ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
Монархом является Елизавета II из династии Винзоров. Ей уже много лет… Наверное, больше 80.
Наследование происходит по кастильской системе. В соответствии с этой системой наследует старший сын, если сыновей нет – то тогда старшая дочь.
Монарх может отречься от престола, и тогда, соответственно, по системе наследования новым монархом становится (принц Чарльз – сын Елизаветы, у него ещё есть сыновья Уильям и Гарри).
Монарх лицо неприкосновенное, его нельзя привлечь ни к какому виду ответственности. Но это касается только монарха, а не членов его семьи (за административное правонарушение привлекли принца Гарри – он подстрелил редкую птицу).
Монарх должен быть политически нейтральным, не являться членом какой-то партии, придерживаться определённой религии – англиканская протестантская церковь, в брак он может вступать только с согласия церкви и палаты общин и только с тем лицом, которое исповедует такую же религию.
Принц Чарльз вступил в брак с Камиллой Паркербоулз (до этого он был женат на принцессе Диане, Диана трагически погибла вместе с сыном Додди Альфаеном – богатый египтянин, мусульманин).
Полномочия монарха характеризуются термином «королевская прерогатива». Она состоит из полномочий по управления государством и прерогативы личного характера.
К полномочиям по управлению относятся:
-
Право подписывать законы.
-
Право вето, с 1707 года это право не используется.
-
Монарх открывает ежегодную сессию палаты общин (парламента), выступает с тронной речью (зачитывает то, что подготовлено премьер-министром).
-
Монарх назначает премьер-министра (лидер победившей партии на парламентских выборах) и министров (предложенные премьер-министром кандидатуры).
-
Монарх может распустить палату общин по совету премьер-министра и назначить новые выборы.
-
Монарх в Великобритании назначает генерал-губернаторов в страны британского содружества (Канада и Австралия, к примеру). Страны британского содружества – это объединение государств, в которых монарх Великобритании является и их главой (монархом) государств.
-
К прерогативам короля относятся вопросы войны и мира и помилования.
Как правило, все эти действия происходят с контрасигнатуры премьер-министра.
«Монарх царствует, но не правит».
Есть ещё еженедельные встречи премьер-министра и монарха для обсуждения вопросов внутренней и внешней политики. Как правило, монарх даёт советы премьер-министру.
При монархе есть орган «Тайный Совет», туда входят члены королевской семьи, министры и высшее духовенство и многие вопросы внутренней и внешней политики обсуждаются на этом совете.
Прерогативы личного характера:
-
Монарх имеет право на королевские регалии (корона, трон, мантия, держава, скипетр…).
-
Правила обращения к монарху – обращаться можно только «ваше величество», если монарх мужчина, то право на такое обращение имеет и его супруга, а если женщина, то её супруг не имеет права на такое обращение.
-
Неприкосновенность: к монарху нельзя прикасаться.
-
Монарх имеет право на свой двор. Туда входят члены семьи и обсуживающий персонал.
-
Денежные средства на содержание монарха и его двора выделяются парламентом по специальному документы, который называется «цивильный лист».
-
У монарха есть ограничения по распоряжению собственностью, недвижимостью: он не может их продавать (земли, замки…), которые ему исторически принадлежат – нельзя их продавать.
Таким образом, монарх является символом власти и реального управления в государстве не осуществляет.
Правительство Великобритании называется «Правительство Её Величества», состоит из премьер-министра, министров и иных должностных лиц. Назначаются они монархом, министры и должностные лица по предложению премьер-министра назначаются.
В Великобритании различаются правительство широкого состава (туда входят 95 человек), которые редко заседают в таком составе и выделяется так называемый «узкий кабинет», куда входят около 20 министров (государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд канцлер (министр юстиции), канцлер казначейства (министр финансов) и другие…).
Деятельность кабинета является закрытой, с его документами запрещается знакомиться в течение 30 лет.
Парламент может делегировать правительству право принимать нормативные акты.
Судебная система Великобритании является сложной и сильно децентрализованной, а в представлении иностранцев даже запутанной.
В 2005 году создан Единая высшая Судебная инстуция – Верховный Объединённого Королевства. До этого были три высших судебных органа, помимо общих действуют и специализированные суды (военные, административные – при органах исполнительной власти как трибуналы…).
Три автономии: Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс.
Территория поделена на графства, графства ещё делятся…
Конституционный контроль в Великобритании отсутствует!!!
Тем самым подчёркивается верховенство и суверенитет парламента, что никто не может отменить законы, принятые парламентом.
5. Общая характеристика Основного закона Германии 1949 года.
