Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации порядок составления и анализ ее основных показателей (на примере мку Отдела образования Ворошиловского района города РостованаДону).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
текущего периода и плановых лет используется счет 0 502 00 000
«Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Состав бухгалтерской отчетности определяется по типу учреждения.
Таким образом, выделяют:
Для отчетности государственных учреждений установлены особые контрольные соотношения, которые периодически публикуются на
официальных сайтах Министерства финансов или Федерального казначейства.
Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются (Таблица 1).
Таблица 1— Перечень форм отчетности государственных учреждений
Продолжение таблицы 1
Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний день периода, за который составлена форма. Например, последний день месяца, квартала, полугодия или года. Для финансовых органов и органов Федерального казначейства предусмотрены иные бланки отчетов (Инструкция № 191н).
Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:
Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухгалтерской отчетности.
По действующим Инструкциям № 33н и № 191н крайний срок предоставления, состав и содержание бухгалтерской отчетности для госучреждений устанавливает вышестоящий распорядитель. Сроки сдачи бухгалтерской отчетности для главных распорядителей средств бюджета закреплены в приказе Казначейства РФ от 22.11.2016 № 28н.
Для подведомственных учреждений определены иные сроки (Приказ Минфина РФ № 209н от 16.11.2016 с изм.). Таким образом автономные и бюджетные учреждения обязаны отчитаться не позднее чем: за 15 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления годовой бюджетной отчетности РБС, ГРБС; за 7 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления квартальных отчетов РБС, ГРБС; за 6 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления месячных отчетов РБС, ГРБС.
Незнание и неисполнение новых требований грозит ошибками в работе бухгалтера, проблемами при проверках и штрафами для учреждения и руководителя.
Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ изменил требования к предоставлению бухгалтерской отчетности. Согласно новым нормам, бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в электронном виде по ТКС не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. Это требование касается организаций, которые обязаны по Федеральному закону от 60.11.2011 № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Большинство норм вступят в силу с 01.01.2020 года.
Экономический анализ — совокупность методов формирования и обработки информации об экономическом субъекте, позволяющая дать объективную оценку его деятельности, выявить закономерности и тенденции развития, обоснованно определить стоящие перед ним задачи, определить резервы и основные пути их решения. При этом экономический анализ деятельности и оценка финансового состояния экономических субъектов государственного сектора проводятся крайне ограниченно [29, c. 44].
Проведение анализа годовой бухгалтерской отчетности является составной частью финансового и соответственно экономического анализа, в рамках которого проводится исследование финансового состояния и финансовых результатов деятельности бюджетного и автономного учреждения на основе данных, содержащихся в указанной отчетности [25, c. 7].
Финансовая отчетность субъектов государственного сектора может служить информационной базой для оценки финансового состояния такого субъекту. Также важным источником информации являются сметы и отчеты об их выполнении за отчетный период.
При анализе финансовой отчетности субъектов государственного сектора применяют различные подходы:
Каждому из приведенных подходов свойственны свои преимущества и недостатки.
При сравнении стоимостных показателей отчетности за разные периоды важным является учет влияния инфляции и ценового фактора на показатели, которые анализируют.
Важным аспектом при расчете коэффициентов для анализа финансовой отчетности и оценки финансового состояния учреждения является определение и обоснование их нормативных значений. Очевидно, что принятые нормативы для коммерческих предприятий не могут однозначно применять для бюджетных учреждений. Тогда при оценке результатов анализа особенно важно сравнение показателей учреждения в динамике и сравнение с показателями других учреждений.
К преимуществам анализа финансовой отчетности с помощью коэффициентов можно отнести:
В целом во время проведения анализа и оценки финансового состояния рассчитываются показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность, а также оцениваются результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Оценка финансовой устойчивости бюджетных учреждений — это то направление экономического анализа, который особенно требует дальнейших исследований и разработки соответствующих механизмов.
На сегодня в ряде исследований предлагают в основу оценки финансовой устойчивости бюджетных учреждений возложить разработанные Г. Поляком показатели оценки финансовой устойчивости бюджета [13]. По нашему мнению, использование таких показателей возможно после их адаптации к особенностям деятельности учреждений.
Некоторые авторы при оценке финансового состояния наиболее важным считают вопрос оценки возможности функционирования субъекта государственного сектора в условиях финансовой самостоятельности [14, с. 184].
Одним из наиболее проблемных и важных направлений исследований особенностей анализа субъектов государственного сектора остается оценка результата и определение эффективности их деятельности. В отличие от коммерческого предприятия, где величина прибыли и рентабельности могут быть мерилом результата деятельности, в бюджетных учреждениях эти показатели не могут использовать, поскольку такие учреждения являются неприбыльными организациями.
