Файл: Исследование по теме Потребительское поведение молодых мам г. Снежинска Специальность 44. 02. 04 Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полученные результаты представлены на рисунке 2.


Таким образом, в магазинах женской одежды на сегодняшний день понятие «одежда для молодых мам» отсутствует. Поэтому целью настоящего исследования явилось изучение потребительского спроса на одежду для молодых мам и выявление необходимости обособления в магазинах женской одежды такой ассортиментной группы товаров.

Для изучения потребительского спроса на одежду для молодых мам была выбрана целевая аудитория города г. Снежинска. В г. Снежинске в настоящее время существует около 300 магазинов женской одежды. Немногие из них подходят к формированию ассортимента с профессиональной точки зрения, чаще всего предприниматели выбирают китайскую продукцию. Существуют лишь единицы магазинов, где работает грамотный специалист fashion-байер, отслеживающий последние тенденции моды.

Выводы по 1-ой главе.
Подводя итог главе, можно сделать вывод, что в ходе анализа научной литературы и синтеза главной информации из научных источников были выделены основные понятия и определения, раскрывающие тему «потребительского поведения», рассмотрены основные теоретико-методологические подходы классиков социологии к его анализу. После рассмотрения ключевых аспектов, связанных с понятием «потребительское поведение» и теоретико-методологических подходов к его анализу, была составлена классификация факторов различного порядка, обуславливающих тот или иной тип поведения потребителей в крупном городе. Данная теоретическая база станет основой для следующей главы - эмпирической части работы.

Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности, а также эту деятельность детерминируют внутренние и внешние факторы. То есть в случае с потребительским поведением процесс принятия решения о покупке товара или услуги начинается с осознания потребности, которые формируются под влиянием факторов различного характера.


На основе теоретического анализа можно сделать вывод, что формируется ориентация «иметь», но для того, чтобы «быть», чтобы иметь возможность реализовать себя. Данное направление можно охарактеризовать как подлинно гуманистический тип культуры потребления. Освобожденный от рамок навязанного аскетизма (только «быть»), от манипулирующего зомбирующего воздействия на сознание общества потребления (абсолютное «иметь»), человек имеет возможность осуществить подлинный выбор. Для общества ценность такой ориентации у части молодого поколения состоит в преодолении вектора «иметь» именно любой ценой, любыми способами, преодоление несоразмерности доходов и качества труда.

Проведённый в первой главе исследовательский анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

Изучение потребления в рамках социологии культуры ставит новые научные задачи. К их числу можно отнести:

1. Исследование факторов формирования культуры потребления и роли основных агентов социализации в меняющихся условиях;

2. Выявление и разработка специфики взаимосвязи культуры потребления на разных уровнях: общества, групп и слоев, человека;

3. Дальнейшая разработка моделей потребительского поведения различных социальных групп населения.




Заключение

Теоретический анализ формирования нового типа культуры потребления, актуализирован в моделях потребительского потребления. Наиболее значимыми и вызывающими доверие источниками информации являются друзья, знакомые как референтная группа для данной возрастной категории населения. Второе место по значимости и доверию занимают различные СМИ. Остальные источники информации можно оценить как несущественные.

На основах сравнительного анализа различных теоретических подходов к изучению потребительского поведения можно сделать вывод о необходимости рассмотрения поведения потребителей в рамках социологии культуры, так как система ценностей, составляющая ядро культуры, детерминирует поведение.

Стереотипы поведения, основанные на прежних ценностных ориентациях и установках, меняются значительно медленнее происходящих реформ. В результате становления рыночных отношений появились новые модели поведения. В основном молодые мамы

, отдавая предпочтение наиболее традиционным ценностям и стремясь к материальному достатку, демонстрируют разборчивость в выборе средств. Такой выбор в большей степени соответствует рациональной, экономной и компенсаторной моделям потребительского поведения. Демонстративная модель представлена в меньшей степени. При определении факторов успешной жизни молодые мамы продемонстрировали наличие некоторых ценностных ориентаций эпохи социализма.

Теоретический анализ проиллюстрировал при стремлении к определенному уровню материальной обеспеченности отсутствие патерналистских настроений, стремление к активной деятельности. Данный момент доказывает ответы молодых мам на вопросы о выборе специальности, определении основных составляющих хорошей работы. Материальных фактор не является единственно значимым.

Формируется ориентация «иметь», но для того, чтобы «быть», чтобы иметь возможность реализовать себя. Данное направление можно охарактеризовать как черты гуманистического типа культуры потребления. Освобожденный от рамок навязанного аскетизма, (только «быть»), манипулирующего зомбирующего воздействия на сознание общества потребления (абсолютное «иметь»), человек имеет возможность осуществить подлинный выбор.