Принят в ФРГ (Федеративная республика Германия) в 1949 году.
Называется он так потому, что предполагался его временный характер, что когда Германия объединится, то будет принята общенемецкая конституция, но…
Форма правления – парламентарная республика. Это означает, что правительство несёт ответственность перед бундестагом (нижняя палата парламента).
Форма государственного территориального устройства – федерация.
16 земель входят в состав федерации. Земли – это так называются субъекты федерации.
Особенность этой конституции – федеративная форма государственного устройства не может быть изменена (по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).
Ещё особенность конституции – она не предусматривает проведение общегосударственного референдума (тоже по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).
По конституции допускается лишение прав и свобод граждан, может это сделать федеральный конституционный суд, но никогда этого не делал.
Законодательная власть в Германии.
Среди учёных нет единого мнения, однопалатный или двухпалатный парламент в Германии.
По мнению одних, он является двухпалатным, нижняя – бундестаг, а верхняя – бундесрат.
Другая группа учёных считает, что парламентом является только бундестаг, а бундесрат является особым органом и не является палатой парламента потому, что формируется из представителей правительств земель (исполнительной властью субъектов федерации формируется). То есть нет народного представительства, как должно быть в парламенте. Если бы верхняя назначалась законодательной, то да, но исполнительной… Таким образом, нет ни прямого, ни опосредованного избирательного принципа.
Бундестаг избирается на 4 года, там 672 депутата, 50% – по пропорциональной системе, 50% – по мажоритарной. Таким образом формируется бундестаг. Недавно были снова выборы, опять получили большинство те же (Ангела Мергель осталась).
Верхняя палата – направляются представители от каждой земли, от 3 до 6 представителей в зависимости от численности жителей земли, но не пропорционально им. 68 членов в бундесрате.
Бундестаг может делегировать исполнительной власти свои полномочия по принятию нормативных актов.
Бундестаг может выразить недоверие правительству, после этого оно уходит в отставку. Вернее, недоверие выражает канцлеру, но уходит в отставку правительства. Это может быть как по инициативе правительства (когда ставит вопрос о доверии), так и бундестага.
Бундестаг может быть распущен президентом Германии.
Исполнительная власть.
Исполнительную власть осуществляют президент и правительство.
Президент реализуют свои полномочия, если в стране политический кризис. Вообще, у него не очень обширные полномочия. Некоторые считают, что он – над всеми, некоторые – он к исполнительной власти относится.
Если всё хорошо, то его полномочия стремятся к нулю.
Федеральный канцлер возглавляет исполнительную власть в Германии и вообще определяет основные направления внешней и внутренней политики. Федерального канцлера избирает бундестаг, а потом осуществляет формальное назначение президент.
Министров тоже назначает президент, но только того, кого предложит федеральный канцлер.
Федерального канцлера бундестаг может отправить в отставку.
Федеральный канцлер – Ангела Мергель.
Федеральный президент – Хорст Кёлер в настоящий момент. Он избирается на 5 лет специальным органом. Орган этот называется Федеральное Собрание. В него входят все депутаты бундестага и такое же количество (как бундестага) представителей и от земель, которые избраны парламентами земель. И этот орган избирает президента.
Президент имеет две группы полномочий: которые он осуществляет самостоятельно и которые он осуществляет с контрасигнатуры правительства.
-
Которые он осуществляет самостоятельно:
-
Роспуск бундестага в случаях, определённых Конституцией;
-
Назначение федерального канцлера;
-
Он вправе попросить канцлера и министра осуществлять свои полномочия (поработать) после отставки, до формирования нового правительства.
-
-
Которые с контрасигнатуры:
-
Осуществляет помилование.
-
Назначает на гражданские и военные должности.
-
Другие полномочия (их немного).
Президент может быть досрочно лишён полномочий в порядке импичмента, в процедуре этой участвуют обе палаты парламента.
Судебная власть в Германии.
Конституционный суд.
В землях (субъектах федерации) существуют конституционные суды земель.
Вся остальная судебная система включает в себя 5 видов судов:
-
Общие суды (рассматривают уголовные и гражданские дела, то есть за исключением тех, что отнесены к подсудности специальных); 4 инстанции.
-
Административные суды (рассматривают жалобы граждан на действия и решения органов власти, рассматривают споры между органами власти, прежде всего – исполнительной власти);
-
Трудовые суды (рассматривает споры между работниками и работодателями);
-
Финансовые суды (рассматривают споры о начислении и уплате налогов и иных платежей в бюджеты – федеральный, субъектов, местные; и споры, связанные с исполнением бюджета – обычно между органами власти); 2 инстанции.