Учитывая особенности функционирования таких субъектов, основную цель их создания и деятельности, принадлежности к неприбыльным учреждениям, а значит отсутствие цели получения максимальной прибыли от деятельности, важным аспектом анализа деятельности учреждений является определение критериев, по которым осуществляется оценка их эффективности. Среди возможных критериев рассматривают [15, с. 4]:
Для каждого критерия автором выделены основные признаки формирования оценки эффективности, базирующиеся на данных финансовой и бюджетной отчетности, результатах проверки контролирующих органов, публичных отзывах о работе учреждения и прочее.
«Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Состав бухгалтерской отчетности определяется по типу учреждения.
Таким образом, выделяют:
-
Казенные учреждения (приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н); -
Бюджетные и автономные организации (приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).
Для отчетности государственных учреждений установлены особые контрольные соотношения, которые периодически публикуются на
официальных сайтах Министерства финансов или Федерального казначейства.
Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются (Таблица 1).
Таблица 1— Перечень форм отчетности государственных учреждений
Общее наименование | Формы | Комментарии | Периодичность представления формы | |
Бюджетные | Автономные | |||
Бухгалтерский | Ф. 0503730 | Ф. 0503130 | Содержит информацию | Годовая |
баланс | | | о показателях бухучета | |
| | | в разрезе счетов. | |
| | | Показатели | |
| | | формируются на начало | |
| | | и на конец года. | |
| | | Предусмотрено внутри | |
| | | форменное разделение | |
| | | по кодам финансового | |
| | | обеспечения в части | |
| | | формы 0503730 | |
Справка по | Ф. 0503725 | Ф. 0503125 | Содержит информацию | Квартальная, |
консолидируемым | | | о передаче имущества, | годовая, |
расчетам | | | имущественных прав, | месячная — для |
| | | земельных участков, | казенных |
| | | денежных средств, | |
Справка по | Ф. 0503710 | Ф. 0503110 | Составляется в разрезе | Годовая |
заключению | | | видов деятельности, | |
счетов | | | содержит информацию | |
| | | о заключительных | |
| | | оборотах по счетам | |
| | | бухгалтерского учета | |
Отчет о принятых | Ф. 0503738 | Ф. 0503128 | Бланк предусматривает | Квартальная, |
бюджетных | | | заполнение отдельно по | годовая |
обязательствах | | | КФО. Предусматривает | |
| | | совокупные показатели | |
| | | принятых обязательств | |
Отчет об | Ф. 0503737 | Ф. 0503127 | Документ составляется | Квартальная, |
исполнении | | | отдельно по видам | годовая |
бюджета или | | | деятельности: 1, 2 и 4 и | |
ПФХД | | | 7, 5 и 6, 3. В отчетной | |
| | | форме заполняются | |
| | | плановые и | |
| | | фактические | |
| | | показатели исполнения | |
| | | бюджета или ПФХД в | |
| | | разрезе кодов вида | |
| | | расхода | |
Продолжение таблицы 1
Общее наименование | Формы | Комментарии | Периодичность представления формы | |
Бюджетные | Автономные | |||
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения | Ф. 0503721 | Ф. 0503121 | Документ формируется до заключения счетов бухгалтерского учета. Содержит информацию о финансовых оборотах учреждения в разрезе показателей. Предусматривается формирование в разрезе КФО | Годовая |
Отчет о движении денежных средств | Ф. 0503723 | Ф. 0503123 | Отчетная форма предусматривает внесение показателей движения денежных средств организации | Квартальная, годовая |
Пояснительная записка | Ф. 0503760 | Ф. 0503160 | Документ предусматривает текстовую часть, в которой описываются показатели отчетности, даются пояснения отклонениям. | Месячная, квартальная, годовая |
Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний день периода, за который составлена форма. Например, последний день месяца, квартала, полугодия или года. Для финансовых органов и органов Федерального казначейства предусмотрены иные бланки отчетов (Инструкция № 191н).
Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:
Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухгалтерской отчетности.
По действующим Инструкциям № 33н и № 191н крайний срок предоставления, состав и содержание бухгалтерской отчетности для госучреждений устанавливает вышестоящий распорядитель. Сроки сдачи бухгалтерской отчетности для главных распорядителей средств бюджета закреплены в приказе Казначейства РФ от 22.11.2016 № 28н.
Для подведомственных учреждений определены иные сроки (Приказ Минфина РФ № 209н от 16.11.2016 с изм.). Таким образом автономные и бюджетные учреждения обязаны отчитаться не позднее чем: за 15 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления годовой бюджетной отчетности РБС, ГРБС; за 7 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления квартальных отчетов РБС, ГРБС; за 6 рабочих дней до наступления крайнего срока предоставления месячных отчетов РБС, ГРБС.
