 0503760

Ф. 0503160

Документ предусматривает текстовую часть, в которой описываются показатели отчетности,

даются пояснения отклонениям.

Месячная, квартальная, годовая


Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний день периода, за который составлена форма. Например, последний день месяца, квартала, полугодия или года. Для финансовых органов и органов Федерального казначейства предусмотрены иные бланки отчетов (Инструкция № 191н).

Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:

Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.

Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.



Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухгалтерской отчетности.

По действующим Инструкциям № 33н и № 191н крайний срок предоставления, состав и содержание бухгалтерской отчетности для госучреждений устанавливает вышестоящий распорядитель. Сроки сдачи бухгалтерской отчетности для главных распорядителей средств бюджета закреплены в приказе Казначейства РФ от 22.11.2016 № 28н.

Для подведомственных учреждений определены иные сроки (Приказ Минфина РФ № 209н от 16.11.2016 с изм.). Таким образом автономные и бюджетные учреждения обязаны отчитаться не позднее чем: за 15 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления годовой бюджетной отчетности РБС, ГРБС; за 7 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления квартальных отчетов РБС, ГРБС; за 6 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления месячных отчетов РБС, ГРБС.

Незнание и неисполнение новых требований грозит ошибками в работе бухгалтера, проблемами при проверках и штрафами для учреждения и руководителя.

Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ изменил требования к предоставлению бухгалтерской отчетности. Согласно новым нормам, бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в электронном виде по ТКС не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. Это требование касается организаций, которые обязаны по Федеральному закону от 60.11.2011 № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Большинство норм вступят в силу с 01.01.2020 года.

    1. Методические аспекты анализа данных годовой бухгалтерской отчетности


Экономический анализ — совокупность методов формирования и обработки информации об экономическом субъекте, позволяющая дать объективную оценку его деятельности, выявить закономерности и тенденции развития, обоснованно определить стоящие перед ним задачи, определить резервы и основные пути их решения. При этом экономический анализ деятельности и оценка финансового состояния экономических субъектов государственного сектора проводятся крайне ограниченно [29, c. 44].


Проведение анализа годовой бухгалтерской отчетности является составной частью финансового и соответственно экономического анализа, в рамках которого проводится исследование финансового состояния и финансовых результатов деятельности бюджетного и автономного учреждения на основе данных, содержащихся в указанной отчетности [25, c. 7].

Финансовая отчетность субъектов государственного сектора может служить информационной базой для оценки финансового состояния такого субъекту. Также важным источником информации являются сметы и отчеты об их выполнении за отчетный период.

При анализе финансовой отчетности субъектов государственного сектора применяют различные подходы:

  1. сравнение абсолютных стоимостных показателей доходов и расходов, утвержденных сметами учреждения и фактически понесенных;

  2. расчет показателей и коэффициентов для оценки финансового состояния бюджетного учреждения;

  3. адаптация имеющихся показателей и коэффициентов для их использования при анализе финансовой отчетности и финансового состояния субъекта государственного сектора;

  4. разработка специфических показателей и коэффициентов для анализа и оценки финансового состояния субъекта государственного сектора;

  5. разработка показателей и коэффициентов для анализа эффективности деятельности бюджетных учреждений в сфере медицины, спорта, культуры и тому подобное.

Каждому из приведенных подходов свойственны свои преимущества и недостатки.

При сравнении стоимостных показателей отчетности за разные периоды важным является учет влияния инфляции и ценового фактора на показатели, которые анализируют.

Важным аспектом при расчете коэффициентов для анализа финансовой отчетности и оценки финансового состояния учреждения является определение и обоснование их нормативных значений. Очевидно, что принятые нормативы для коммерческих предприятий не могут однозначно применять для бюджетных учреждений. Тогда при оценке результатов анализа особенно важно сравнение показателей учреждения в динамике и сравнение с показателями других учреждений.

К преимуществам анализа финансовой отчетности с помощью коэффициентов можно отнести:

  1. рост оперативности анализа;

  2. снижение расходов на принятия управленческих решений субъектами государственного сектора;

  3. расширение возможности сравнения показателей деятельности разных субъектов государственного сектора, в частности тех, что функционируют в разных сферах (медицина, образование, спорт и др.).


В целом во время проведения анализа и оценки финансового состояния рассчитываются показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность, а также оцениваются результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Оценка финансовой устойчивости бюджетных учреждений — это то направление экономического анализа, который особенно требует дальнейших исследований и разработки соответствующих механизмов.

На сегодня в ряде исследований предлагают в основу оценки финансовой устойчивости бюджетных учреждений возложить разработанные Г. Поляком показатели оценки финансовой устойчивости бюджета [13]. По нашему мнению, использование таких показателей возможно после их адаптации к особенностям деятельности учреждений.

Некоторые авторы при оценке финансового состояния наиболее важным считают вопрос оценки возможности функционирования субъекта государственного сектора в условиях финансовой самостоятельности [14, с. 184].

Одним из наиболее проблемных и важных направлений исследований особенностей анализа субъектов государственного сектора остается оценка результата и определение эффективности их деятельности. В отличие от коммерческого предприятия, где величина прибыли и рентабельности могут быть мерилом результата деятельности, в бюджетных учреждениях эти показатели не могут использовать, поскольку такие учреждения являются неприбыльными организациями.

Учитывая особенности функционирования таких субъектов, основную цель их создания и деятельности, принадлежности к неприбыльным учреждениям, а значит отсутствие цели получения максимальной прибыли от деятельности, важным аспектом анализа деятельности учреждений является определение критериев, по которым осуществляется оценка их эффективности. Среди возможных критериев рассматривают [15, с. 4]:

  1. правовые критерии;

  2. социальные критерии;

  3. экспертные критерии;

  4. прагматические критерии.

Для каждого критерия автором выделены основные признаки формирования оценки эффективности, базирующиеся на данных финансовой и бюджетной отчетности, результатах проверки контролирующих органов, публичных отзывах о работе учреждения и прочее.