ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монархом является Елизавета II из династии Винзоров. Ей уже много лет… Наверное, больше 80.

Наследование происходит по кастильской системе. В соответствии с этой системой наследует старший сын, если сыновей нет – то тогда старшая дочь.

Монарх может отречься от престола, и тогда, соответственно, по системе наследования новым монархом становится (принц Чарльз – сын Елизаветы, у него ещё есть сыновья Уильям и Гарри).

Монарх лицо неприкосновенное, его нельзя привлечь ни к какому виду ответственности. Но это касается только монарха, а не членов его семьи (за административное правонарушение привлекли принца Гарри – он подстрелил редкую птицу).

Монарх должен быть политически нейтральным, не являться членом какой-то партии, придерживаться определённой религии – англиканская протестантская церковь, в брак он может вступать только с согласия церкви и палаты общин и только с тем лицом, которое исповедует такую же религию.

Принц Чарльз вступил в брак с Камиллой Паркербоулз (до этого он был женат на принцессе Диане, Диана трагически погибла вместе с сыном Додди Альфаеном – богатый египтянин, мусульманин).

Полномочия монарха характеризуются термином «королевская прерогатива». Она состоит из полномочий по управления государством и прерогативы личного характера.

К полномочиям по управлению относятся:

  1. Право подписывать законы.

  2. Право вето, с 1707 года это право не используется.

  3. Монарх открывает ежегодную сессию палаты общин (парламента), выступает с тронной речью (зачитывает то, что подготовлено премьер-министром).

  4. Монарх назначает премьер-министра (лидер победившей партии на парламентских выборах) и министров (предложенные премьер-министром кандидатуры).

  5. Монарх может распустить палату общин по совету премьер-министра и назначить новые выборы.

  6. Монарх в Великобритании назначает генерал-губернаторов в страны британского содружества (Канада и Австралия, к примеру). Страны британского содружества – это объединение государств, в которых монарх Великобритании является и их главой (монархом) государств.

  7. К прерогативам короля относятся вопросы войны и мира и помилования.

Как правило, все эти действия происходят с контрасигнатуры премьер-министра.

«Монарх царствует, но не правит».

Есть ещё еженедельные встречи премьер-министра и монарха для обсуждения вопросов внутренней и внешней политики. Как правило, монарх даёт советы премьер-министру.

При монархе есть орган «Тайный Совет», туда входят члены королевской семьи, министры и высшее духовенство и многие вопросы внутренней и внешней политики обсуждаются на этом совете.

Прерогативы личного характера:

  1. Монарх имеет право на королевские регалии (корона, трон, мантия, держава, скипетр…).

  2. Правила обращения к монарху – обращаться можно только «ваше величество», если монарх мужчина, то право на такое обращение имеет и его супруга, а если женщина, то её супруг не имеет права на такое обращение.

  3. Неприкосновенность: к монарху нельзя прикасаться.

  4. Монарх имеет право на свой двор. Туда входят члены семьи и обсуживающий персонал.

  5. Денежные средства на содержание монарха и его двора выделяются парламентом по специальному документы, который называется «цивильный лист».

  6. У монарха есть ограничения по распоряжению собственностью, недвижимостью: он не может их продавать (земли, замки…), которые ему исторически принадлежат – нельзя их продавать.



Таким образом, монарх является символом власти и реального управления в государстве не осуществляет.


Правительство Великобритании называется «Правительство Её Величества», состоит из премьер-министра, министров и иных должностных лиц. Назначаются они монархом, министры и должностные лица по предложению премьер-министра назначаются.

В Великобритании различаются правительство широкого состава (туда входят 95 человек), которые редко заседают в таком составе и выделяется так называемый «узкий кабинет», куда входят около 20 министров (государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд канцлер (министр юстиции), канцлер казначейства (министр финансов) и другие…).

Деятельность кабинета является закрытой, с его документами запрещается знакомиться в течение 30 лет.

Парламент может делегировать правительству право принимать нормативные акты.


Судебная система Великобритании является сложной и сильно децентрализованной, а в представлении иностранцев даже запутанной.

В 2005 году создан Единая высшая Судебная инстуция – Верховный Объединённого Королевства. До этого были три высших судебных органа, помимо общих действуют и специализированные суды (военные, административные – при органах исполнительной власти как трибуналы…).

Три автономии: Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс.

Территория поделена на графства, графства ещё делятся…

Конституционный контроль в Великобритании отсутствует!!!

Тем самым подчёркивается верховенство и суверенитет парламента, что никто не может отменить законы, принятые парламентом.



5. Общая характеристика Основного закона Германии 1949 года.

