Файл: Состояние и перспективы автоматизации таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

1.2 Автоматизация таможенного контроля в таможенных теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации

2. Анализ практики автоматизации таможенного контроля отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.1 Анализ порядка проведения таможенного контроля на примере отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни

2.3 Анализ результативности деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товара таможенными органами Российской Федерации

2.4 Идентификация проблем и ограничений, с которыми сталкивается выбранный таможенный орган при внедрении автоматизации

3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации

3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации

3.2 Обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля в таможенных органах на мировой арене

3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле

Заключение

Список используемых источников

Приложение А Алгоритм проведения таможенного контроля после выпуска товара

Приложение Б Автоматизация и цифровизация таможенных органов к 2030 году


  1. «Цифровизация фактического контроля основывается на применении технологий, которые позволят автоматически выполнять таможенные операции в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, и направлена на создание интеллектуального пункта пропуска (ИПП). ИПП должен работать под управлением автоматической системы, базирующейся на данных предварительного информирования, системе управления рисками и результатах интеллектуальной обработки информации, получаемой от технических средств автоматического контроля (регистрационный номер автомобиля и прицепа, номера контейнеров, QR-код на лобовом стекле автомобиля, результаты радиационного контроля, вес и габариты транспортного средства и т. п.)» [8]. важнейшую роль в данной системе будут играть датчики, благодаря которым ИИ сможет сканировать транспортные средства и товары. Также технология ИИ может использоваться для сверки информации, предоставленной в ДТ, со снимками из инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

  2. «Результаты исследования показали, что все виды таможенного контроля, которые сводятся к проверке различных документов и не требуют взятия проб и образцов товаров, могут быть переданы подразделениям таможенных органов, осуществляющих документальный контроль в центрах электронного декларирования (ЦЭД), и максимально автоматизированы. Часть проблем может снять замена бумажных сертификатов на электронные. При этом важно, чтобы электронные сертификаты представляли собой структурированный формализованный электронный документ, подлежащий «машинной» цифровой обработке в автоматизированных системах. Поэтому на этапе таможенного декларирования товаров технологии искусственного интеллекта имеют широкие возможности применения» [8]. Также для полного автоматического анализа документации необходимо внедрение технологии интеллектуального распознавания текста.

  1. Нехватка квалифицированных специалистов, которые могут работать с новыми технологиями, также является одном из ограничений на пути к развитию автоматизации таможенного контроля. Внедрение автоматизации может потребовать обучения и переквалификации персонала таможенных служб, что может занять значительное время и стоить значительных затрат.

  2. Требует проработки идея создания интеграционной платформы с объединением систем межведомственного взаимодействия всех пяти стран ЕАЭС: Для решения данной проблемы может быть полезно создания создание органа власти, регулирующего ВЭД на территории всего ЕАЭС. Также необходимо дальнейшее развитие системы ИИС ЕАЭС.

  3. Еще одной областью, где автоматизация может быть полезной, является таможенный контроль пассажиров и багажа на границе. Анализ данных и использование технологий распознавания лиц и биометрических данных могут помочь ускорить процесс идентификации пассажиров и выявления потенциальных нарушителей.

  4. Также важно развивать и внедрять новые технологии для улучшения таможенного контроля. Например, использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для наблюдения за границей может улучшить качество и точность контроля, а использование технологий распознавания лиц и биометрической идентификации может повысить безопасность и эффективность таможенного контроля.

  5. Кроме того, важно улучшать сотрудничество с другими странами и организациями в области таможенного контроля и использовать лучшие международные практики и стандарты. Такое сотрудничество может повысить эффективность таможенного контроля, сократить время и затраты на проведение процедур и улучшить безопасность на границе.


В целом, однако, перспективы развития автоматизации таможенного контроля в РФ остаются положительными. Внедрение новых технологий может значительно повысить эффективность и качество таможенного контроля, сократить время и затраты на проведение процедур и улучшить безопасность на границе. Однако важно учитывать потенциальные риски и проблемы, связанные с внедрением автоматизации, и разрабатывать соответствующие меры по их предотвращению.

3.2 Обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля в таможенных органах на мировой арене


Как было упомянуть выше, важным аспектом при улучшении автоматизации таможенного контроля является исследование международных практик в данной области, а также взаимодействие с другими странами, в интересах развития.

Когда речь идет о передовых практиках во внедрении автоматизации таможенного контроля, можно упомянуть несколько успешных проектов в этой области.

  1. Сингапур: В 1989 году Сингапур внедрил систему TradeNet, которая является первой в мире полностью автоматизированной системой для обработки таможенных деклараций и сбора таможенных пошлин. Система связывает более 35 государственных агентств и 8000 компаний, упрощая обмен данными и уменьшая бюрократические преграды. Кроме того, Сингапур также использует технологию блокчейна для обеспечения безопасности и прозрачности таможенных процедур.

  2. Казахстан: «Механизм «единого окна» в той или иной степени применяется во всех странахучастницах ЕАЭС, однако ближе всего к эталонной модели находится механизм «единого окна» в Республике Казахстан, поэтому именно его рассмотрим более подробно. С 2017 года в Республике Казахстан применяется ПО «Асикуда Астана-1» и по состоянию на начало 2022 года Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан заявил о том, что работа по внедрению эталонной модели «единого окна» в стране практически завершена. То есть, Республика Казахстан в развитии своих ГКО первая из странучастниц ЕАЭС приблизилась к эталонной модели механизма «единого окна»» [10].

  3. Китай: Китай активно применяет искусственный интеллект для автоматизации таможенных процедур. Это включает в себя использование машинного обучения для анализа больших данных и выявления потенциальных рисков, а также применение технологий распознавания образов для проверки товаров и контроля за их перемещением.