Молодые мамы не только «хотят иметь», но и «стремятся быть», что говорит о формировании рациональной направленности, а не романтической устремленности. При анализе ассоциативного ряда товаров молодые мамы в общей массе не связывают набор товаров с демонстративностью, престижным поведением, а показывают рациональный подход в потреблении и относятся к этим достаточно дорогим товарам как к инструментальной ценности, позволяющей реализовывать свои жизненные установки.

В ходе анализа было установлено, что при выборе товара молодые мамы в первую очередь будут ориентироваться на то, чтобы товар им понравился, высокое качество товара и оптимальное соотношение цены и качества. В меньшей степени важны такие качества, как низкая цена товара, его соответствие моде и особенностям. Несущественными характеристиками товара молодым мамам представляется импортное происхождение товара и известность торговой марки.

Таким образом, теоретическое исследование еще раз подтвердило, что большинство молодых мам выбрали рациональную модель потребления. Однако, как и при оценке мотивов приобретения вещей, наблюдаются и элементы других: демонстративной и экономной моделей.

Новый формирующийся тип культуры потребления неустойчив
, противоречив с элементами предшествующего типа культуры, что говорит о сохранении традиций и преемственности и новыми чертами потребительского поведения, детерминированными новыми условиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ekstrom К. Families in the Transforming Russian Society / K. Ekstrom, M. Ekstrom, H. Shanahan // Социология потребления / Под ред. Л. Т. Волчковой, Ю. Гронова, В. Н. Мининой. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. С. 225-239.

2. Gronow J. Smoking, Technological Risks and the Legitimation of Science / J. Gronow // Социология потребления / Под ред. Л. Т. Волчковой, Ю. Гронова, В. Н. Мининой. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. С. 216 225.

3. Holm L. The Multiple Meanings of Food in Modern Everyday Life: the Example of Meat / L. Holm // Социология потребления / Под ред. Л. Т. Волчковой, 10. Гронова, В. Н. Мининой. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. С. 146- 159.

4. Kjaesernes U. A Nordic Survey of Consumer Trust and Distrust in Food / U. Kjaesernes // Социология потребления / Под ред. Л. Т. Волчковой, Ю. Гронова, В. Н. Мининой. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. С. 193-216.

5. Sto Е. Three Dimensions in Consumers' Attitudes towards Domestic and Foreign Products / E. Sto // Социология потребления / Под ред. Л. Т. Волчковой, Ю. Гронова, В.Н. Мининой. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. С. 159- 172.

6. XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. Ч. 2. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. 214 с.


7. Автономов В. С. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты / В. Автономов // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12. С. 6- 13.

8. Азарх А. В. Страхи в СМИ: потребление образов в современном обществе / А. В. Азарх // Потребление как коммуникация: Научная конференция молодых ученых. 01-02 июля 2006 г. Материалы конференции. СПб.: Интерсоцис, 2006. С. 23-26.

9. Алешина И. В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. / И. В. Алешина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.384 с.

10. Бабосов Е. М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2003. 416 с.

11. Бабосов Е. М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. / Е. М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2003. 352 с.

12. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Сост., пер. с фр., вступ. ст. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511с.

13. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк / А. В. Батаршев. М.: ТЦ Сфера, 2003. 96 с.

14. Блэкуэлл Д., Поведение потребителей. / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. Изд. 9-е. Пер. с англ. Под ред. J1. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. 624 с.

15. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. И примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

16. Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов / О. А. Большакова//Социологические исследования. 2005. № 4. С. 136- 139.

17. Большой Урал XXI век: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. Тринадцатые Уральские социологические чтения. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 237 с.

18. Борзецовская JI. А. Потребление как коммуникация / A. JI. Борзецовская // Потребление как коммуникация: Научная конференциямолодых ученых. 01-02 июля 2006 г. Материалы конференции. СПб.: Интерсоцис, 2006. С. 20 23.

19. Васильев В. М. Реклама: творческая идея / В. М. Васильев // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 45 54.

20. Веселов В. Р. Интеллигенция и народ: возвращение к старой теме / В. Р. Веселов // Интеллигенция XXI века: Тенденции и трансформации. Материалы научной конференции. Иваново, 2003. С. 42 56.

21. Вишневский Ю. Р. Парадоксальный молодой человек / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26-36.

22. Вишневский Ю. Р. Противоречия культуры / Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. // Культура. Творчество. Личность: труды Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ У ПИ, 2001.С. 18 -19.