Принят в ФРГ (Федеративная республика Германия) в 1949 году.

Называется он так потому, что предполагался его временный характер, что когда Германия объединится, то будет принята общенемецкая конституция, но…

Форма правления – парламентарная республика. Это означает, что правительство несёт ответственность перед бундестагом (нижняя палата парламента).

Форма государственного территориального устройства – федерация.

16 земель входят в состав федерации. Земли – это так называются субъекты федерации.

Особенность этой конституции – федеративная форма государственного устройства не может быть изменена (по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).

Ещё особенность конституции – она не предусматривает проведение общегосударственного референдума (тоже по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).

По конституции допускается лишение прав и свобод граждан, может это сделать федеральный конституционный суд, но никогда этого не делал.


Законодательная власть в Германии.

Среди учёных нет единого мнения, однопалатный или двухпалатный парламент в Германии.

По мнению одних, он является двухпалатным, нижняя – бундестаг, а верхняя – бундесрат.


Другая группа учёных считает, что парламентом является только бундестаг, а бундесрат является особым органом и не является палатой парламента потому, что формируется из представителей правительств земель (исполнительной властью субъектов федерации формируется). То есть нет народного представительства, как должно быть в парламенте. Если бы верхняя назначалась законодательной, то да, но исполнительной… Таким образом, нет ни прямого, ни опосредованного избирательного принципа.

Бундестаг избирается на 4 года, там 672 депутата, 50% – по пропорциональной системе, 50% – по мажоритарной. Таким образом формируется бундестаг. Недавно были снова выборы, опять получили большинство те же (Ангела Мергель осталась).

Верхняя палата – направляются представители от каждой земли, от 3 до 6 представителей в зависимости от численности жителей земли, но не пропорционально им. 68 членов в бундесрате.

Бундестаг может делегировать исполнительной власти свои полномочия по принятию нормативных актов.

Бундестаг может выразить недоверие правительству, после этого оно уходит в отставку. Вернее, недоверие выражает канцлеру, но уходит в отставку правительства. Это может быть как по инициативе правительства (когда ставит вопрос о доверии), так и бундестага.

Бундестаг может быть распущен президентом Германии.


Исполнительная власть.

Исполнительную власть осуществляют президент и правительство.

Президент реализуют свои полномочия, если в стране политический кризис. Вообще, у него не очень обширные полномочия. Некоторые считают, что он – над всеми, некоторые – он к исполнительной власти относится.

Если всё хорошо, то его полномочия стремятся к нулю.


Федеральный канцлер возглавляет исполнительную власть в Германии и вообще определяет основные направления внешней и внутренней политики. Федерального канцлера избирает бундестаг, а потом осуществляет формальное назначение президент.

Министров тоже назначает президент, но только того, кого предложит федеральный канцлер.

Федерального канцлера бундестаг может отправить в отставку.

Федеральный канцлер – Ангела Мергель.


Федеральный президент – Хорст Кёлер в настоящий момент. Он избирается на 5 лет специальным органом. Орган этот называется Федеральное Собрание. В него входят все депутаты бундестага и такое же количество (как бундестага) представителей и от земель, которые избраны парламентами земель. И этот орган избирает президента.

Президент имеет две группы полномочий: которые он осуществляет самостоятельно и которые он осуществляет с контрасигнатуры правительства.

  1. Которые он осуществляет самостоятельно:

    1. Роспуск бундестага в случаях, определённых Конституцией;

    2. Назначение федерального канцлера;

    3. Он вправе попросить канцлера и министра осуществлять свои полномочия (поработать) после отставки, до формирования нового правительства.

  2. Которые с контрасигнатуры:


  1. Осуществляет помилование.

  2. Назначает на гражданские и военные должности.

  3. Другие полномочия (их немного).

Президент может быть досрочно лишён полномочий в порядке импичмента, в процедуре этой участвуют обе палаты парламента.


Судебная власть в Германии.

Конституционный суд.

В землях (субъектах федерации) существуют конституционные суды земель.


Вся остальная судебная система включает в себя 5 видов судов:

  1. Общие суды (рассматривают уголовные и гражданские дела, то есть за исключением тех, что отнесены к подсудности специальных); 4 инстанции.

  2. Административные суды (рассматривают жалобы граждан на действия и решения органов власти, рассматривают споры между органами власти, прежде всего – исполнительной власти);

  3. Трудовые суды (рассматривает споры между работниками и работодателями);

  4. Финансовые суды (рассматривают споры о начислении и уплате налогов и иных платежей в бюджеты – федеральный, субъектов, местные; и споры, связанные с исполнением бюджета – обычно между органами власти); 2 инстанции.

