Файл: Методы стимулирования поведения в современной начальной школе краснова с. Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы стимулирования поведения в
современной начальной школе
КРАСНОВА С.Б.
Воспитатель ГПД
МОУ НОШ №1
Г. Тверь
2012 год
Введение
Воспитание поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях.
В истории человечества сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения. В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения - правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль - явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.
В Концепции воспитания детей школьного возраста, утвержденной постановлением Министерства образования РФ выделены перспективы развития детей. Ведущей целью был и остается идеал всесторонне развитой личности, характеризующейся порядочностью, человеческим достоинством. Для достижения данной цели немаловажную роль играет гуманное и методически правильное использование методов стимулирования.
Процесс стимулирования поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы педагога как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.
Методы стимулирования поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Над данной проблемой работали Бабанский Ю.К., Болдырев Н.И., Огородников И.Т., Ильина Т.А.
Цель данной работы - рассмотрение методов стимулирования поведения в современной начальной школе.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы стимулирования поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности стимулирования поведения младших школьников;
- рассмотреть содержание взаимодействия педагога и учащихся в процессе стимулирования поведения младших школьников;
- выявить эффективность использования методов стимулирования в современной начальной школе.
Научно-теоретические основы методов стимулирования поведения
Сущность, виды и классификация методов воспитания.
Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели, под методами воспитания понимаются пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели. Прием воспитания - это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру. Средства воспитания - относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (трудовую, игровую и т.д.), предметы, вещи, произведения и явления материальной и духовной культуры и др. В ряду этих понятий обобщающим является понятие «метод», оно включает в себя приемы и средства. Любой метод реализуется всегда как совокупность приемов и средств воспитания. Например, метод - беседа, прием - создание эмоционального настроя с помощью музыки, средства - слово учителя, магнитофон.
Выбор методов воспитания всегда причинно обусловлен, он зависит от целей и задач воспитания; содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности коллектива учащихся, условий воспитания, уровня педагогической квалификации воспитателя и др.
В педагогике нет строго научной классификации методов воспитания. Наиболее принятой является классификация Ю. К. Бабанского и Ильиной Т.А., которые выделили следующие группы методов воспитания: 1) методы формирования сознания личности; 2) методы организации деятельности, опыта поведения; 3) методы оценки и стимулирования деятельности и поведения.
Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.
Методы формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Формировать сознание - значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент, средство реализации этих методов - слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).
В основе реализации методов организации деятельности и опыта поведения лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность. Главное назначение данной группы методов - включение ребенка в деятельность и выработка на этой основе норм поведения. Основное средство - различные виды деятельности. Эта группа методов включает приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения.
К этой группе методов относят:
1) методы контроля и самоконтроля - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников
, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги;
2) методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
3) методы стимулирования.
Рассмотрим подробнее последнюю подгруппу методов.
Стимулировать - значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение - воздействие на чувства и эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности.
Методы стимулирования поведения - это пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Они помогают младшему школьнику формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
Ни один из методов не является универсальным. В практической деятельности необходимо сочетание различных методов, что повышает эффективность воспитательного процесса.
«Взрыв» - метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.
Метод естественных последствий - метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил - убери, сломал - почини и т. п.).
Наказание
- это способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам, торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины и раскаяния. Основным средством реализации метода является слово.
По отношению к этому методу не имеется однозначной позиции в истории педагогики. В период становления человеческого общества такой метод воспитания не применялся вообще, что сохраняется и у некоторых племен до настоящего времени; в 20-е годы ХХ века в отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия. Противником наказания был и В. А. Сухомлинский. Но все же в педагогике используется этот метод.
Выделяют следующие виды наказания: порицание, выговор, замечание, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий. К применению этого метода предъявляются следующие требования: понятность, соизмеримость с проступком, учет психического состояния; наказание не должно унижать достоинство ученика и причинять ему физических страданий и др.
Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Соревнование - эффективный стимул к улучшению деятельности школьников. Оно основано на естественном для человеческой психологии стремлении - каждый человек всю жизнь старается не отстать, а по возможности и опередить людей своего поколения и близкой судьбы
Принуждение- педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.
Требование- педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требования реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным - прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие), и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.