Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации порядок составления и анализ ее основных показателей (на примере мку Отдела образования Ворошиловского района города РостованаДону).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В другом исследовании [16, с. 24] на основе данных отчетности предложены направления оценки результативности бюджетных учреждений, среди которых выделено анализ использования ресурсов, анализ производственных показателей, финансовый анализ эффективности использования бюджетных средств и оценка социальной эффективности.

Для оценки эффективности функционирования субъектов государственного сектора ученые предлагают различные варианты, среди которых:

  1. Применение факторной схемы Нико Моля [17], содержащей оценку экономии бюджетных средств, экономической эффективности бюджетных учреждений и социальной эффективности расходования бюджетных средств. Применение факторной схемы Нико Моля осложняется нехваткой методических разработок по оценке социальной эффективности расходования бюджетных средств в России.

  2. Использование интегрального показателя финансовой эффективности субъектов государственного сектора экономики [18, с. 271], который базируется на анализе показателей рентабельности деятельности, эффективности использования активов и рентабельности основных средств.

Для оценки объемов и результатов деятельности субъекта государственного сектора могут применять такие показатели.

Коэффициент фактических расходов общего фонда на единицу базы. В качестве базы для расчета могут использовать показатели количества койко– дней (больницы), посещений пациентов (поликлиники), численности закрепленного населения (поликлиники семейной медицины, органы социальной защиты), количества студентов (высшие учебные заведения),

учащихся (школы), групп (дошкольные учреждения), посетителей (музеи), читателей или книговыдача (библиотеки).


Коэффициент соотношения плановых и фактических поступлений в разрезе источников финансирования рассчитывается по формуле (1.1):




,

(1.1)





где Пз — плановое поступление по фондам, млн. руб.; Фз фактическое поступление по фондам, млн. руб.
Коэффициент соотношения расходов и доходов в разрезе источников финансирования рассчитывается по формуле (1.2):



,

(1.2)





где Вз расходы по фондам, млн. руб.;

Дз доходы по общим и специальным фондами, млн. руб.

Важным показателем для оценки финансовой устойчивости бюджетных учреждений, получающих доходы специального фонда, является коэффициент собственных доходов в расходах учреждения. В частности этот показатель целесообразно использовать при анализе финансовой отчетности в образовательных, медицинских, спортивных учреждениях. Возможно применение также коэффициента доходов от реализации продукции (работ, услуг) в расходах учреждения.



Коэффициент собственных доходов в расходах рассчитывается по формуле (1.3):



,

(1.3)


где Дс сумма собственных доходов, млн. руб.;

В общая сумма расходов по фондам, млн. руб.

Такой показатель отражает, какая доля всех расходов учреждения формируется за счет доходов специального фонда и характеризует степень независимости учреждения от финансирования по общему фонду.

Коэффициент доходов от реализации в расходах рассчитывается по формуле (1.4):


,

(1.4)


где Др доходы от реализации учреждения, млн. руб.; В — общая сумма расходов по фондам, млн. руб.
Этот показатель отражает, какая доля всех расходов учреждения формируется за счет поступлений от оказания платных услуг, выполнения работ или производства продукции и характеризует степень независимости учреждения от других источников финансирования. Во время анализа финансовой отчетности и оценке финансового состояния важное место занимает анализ дебиторской и кредиторской задолженностей. При проведении анализа в этом направлении рассчитывают и оценивают следующие показатели:

долю кредиторской задолженности в расходах учреждения; долю дебиторской задолженности в доходах учреждения;

долю дебиторской задолженности в собственных доходах учреждения;
соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей

бюджетного учреждения;

сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей; долю просроченной дебиторской задолженности в ее общей сумме; долю просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме;

долю просроченной кредиторской задолженности в расходах учреждения;

долю просроченной дебиторской задолженности в доходах учреждения;

темп изменения просроченной дебиторской задолженности; темп изменения просроченной кредиторской задолженности.

Важным показателем при анализе дебиторской задолженности показатель оборачиваемости дебиторской задолженности, который показывает количество оборотов совершили за год средства, вложенные в расчеты.
Для субъектов государственного сектора специфика расчета такого показателя обусловлена отсутствием производственной деятельности и бюджетным финансированием и рассчитывается по формуле (1.5):



,

(1.5)






где Фин сумма целевого финансирования, млн. руб.;

ДЗс средний размер дебиторской задолженности, млн. руб.

Для традиционного расчета показателей обращенных (оборачиваемости) используются показатели объема реализации (выручки).

В бюджетных учреждениях применение традиционных показателей оборачиваемости возможно только в части деятельности по изготовлению и реализации готовой продукции, работ, услуг.

Во время расчета показателей обращенных в других случаях возможно применение других базовых величин: контингента учащихся, количество койко–дней, количество больных на приеме и тому подобное.

Для оценки ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предлагается определять показатели, адаптированные для применения субъектами государственного сектора и расчет которых основывается на использовании данных баланса.

Во время оценки платежеспособности коммерческих предприятий к группе наименее ликвидных активов относятся основные средства, включая здания и сооружения. Для бюджетных учреждений при оценке платежеспособности приобщение зданий и сооружений к наименее ликвидным активам является необоснованным. С одной стороны, здания и сооружения являются активами бюджетного учреждения, находящиеся на балансе. С другой стороны, в случае их реализации средства зачисляются в бюджет.

При любых условиях здания и сооружения не могут превратиться в средства бюджетного учреждения, а значит во время оценки платежеспособности их стоимость не целесообразно учитывать.

По данным финансовой отчетности субъекта государственного сектора осуществляется анализ источников формирования запасов.

Во время анализа основных средств субъектов государственного сектора рассчитывают показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, коэффициенты износа и годности основных средств. В общем виде показатель фондоотдачи характеризует стоимость произведенной продукции, приходящейся на 1 руб. стоимости основных средств. Согласно этому показатель фондоемкости отражает стоимость основных средств, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции.

Для субъектов государственного сектора расчет показателей фондоотдачи и фондоемкости имеют особенности, связанные с характером деятельности таких субъектов. Показатель объема продукции определяют в зависимости от сферы деятельности учреждения и выражает оказанные услуги учреждениями в количественных единицах.