  5. Социальные суды (рассматривают споры о начислении и выплате различных социальных пособий гражданам).


Особенности федерализма в Германии:

Германия состоит из 16 земель – субъектов федерации. Самая крупная, экономически развитая – Бавария. Из крупных по населению ещё Нижняя Саксония и другие.

У них есть три города-субъекта федерации: Берлин, Гамбург и Бремен.

Саксония, Тюрингия, Саксония-ангальд… Всё это субъекты.

Разграничение компетенции (полномочия, предметы ведения – всё одно и то же) между федерацией и субъектами федераций.

Разграничение компетенции между федерацией и субъектами федерации строится на принципе кооперативного федерализма.

Кооперативный федерализм означает, что существуют три сферы предметов ведения:

  1. Предметы ведения федерации, их перечень есть в Основном законе Германии;

  2. Конкурирующая компетенция (такой термин в Основном законе Германии, это как наше совместное ведение; также перечень есть в Основном законе);

  3. Компетенция субъектов федерации, которая закреплена по остаточному принципу. Остаточный принцип – всё, что не относится к первым двум пунктам, относится к полномочию земель.

В Германии полномочия земель шире, чем в РФ.


В землях избираются парламенты, которые называются ландтаг. Ландтаги избирают правительство земель, то есть процедура такая же, как и на федеральном уровне. Правительство отчитывается перед ландтагом. По форме правления получается парламентарная республика, повторяет федеральные органы власти.




Механизм конституционного контроля в зарубежных странах.


  1. Понятие и виды конституционного контроля.

  2. Органы конституционного контроля.

  3. Конституционное судопроизводство.

  4. Особенности конституционного контроля в США, Франции и Германии.





1. Понятие и виды конституционного контроля.


Конституционный контроль представляет собой проверку на соответствии Конституции нормативно-правовых актов, полномочий органов государственной власти, порядка проведения выборов и референдума, деятельности политических партий.

Виды конституционного контроля.

В учебниках либо много разных, либо нет вообще.

Виды конституционного контроля:

  1. В зависимости от вступления в силу проверяемого нормативного акта.

  1. Предварительный контроль. Когда проверяется нормативный акт, ещё не вступивший в законную силу. Например, во Франции так проверяются органические законы, обычные законы.

  2. Последующий контроль. Когда проверяются нормативные акты, уже действующие, уже вступившие в законную юридическую силу. Например, в США, в Германии такой контроль осуществляется. В Индии тоже, в РФ…

  1. В зависимости от структуры органов конституционного контроля.

  1. Централизованный контроль. Когда один орган осуществляет конституционный контроль. Например, Конституционный Суд в Германии, Конституционный Совет во Франции.

  2. Децентрализованный контроль. Когда конституционный контроль осуществляют все общие суды. Например, в США, в Индии, в Австралии…

  1. В зависимости от предмета проверки.

  1. Материальный контроль. При материальном контроле проверяется нормативно-правовой акт, например, органические законы во Франции проверяет Конституционный Совет, федеральные земельные законы проверяет Конституционный суд… В РФ тоже.

  2. Формальный контроль. При формальном контроле проверяются какие-либо процедуры. Как правило, это проведение выборов и референдумов. Во Франции Конституционный Совет Франции проводит проверку выборов и референдумов. Конституционный Суд Германии проверяет деятельности политических партий на соответствие Конституции, он запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.

  1. В зависимости от обязательности проведения.

  1. Обязательный контроль. Орган конституционного контроля обязан провести проверку нормативных актов до их вступления в силу или каких-либо процедур до объявления их результатов. Например, Конституционный Совет Франции обязательно проверяет органические законы и регламенты палат парламента до их вступления в силу. У нас такого закона.

  2. Факультативный контроль. При факультативном контроле проверка зависит от воли субъекта, обладающего правом обращения в орган конституционного контроля, то есть направят обращения – рассмотрит орган конституционного контроля, не направят – не рассмотрят. Например, во Франции это обычные законы, в Германии – федеральные законы и законы земель, в РФ тоже.

  1. В зависимости от применения на практике нормативного правового акта:

  1. Абстрактный контроль. Когда проверяется нормативный акт независимо от того, применялся ли он на практике. Например, Конституционный Суд Германии проверяет законы по запросам органов власти.

  2. Конкретный контроль. Проводится проверка нормативного акта, который был применён на практике (это обязательное условие) в конкретном деле, например, в суде. Примеры такого конкретного контроля – в Германии Конституционный Суд по жалобам граждан, к которым применили и везде, где общие суды осуществляют контроль (в США, там весь контроль конкретный и нет абстрактного).