Незнание и неисполнение новых требований грозит ошибками в работе бухгалтера, проблемами при проверках и штрафами для учреждения и руководителя.
Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ изменил требования к предоставлению бухгалтерской отчетности. Согласно новым нормам, бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в электронном виде по ТКС не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. Это требование касается организаций, которые обязаны по Федеральному закону от 60.11.2011 № 402-ФЗ вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Большинство норм вступят в силу с 01.01.2020 года.
-
Методические аспекты анализа данных годовой бухгалтерской отчетности
Экономический анализ — совокупность методов формирования и обработки информации об экономическом субъекте, позволяющая дать объективную оценку его деятельности, выявить закономерности и тенденции развития, обоснованно определить стоящие перед ним задачи, определить резервы и основные пути их решения. При этом экономический анализ деятельности и оценка финансового состояния экономических субъектов государственного сектора проводятся крайне ограниченно [29, c. 44].
Проведение анализа годовой бухгалтерской отчетности является составной частью финансового и соответственно экономического анализа, в рамках которого проводится исследование финансового состояния и финансовых результатов деятельности бюджетного и автономного учреждения на основе данных, содержащихся в указанной отчетности [25, c. 7].
Финансовая отчетность субъектов государственного сектора может служить информационной базой для оценки финансового состояния такого субъекту. Также важным источником информации являются сметы и отчеты об их выполнении за отчетный период.
При анализе финансовой отчетности субъектов государственного сектора применяют различные подходы:
-
сравнение абсолютных стоимостных показателей доходов и расходов, утвержденных сметами учреждения и фактически понесенных; -
расчет показателей и коэффициентов для оценки финансового состояния бюджетного учреждения; -
адаптация имеющихся показателей и коэффициентов для их использования при анализе финансовой отчетности и финансового состояния субъекта государственного сектора; -
разработка специфических показателей и коэффициентов для анализа и оценки финансового состояния субъекта государственного сектора; -
разработка показателей и коэффициентов для анализа эффективности деятельности бюджетных учреждений в сфере медицины, спорта, культуры и тому подобное.
Каждому из приведенных подходов свойственны свои преимущества и недостатки.
При сравнении стоимостных показателей отчетности за разные периоды важным является учет влияния инфляции и ценового фактора на показатели, которые анализируют.
Важным аспектом при расчете коэффициентов для анализа финансовой отчетности и оценки финансового состояния учреждения является определение и обоснование их нормативных значений. Очевидно, что принятые нормативы для коммерческих предприятий не могут однозначно применять для бюджетных учреждений. Тогда при оценке результатов анализа особенно важно сравнение показателей учреждения в динамике и сравнение с показателями других учреждений.
К преимуществам анализа финансовой отчетности с помощью коэффициентов можно отнести:
-
рост оперативности анализа; -
снижение расходов на принятия управленческих решений субъектами государственного сектора; -
расширение возможности сравнения показателей деятельности разных субъектов государственного сектора, в частности тех, что функционируют в разных сферах (медицина, образование, спорт и др.).
В целом во время проведения анализа и оценки финансового состояния рассчитываются показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность, а также оцениваются результаты деятельности субъекта хозяйствования.
Оценка финансовой устойчивости бюджетных учреждений — это то направление экономического анализа, который особенно требует дальнейших исследований и разработки соответствующих механизмов.
На сегодня в ряде исследований предлагают в основу оценки финансовой устойчивости бюджетных учреждений возложить разработанные Г. Поляком показатели оценки финансовой устойчивости бюджета [13]. По нашему мнению, использование таких показателей возможно после их адаптации к особенностям деятельности учреждений.
Некоторые авторы при оценке финансового состояния наиболее важным считают вопрос оценки возможности функционирования субъекта государственного сектора в условиях финансовой самостоятельности [14, с. 184].
Одним из наиболее проблемных и важных направлений исследований особенностей анализа субъектов государственного сектора остается оценка результата и определение эффективности их деятельности. В отличие от коммерческого предприятия, где величина прибыли и рентабельности могут быть мерилом результата деятельности, в бюджетных учреждениях эти показатели не могут использовать, поскольку такие учреждения являются неприбыльными организациями.
Учитывая особенности функционирования таких субъектов, основную цель их создания и деятельности, принадлежности к неприбыльным учреждениям, а значит отсутствие цели получения максимальной прибыли от деятельности, важным аспектом анализа деятельности учреждений является определение критериев, по которым осуществляется оценка их эффективности. Среди возможных критериев рассматривают [15, с. 4]:
-
правовые критерии; -
социальные критерии; -
экспертные критерии; -
прагматические критерии.
Для каждого критерия автором выделены основные признаки формирования оценки эффективности, базирующиеся на данных финансовой и бюджетной отчетности, результатах проверки контролирующих органов, публичных отзывах о работе учреждения и прочее.