Файл: Методы стимулирования поведения в современной начальной школе краснова с. Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы. В другом случае, если наказываемый “отверженный” или “козел отпущения”, группа может проявить злорадство и еще ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.
Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.
В заключение следует сказать, что методы стимулирования - важная, но не единственная часть педагогической технологии, в которой не менее значимы и организация деятельности воспитанников, и формирование их правильного отношения к актуальным для них проблемам. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что, в принципе, соответствует закономерностям развития человеческого сознания.
Анализ деятельности учителя по использованию методов
стимулирования поведения младших школьников
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. Происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…
Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:
- стиль общения с учащимися,
- образовательно-воспитательную среду,
- педагогическую психологию,
- самого себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения.
Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразность условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения.
Важным элементом занятий является показ, т.к. дети должны суметь сами оценить, что сделано правильно, а что - нет, сказать и показать, как надо было сделать.
Самой природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его. Игры проводятся со всеми детьми или с группой, может принять участие весь класс или даже несколько классов, что создает дополнительную, новую ситуацию.
Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Самое главное - привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением правил поведения в повседневной жизни.
Выявление эффективности использования методов
стимулирования в современной начальной школе
С целью определения уровня сформированности культуры поведения у младших школьников используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, тесты, игра, беседы, родительские собрания.
Для того, чтобы определить уровень сформированности культуры поведения, можно использовать следующие методики (описание методик – в приложении):
- Методика «Справедливость»
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Методика «Наказания в семье».
Воспитанность учащихся во внешне поведенческом аспекте складывается из нескольких аспектов:
- внешний вид, прическа, одежда;
- общение, речь;
- отношение с ребятами;
- отношение с учителями;
- дисциплинированность;
- отношение к школьному имуществу, к труду других;
- отношение с другими сотрудниками в школе;
Уровень воспитанности складывается из нескольких составляющих:
- Любознательность;
- Прилежание;
- Ответственность;
- Честность;
- Справедливость.
Данные показатели можно оценить по пятибалльной системе.
Заключение
Из всего вышесказанного следует определить принципы педагогической деятельности учителя.
Педагог воспитывает будущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогу необходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой в преобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматривать применяемую им методику воспитания.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию педагога в судьбе воспитанника.
Педагог должен приучать своих воспитанников к способам самоконтроля и самооценки, формировать стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию путем воспитания культуры поведения.
Процесс усвоения культурных понятий осуществляется в младшем школьном возрасте не только от частного, конкретного к более общему пониманию морального содержания ситуаций. В общении со взрослым младший школьник усваивает моральные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Усвоение культурных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Младший школьник способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо - плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой.
2. Важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.
3. Формирование навыков культуры поведения выступает и условием эффективности обучения.
4. Глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного и анализа работ по данной проблеме многих педагогов прошлого и учителей-современников можно сформулировать следующие рекомендации:
1. При воспитании культуры поведения младших школьников учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского.
2. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.
3. Педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения.
4. Создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике.
5. В опыте работы использовать:
- Классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения;
- Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей;
- Беседы на этические темы.
Литература
1 Азбука нравственного воспитания. /Под ред.Каирова И.А., Богдановой О.С./-М.: Просвещение, 1975.-320с.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М.: Педагогика.1986.-176с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М ., 1977.
4. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
5. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. - М.: Просвещение, 1978.-157с.
6. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-пресс, 2003. - 88с.
7. Дереклеева Н.И. Родительские собрания, 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.-240с.
8. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. - Ростов-на Дону: Феникс, 2003.-240с.
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 135с.
10. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1994.
11. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М., 1989.-142с.
12. Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов - 100 ответов. М.: Владос-пресс, 2003. - 365с.
Приложение 1
Методика «Справедливость».
Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».
Ход выполнения.
Детям читается вслух рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было 25 ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть - чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но ома все равно кому-нибудь доставалась.
-Хоть бы она скорей разбилась. Противная чашка, - ворчали ребята.
Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?
Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай мили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех нор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и назвали «наша дежурная чашка».
После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:
1. Как, одним словом можно назвать поступок Лены?
2. Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточке написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно».)
3. О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?
Обработка полученных данных. Анализируя выработанные каждым школьником правила и их соответствие нравственным нормам, классный руководитель может определить степень сформированности представления о справедливости.
Приложение 2
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности.
Ход выполнения.
Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:
1. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.
2. Зла, сделанного тебе другими.
3. Доброго дела, свидетелем, которого ты был.