  4. США: В США система автоматизированного коммерческого окружения (ACE) обеспечивает централизованную точку доступа для подачи таможенных деклараций и обмена таможенной информацией. Это не только упрощает таможенные процедуры для экспортеров и импортеров, но и помогает таможенной службе лучше следить за перемещением товаров и выявлять потенциальные нарушения.

  5. Австралия: Австралийская таможенная служба использует современные технологии, такие как биометрия и автоматическое распознавание номерных знаков, для автоматизации таможенного контроля на границе. Это помогает обеспечить быстрый и эффективный контроль, снижая задержки и уменьшая нагрузку на человеческий персонал.


Все эти страны продолжают исследовать новые подходы и технологии для улучшения эффективности и эффективности своих таможенных служб.

Еще одна интересная практика, которая получила широкое распространение в мире, - это, использование технологий блокчейн для обеспечения безопасности и прозрачности в процессе таможенного контроля. Технология блокчейн может быть использована для создания единой базы данных, на которой будет отслеживаться вся информация о перемещении товаров, платежах и других событиях, связанных с таможенным контролем. Это позволит улучшить контроль над таможенными процедурами и предотвратить возможные случаи коррупции и мошенничества.

Но, нужно учитывать, что при внедрении передовых практик необходимо учитывать различные факторы, такие как стоимость, техническая сложность и соответствие законодательству. Кроме того, важно учитывать мнение экспертов и заинтересованных сторон, таких как таможенные службы, производители товаров и представители гражданского общества.

Однако, каждая страна имеет свои собственные особенности, вызовы и проблемы в области таможенного контроля, и не всегда можно просто перенести передовые практики из других стран. Поэтому важно адаптировать передовые практики и технологии к конкретным условиям и потребностям своей страны.

В целом, обсуждение передовых практик во внедрении автоматизации таможенного контроля показывает, что эта область является важной и находится в постоянном развитии. Успешные проекты в разных странах мира демонстрируют потенциал и эффективность использования автоматизации в таможенном контроле.

3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле


Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле позволяет более глубоко оценить перспективы развития этой области.

Преимущества:

  1. Ускорение процесса таможенного контроля. Внедрение автоматизированных систем таможенного контроля позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на проверку грузов, поскольку процесс проводится быстрее и более эффективно, благодаря использованию современных технологий. Кроме того, автоматизация позволяет улучшить качество контроля, что также способствует повышению скорости прохождения таможенных процедур.

  2. Сокращение затрат на персонал. Введение автоматизации позволяет сократить количество сотрудников, занятых в процессе таможенного контроля. Это особенно актуально в свете того, что затраты на оплату труда таможенных офицеров могут быть очень высокими. При этом, необходимо учитывать, что внедрение автоматизации не сокращает необходимость в квалифицированном персонале, их роль может измениться, но не исчезнуть.

  3. Улучшение качества таможенного контроля. Автоматизация позволяет более точно и эффективно контролировать перемещение товаров через границу и выявлять нарушения в таможенной деятельности. С помощью современных технологий можно обнаружить более сложные формы незаконного перемещения товаров, что способствует более эффективному контролю за границей. Это повышает уровень безопасности государства и снижает уровень коррупции.


Недостатки:

  1. Высокая стоимость внедрения. Внедрение автоматизации таможенного контроля может быть очень дорогим, особенно если требуется значительное изменение технологической инфраструктуры. Кроме того, необходимо учитывать стоимость обучения персонала, сопровождающего внедрение автоматизации.

  2. Низкая гибкость. Автоматизация может снизить гибкость и адаптивность системы таможенного контроля к изменяющимся обстоятельствам. Например, автоматизация может не учитывать некоторые особенности определенных групп товаров, которые требуют более тщательной проверки. Поэтому важно разработать систему так, чтобы она была гибкой и могла адаптироваться к различным ситуациям.

В целом, автоматизация таможенного контроля в РФ имеет значительные преимущества, но также сопряжена с рядом недостатков. Решение о внедрении автоматизации должно приниматься на основе тщательного анализа и учета всех факторов, включая конкретные потребности и возможности таможенных служб, а также обеспечения безопасности и защиты данных.

Заключение



В заключение данной дипломной работы можно сделать следующие выводы относительно текущего этапа и перспектив развития автоматизации таможенного контроля в РФ:

  1. Текущий уровень автоматизации таможенного контроля в РФ позволяет беспрепятственно функционировать таким технологиям, как электронные таможни. Также существуют многочисленные автоматизированные системы, что способствует упрощению процессов, связанных с таможенной деятельностью, и созданию прозрачной, эффективной и надежной системы таможенного контроля.

  2. Системы автоматизации, используемые в РФ, позволяют сократить время на таможенное оформление и улучшить контроль за перемещением товаров через границу, проверку документов и ТКПВТ, тем самым повышая уровень безопасности страны.

  3. Однако, несмотря на эти успехи, имеются определенные проблемы и ограничения, которые следует решить для дальнейшего развития автоматизации таможенного контроля в РФ. Сюда входят проблемы с интеграцией и совместимостью различных систем, а также необходимость дальнейшего внедрения и развития современных технологий, таких как ИИ и большие данные.

  4. Автоматизация таможенного контроля в РФ имеет огромный потенциал для развития. Возможности для улучшения и модернизации системы безграничны, особенно с учетом быстрого темпа технологического прогресса и успешного применения автоматизации в других странах.

  5. В контексте международного опыта, рассмотренного в этой работе, становится ясно, что для достижения максимальной эффективности в области таможенного контроля необходимо применять инновационные технологии и подходы, основанные на автоматизации и цифровизации.