-
Социальные суды (рассматривают споры о начислении и выплате различных социальных пособий гражданам).
Особенности федерализма в Германии:
Германия состоит из 16 земель – субъектов федерации. Самая крупная, экономически развитая – Бавария. Из крупных по населению ещё Нижняя Саксония и другие.
У них есть три города-субъекта федерации: Берлин, Гамбург и Бремен.
Саксония, Тюрингия, Саксония-ангальд… Всё это субъекты.
Разграничение компетенции (полномочия, предметы ведения – всё одно и то же) между федерацией и субъектами федераций.
Разграничение компетенции между федерацией и субъектами федерации строится на принципе кооперативного федерализма.
Кооперативный федерализм означает, что существуют три сферы предметов ведения:
-
Предметы ведения федерации, их перечень есть в Основном законе Германии;
-
Конкурирующая компетенция (такой термин в Основном законе Германии, это как наше совместное ведение; также перечень есть в Основном законе);
-
Компетенция субъектов федерации, которая закреплена по остаточному принципу. Остаточный принцип – всё, что не относится к первым двум пунктам, относится к полномочию земель.
В Германии полномочия земель шире, чем в РФ.
В землях избираются парламенты, которые называются ландтаг. Ландтаги избирают правительство земель, то есть процедура такая же, как и на федеральном уровне. Правительство отчитывается перед ландтагом. По форме правления получается парламентарная республика, повторяет федеральные органы власти.
Механизм конституционного контроля в зарубежных странах.
-
Понятие и виды конституционного контроля.
-
Органы конституционного контроля.
-
Конституционное судопроизводство.
-
Особенности конституционного контроля в США, Франции и Германии.
1. Понятие и виды конституционного контроля.
Конституционный контроль представляет собой проверку на соответствии Конституции нормативно-правовых актов, полномочий органов государственной власти, порядка проведения выборов и референдума, деятельности политических партий.
Виды конституционного контроля.
В учебниках либо много разных, либо нет вообще.
Виды конституционного контроля:
-
В зависимости от вступления в силу проверяемого нормативного акта.
-
Предварительный контроль. Когда проверяется нормативный акт, ещё не вступивший в законную силу. Например, во Франции так проверяются органические законы, обычные законы.
-
Последующий контроль. Когда проверяются нормативные акты, уже действующие, уже вступившие в законную юридическую силу. Например, в США, в Германии такой контроль осуществляется. В Индии тоже, в РФ…
-
В зависимости от структуры органов конституционного контроля.
-
Централизованный контроль. Когда один орган осуществляет конституционный контроль. Например, Конституционный Суд в Германии, Конституционный Совет во Франции.
-
Децентрализованный контроль. Когда конституционный контроль осуществляют все общие суды. Например, в США, в Индии, в Австралии…
-
В зависимости от предмета проверки.
-
Материальный контроль. При материальном контроле проверяется нормативно-правовой акт, например, органические законы во Франции проверяет Конституционный Совет, федеральные земельные законы проверяет Конституционный суд… В РФ тоже.
-
Формальный контроль. При формальном контроле проверяются какие-либо процедуры. Как правило, это проведение выборов и референдумов. Во Франции Конституционный Совет Франции проводит проверку выборов и референдумов. Конституционный Суд Германии проверяет деятельности политических партий на соответствие Конституции, он запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.
-
В зависимости от обязательности проведения.
-
Обязательный контроль. Орган конституционного контроля обязан провести проверку нормативных актов до их вступления в силу или каких-либо процедур до объявления их результатов. Например, Конституционный Совет Франции обязательно проверяет органические законы и регламенты палат парламента до их вступления в силу. У нас такого закона.
-
Факультативный контроль. При факультативном контроле проверка зависит от воли субъекта, обладающего правом обращения в орган конституционного контроля, то есть направят обращения – рассмотрит орган конституционного контроля, не направят – не рассмотрят. Например, во Франции это обычные законы, в Германии – федеральные законы и законы земель, в РФ тоже.
-
В зависимости от применения на практике нормативного правового акта:
-
Абстрактный контроль. Когда проверяется нормативный акт независимо от того, применялся ли он на практике. Например, Конституционный Суд Германии проверяет законы по запросам органов власти.
-
Конкретный контроль. Проводится проверка нормативного акта, который был применён на практике (это обязательное условие) в конкретном деле, например, в суде. Примеры такого конкретного контроля – в Германии Конституционный Суд по жалобам граждан, к которым применили и везде, где общие суды осуществляют контроль (в США, там весь контроль конкретный и нет абстрактного).